Бюджетный федерализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:12, контрольная работа

Описание работы

Термин «федерализм» этимологически происходит от лат. «foedus» - «союз, договор». Федерализм - неоднозначное понятие и может рассматриваться с разных точек зрения. В самом широком смысле под федерализмом понимается организационная структура чего-либо, основанная на принципах федерации, т.е. объединения каких-либо субъектов, сохраняющих определенную самостоятельность. С политико-правовой точки зрения, федерализм - это система государственного устройства на федеративных началах.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 573.00 Кб (Скачать)

Бюджетно-налоговая  система федеративного государства  традиционно состоит из бюджета  центрального правительства (федерального бюджета) и региональных бюджетно-налоговых систем. В связи с этим возникает необходимость решения таких проблем, как реализация принципов разделения полномочий в финансовой сфере между федеральными и региональными органами государственной власти, создание действенного механизма бюджетных взаимоотношений между ними, а также между субъектами Федерации и органами местного самоуправления. При этом определяющим фактором является сохранение целостности государства.

Бюджетный федерализм представляет собой систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Основной принцип указанных отношений — сочетание общегосударственных и региональных интересов, включая интересы местных бюджетов. К сожалению, в российских законодательных актах определение бюджетного федерализма отсутствует.

В мировой практике общепринятыми принципами бюджетного федерализма являются: разграничение полномочий между всеми уровнями власти по расходам; наделение соответствующих органов власти достаточными для реализации этих полномочий фискальными

ресурсами; сглаживание  вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью системы бюджетных трансфертов с целью предоставления на всей территории страны определенного стандарта государственных услуг.

Особенностью  российского бюджетного федерализма  является наличие значительного  разрыва в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Центральные органы, осуществляя функции макроэкономического регулирования и перераспределения ВВП, сосредоточивают у себя наиболее важные налоговые доходы, ослабляя доходную базу территориальных бюджетов. Проблема вертикальной несбалансированности решается, в частности, и путем долевого участия разных уровней власти в федеральных налогах и межбюджетными трансфертами.

Горизонтальная  несбалансированность бюджетов системы  возникает вследствие различий экономического потенциала территориальных единиц. При этом горизонтальная несбалансированность проявляется как в различиях налоговых баз территорий, так и в разных потребностях и стоимости предоставляемых государственных услуг.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях обеспечения сбалансированности территориальных бюджетов используются следующие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета: финансовая помощь бюджетам в форме дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субсидии (из Федерального фонда софинансирования расходов), субвенции (из Федерального фонда компенсаций), ссуды, бюджетные кредиты.

Структура межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета  в 2010 г. представлена в таблице 2.

Федеральные налоги поступают на счета федерального казначейства и лишь затем делятся  по установленным в федеральном  законодательстве пропорциям между  уровнями бюджетной системы.

Таблица 2. Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета в 2010 г.*

Виды трансфертов млрд. рублей % к итогу
Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов РФ, в том числе: 456,4 59,9
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации 397,0 52,1
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации 59,4 7,8
Субсидии  из Федерального фонда софинансирования расходов 34,6 4,5
Субвенции из Федерального фонда компенсаций 231,2 30,3
Иные  межбюджетные трансферты субъектам  Российской Федерации 40,2 5,3
Итого межбюджетные трансферты субъектам  Российской Федерации 762,4 100,0

Источник: рассчитано на основе приложения 17 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЭ «О Федеральном  бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов».

*без учета  межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

22.8. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ  И РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО   
БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ в 2005-2008 гг.

(миллиардов  рублей)

  2005 2006 2007 2008
Федеральный  
бюджет
Консолидированные бюджеты субъектов  
Российской  
Федерации
Федеральный  
бюджет
Консолидированные бюджеты субъектов  
Российской  
Федерации
Федеральный  
бюджет
Консолидированные бюджеты субъектов  
Российской  
Федерации
Федеральный  
бюджет
Консолидированные бюджеты субъектов  
Российской  
Федерации

Доходы- всего

5127,2 2999,9 6278,9 3797,3 7781,1 4828,5 9275,9 6198,8
из них:                
налог на прибыль  организаций 377,6 955,3 509,9 1160,7 641,3 1530,7 761,1 1752,0
налог на доходы физических лиц 0,0 707,0 0,0 930,4 -0,0 1266,6 -0,0 1666,3
единый социальный налог  267,5 0,4 315,8 0,1 405,0 0,1 506,8 0,2
налог на добавленную  стоимость:                
на товары  (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1025,7 0,1 924,2 0,2 1390,4 0,2 998,4 0,3
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 446,5 - 586,7 - 871,1 - 1133,8 -
акцизы по подакцизным товарам (продукции):                
производимым  на территории Российской Федерации 89,5 146,6 93,2 160,1 108,8 179,3 125,2 189,4
ввозимым на территорию Российской Федерации 17,6 - 17,3 - 26,2 - 35,3 -
налоги на совокупный доход  - 71,7 - 95,9 - 123,7 - 161,3
налоги на имущество 0,0 253,1 -0,0 310,9 -0,0 411,2 - 493,4
налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 872,3 56,3 1116,7 70,6 1157,4 77,8 1637,5 105,1
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 9,8 33,2 5,9 14,8 3,9 15,9 0,9 2,9
доходы от внешнеэкономической деятельности 1680,9 - 2306,3 - 2408,3 - 3584,9 -
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 80,3 154,9 149,1 196,6 267,1 249,9 150,5 273,5
платежи при  пользовании природными ресурсами 57,9 15,1 76,8 17,6 61,3 21,1 111,8 25,1
безвозмездные поступления 86,6 442,3 34,9 603,1 231,1 645,0 1,3 1204,7
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - 56,2 0,1 79,4 0,5 97,5 0,0 80,2

Расходы – всего

3514,3 2941,2 4284,8 3657,7 5986,6 4790,5 7570,9 6253,1
из них:                
на общегосударственные вопросы 501,0 249,1 533,2 282,7 815,7 348,0 839,4 444,1
из них  на обслуживание государственного и  муниципального долга 208,3 30,9 172,8 29,8 143,1 32,0 153,3 35,9
на национальную оборону 581,1 0,6 681,8 1,6 831,9 2,1 1040,9 2,8
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 450,1 135,1 550,2 163,9 667,0 197,3 835,6 256,5
на национальную экономику 248,7 515,5 345,0 603,9 692,6 865,4 1025,0 1233,6
из них  расходы:                
    на топливно-энергетический комплекс
4,8 5,6 7,5 10,6 8,3 25,2 9,8 30,2
    на сельское хозяйство и рыболовство
19,5 59,2 26,1 84,7 27,8 118,6 58,0 180,3
    на транспорт 
42,2 208,3 132,2 279,9 172,6 407,8 116,3 173,7
    на дорожное хозяйство
180,0 460,4
    на связь и информатику
4,3 9,5 6,1 14,3 14,1 22,6 18,7 34,2
    на прикладные научные исследования в области национальной экономики
38,0 1,5 45,4 1,8 60,7 2,2 72,8 2,7
    на другие вопросы в области национальной экономики
95,0 224,2 66,5 201,1 348,3 241,3 495,5 292,6
на жилищно-коммунальное хозяйство 6,9 464,5 52,7 579,0 294,9 807,4 129,5 1023,7
на социально-культурные мероприятия 476,2 1534,6 616,4 1974,5 776,1 2531,0 1015,7 3060,9
на межбюджетные трансферты 1245,6 24,7 1498,9 35,5 1900,1 21,0 2674,6 210,6
из них на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов1) 758,9 - 914,3 3,0 1043,9 19,0 1580,0 203,6
Профицит, дефицит (-) 1612,9 58,7 1994,1 139,6 1794,6 38,0 1705,1 -54,4
 

22.9. РАСХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО  БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  
НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ в 2008 г.
1)

  Млрд. руб. В процентах к итогу   Млрд. руб. В процентах к итогу
Расходы – всего 7122,1 100      
       в том числе:      на здравоохранение, физическую    
на образование 1658,1 23,3 культуру и спорт 1546,3 21,7
на культуру, кинематографию, 
средства массовой информации
310,6 4,4 на социальную политику 3607,1 50,6

1) Данные приведены с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов.

22.10. ИСПОЛНЕНИЕ РАСХОДНОЙ  ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ в 2008 г.

  Утверждено  сводной  
бюджетной росписью  
(с учетом внесенных  
изменений за 2008 г.),  
млрд. руб.
Фактическое исполнение
млрд. руб. в процентах
к утвержденному  
бюджету
к ВВП
Всего 7737,8 7570,9 97,8 18,2
    из них:
       
на общегосударственные         
вопросы 912,2 839,4 92,0 2,0
из них  на обслуживание        
государственного  и муниципального долга 157,4 153,3 97,4 0,4
на национальную оборону 1044,2 1040,9 99,7 2,5
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 836,7 835,6 99,9 2,0
на национальную экономику 1064,5 1025,0 96,3 2,5
    из них расходы:
       
на топливно – энергетический комплекс 19,2 9,8 51,1 0,0
на сельское хозяйство и рыболовство 58,3 58,0 99,5 0,1
на транспорт  131,5 116,3 88,5 0,3
на дорожное хозяйство 191,9 180,0 93,8 0,4
на связь  и информатику 19,8 18,7 94,3 0,0
на прикладные научные  исследования в области  
национальной экономики
73,1 72,8 99,5 0,2
на другие вопросы в области национальной экономики 496,3 495,5 99,8 1,2
на социально-культурные мероприятия 1019,5 1015,7 99,6 2,4
на межбюджетные трансферты 2712,1 2674,6 98,6 6,4
 
 

22.14. ИстоЧники ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА федерального бюджета  
Российской Федерации
в 2008 г.1)

  Млрд. руб.
Общее финансирование -1705,1
в том числе:  
внутреннее  финансирование -1570,0
    в том числе:
 
государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте  
Российской Федерации
171,6
иные источники  внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов 249,7
    из них:
 
    акции и иные формы  участия в капитале, находящиеся  в государственной и муниципальной  собственности
6,7
    государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных  камней
-2,1
    курсовая разница
722,6
    бюджетные кредиты, предоставленные  внутри страны в валюте Российской Федерации
-15,9
    прочие источники  внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов
-472,5
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов2) -1991,3
внешнее финансирование -135,0
    в том числе:
 
государственные ценные бумаги, номинальная стоимость  которых указана в иностранной  валюте -80,1
кредиты иностранных  государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного финансового права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте -34,5
иные источники внешнего финансирования -20,4

1)  Величина превышения доходов над расходами – профицит  имеет положительный знак, а величина дефицита - отрицательный знак. Профицит или дефицит бюджета 
покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком.

2) Включая остатки денежных средств бюджетов.

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ  БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   
в 2007-2009 гг.
1) 
(на 1 января; миллиардов рублей)

  Задолженность в том числе
недоимка отсроченные  
(рассроченные) 
платежи
реструктуриро-ванная 
задолженность
приостановлен-ные к взысканию  
платежи
задолженность, приостановлен-ная  к взысканию  
в связи с введе-нием процедур банкротства
задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства
  2007г.

Всего

757,4 245,2 0,3 15,7 119,8 278,7 97,7
в том числе:              
по федеральным  налогам и сборам 662,5 193,7 0,1 13,1 115,1 256,2 84,3
    в том числе:
             
налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые из Республики Беларусь 354,3 105,0 0,0 8,5 53,3 138,3 49,1
налог на прибыль  организаций 170,2 34,3 0,0 1,3 35,2 81,4 18,1
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации и ввозимым из Республики Беларусь 25,2 10,1 - 1,0 3,6 6,8 3,6
    из них:
             
на бензин 4,4 2,1 - - 1,3 0,6 0,4
на табачную продукцию 0,3 0,1 - - 0,1 0,1 0,0
на дизельное  топливо 2,2 0,6 - 0,0 1,4 0,1 0,1
на алкогольную  продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) 5,8 1,8 - 0,0 0,2 1,8 2,0
налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 35,7 10,6 0,0 0,7 17,8 4,5 2,1
остальные федеральные налоги и сборы 77,1 33,7 0,0 1,6 5,2 25,2 11,4
по региональным налогам и сборам 52,9 29,7 0,2 1,3 1,9 12,5 7,3
по местным  налогам и сборам 31,4 14,8 0,0 1,3 1,6 9,2 4,6
по налогам  со специальным налоговым режимом 10,7 7,0 0,0 0,1 1,2 0,9 1,6
  2008г.

Всего

574,9 227,4 0,4 11,5 90,5 138,4 106,7
в том числе:              
по федеральным  налогам и сборам 481,9 173,9 0,2 9,2 86,8 118,2 93,7
    в том числе:
             
налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые из Республики Беларусь 249,6 85,0 0,2 5,9 41,3 68,9 48,3
налог на прибыль  организаций 102,5 34,4 0,0 0,9 29,8 18,7 18,7
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации и ввозимым из Республики Беларусь 26,4 7,2 0,0 0,8 7,2 7,3 3,9
    из них:
             
на бензин 5,1 0,8 - - 3,6 0,2 0,6
на табачную продукцию 0,4 0,1 - - 0,2 0,1 0,1
на дизельное  топливо 3,2 0,3 - 0,0 2,7 0,1 0,1
на алкогольную  продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) 5,0 1,1 0,0 0,0 0,3 1,8 1,7
налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 35,7 14,6 0,0 0,3 4,7 5,0 11,2
остальные федеральные налоги и сборы 67,7 32,8 0,0 1,3 3,7 18,3 11,6
по региональным налогам и сборам 53,6 32,3 0,2 1,1 1,3 11,4 7,4
по местным  налогам и сборам 28,4 14,3 0,0 1,2 1,4 7,9 3,6
по налогам со специальным налоговым режимом 10,9 6,9 0,0 0,1 1,0 0,9 2,1

Информация о работе Бюджетный федерализм