Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:12, контрольная работа
Термин «федерализм» этимологически происходит от лат. «foedus» - «союз, договор». Федерализм - неоднозначное понятие и может рассматриваться с разных точек зрения. В самом широком смысле под федерализмом понимается организационная структура чего-либо, основанная на принципах федерации, т.е. объединения каких-либо субъектов, сохраняющих определенную самостоятельность. С политико-правовой точки зрения, федерализм - это система государственного устройства на федеративных началах.
Бюджетно-налоговая
система федеративного
Бюджетный федерализм представляет собой систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.
Основной принцип указанных отношений — сочетание общегосударственных и региональных интересов, включая интересы местных бюджетов. К сожалению, в российских законодательных актах определение бюджетного федерализма отсутствует.
В мировой практике общепринятыми принципами бюджетного федерализма являются: разграничение полномочий между всеми уровнями власти по расходам; наделение соответствующих органов власти достаточными для реализации этих полномочий фискальными
ресурсами; сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью системы бюджетных трансфертов с целью предоставления на всей территории страны определенного стандарта государственных услуг.
Особенностью российского бюджетного федерализма является наличие значительного разрыва в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Центральные органы, осуществляя функции макроэкономического регулирования и перераспределения ВВП, сосредоточивают у себя наиболее важные налоговые доходы, ослабляя доходную базу территориальных бюджетов. Проблема вертикальной несбалансированности решается, в частности, и путем долевого участия разных уровней власти в федеральных налогах и межбюджетными трансфертами.
Горизонтальная несбалансированность бюджетов системы возникает вследствие различий экономического потенциала территориальных единиц. При этом горизонтальная несбалансированность проявляется как в различиях налоговых баз территорий, так и в разных потребностях и стоимости предоставляемых государственных услуг.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях обеспечения сбалансированности территориальных бюджетов используются следующие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета: финансовая помощь бюджетам в форме дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субсидии (из Федерального фонда софинансирования расходов), субвенции (из Федерального фонда компенсаций), ссуды, бюджетные кредиты.
Структура межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета в 2010 г. представлена в таблице 2.
Федеральные налоги поступают на счета федерального казначейства и лишь затем делятся по установленным в федеральном законодательстве пропорциям между уровнями бюджетной системы.
Таблица 2. Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета в 2010 г.*
Виды трансфертов | млрд. рублей | % к итогу |
Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, в том числе: | 456,4 | 59,9 |
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации | 397,0 | 52,1 |
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации | 59,4 | 7,8 |
Субсидии из Федерального фонда софинансирования расходов | 34,6 | 4,5 |
Субвенции из Федерального фонда компенсаций | 231,2 | 30,3 |
Иные межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации | 40,2 | 5,3 |
Итого межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации | 762,4 | 100,0 |
Источник: рассчитано на основе приложения 17 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЭ «О Федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов».
*без учета
межбюджетных трансфертов государственным
внебюджетным фондам.
22.8.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
И РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО
БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЯМ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ в 2005-2008
гг.
(миллиардов рублей)
|
22.9.
РАСХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО
БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ в 2008 г.1)
Млрд. руб. | В процентах к итогу | Млрд. руб. | В процентах к итогу | ||
Расходы – всего | 7122,1 | 100 | |||
в том числе: | на здравоохранение, физическую | ||||
на образование | 1658,1 | 23,3 | культуру и спорт | 1546,3 | 21,7 |
на культуру,
кинематографию, средства массовой информации |
310,6 | 4,4 | на социальную политику | 3607,1 | 50,6 |
1) Данные приведены с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов.
22.10. ИСПОЛНЕНИЕ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2008 г.
Утверждено
сводной бюджетной росписью (с учетом внесенных изменений за 2008 г.), млрд. руб. |
Фактическое исполнение | |||
млрд. руб. | в процентах | |||
к утвержденному бюджету |
к ВВП | |||
Всего | 7737,8 | 7570,9 | 97,8 | 18,2 |
|
||||
на общегосударственные | ||||
вопросы | 912,2 | 839,4 | 92,0 | 2,0 |
из них на обслуживание | ||||
государственного и муниципального долга | 157,4 | 153,3 | 97,4 | 0,4 |
на национальную оборону | 1044,2 | 1040,9 | 99,7 | 2,5 |
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 836,7 | 835,6 | 99,9 | 2,0 |
на национальную экономику | 1064,5 | 1025,0 | 96,3 | 2,5 |
|
||||
на топливно – энергетический комплекс | 19,2 | 9,8 | 51,1 | 0,0 |
на сельское хозяйство и рыболовство | 58,3 | 58,0 | 99,5 | 0,1 |
на транспорт | 131,5 | 116,3 | 88,5 | 0,3 |
на дорожное хозяйство | 191,9 | 180,0 | 93,8 | 0,4 |
на связь и информатику | 19,8 | 18,7 | 94,3 | 0,0 |
на прикладные
научные исследования в области национальной экономики |
73,1 | 72,8 | 99,5 | 0,2 |
на другие вопросы в области национальной экономики | 496,3 | 495,5 | 99,8 | 1,2 |
на социально-культурные мероприятия | 1019,5 | 1015,7 | 99,6 | 2,4 |
на межбюджетные трансферты | 2712,1 | 2674,6 | 98,6 | 6,4 |
22.14. ИстоЧники
ФИНАНСИРОВАНИЯ
ДЕФИЦИТА федерального
бюджета
Российской Федерации
в 2008 г.1)
|
1) Величина
превышения доходов над расходами – профицит
имеет положительный знак, а величина
дефицита - отрицательный знак. Профицит
или дефицит бюджета
покрываются за счет финансирования такой
же величины, но с противоположным знаком.
2) Включая остатки денежных средств бюджетов.
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ
БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
в 2007-2009 гг.1)
(на 1 января; миллиардов рублей)
|