Бюджетный федерализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:12, контрольная работа

Описание работы

Термин «федерализм» этимологически происходит от лат. «foedus» - «союз, договор». Федерализм - неоднозначное понятие и может рассматриваться с разных точек зрения. В самом широком смысле под федерализмом понимается организационная структура чего-либо, основанная на принципах федерации, т.е. объединения каких-либо субъектов, сохраняющих определенную самостоятельность. С политико-правовой точки зрения, федерализм - это система государственного устройства на федеративных началах.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 573.00 Кб (Скачать)

2. Управление финансами,  содержание и функции

Управление финансами  в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные  органы власти.

Это Федеральное Собрание и его две палаты -- Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Министерство  финансов РФ и его  органы на местах -- важнейший орган, осуществляющий управление финансами РФ.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

* разработка  и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

* составление  проекта и исполнение федерального  бюджета;

* обеспечение  устойчивости государственных финансов  и их активного воздействия  на социально-экономическое развитие  страны;

* концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

* разработка  предложений по привлечению в  экономику страны иностранных  кредитов;

* совершенствование  методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

* осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов.

Министерство  финансов РФ выполняет следующие  функции:

1) участвует  в работе по составлению долговременных  и краткосрочны прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

2) организует  работу по составлению проекта  федерального бюджета, прогноза  консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов  отчислений от федеральных налогов,  сборов, размеров и дотаций и  субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

З) обеспечивает исполнение федерального бюджета, а  также государственных федеральных  внебюджетных фондов;

4) разрабатывает  с участием Министерства РФ  по налогам и сборам, Федеральной  службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

5) принимает  участие в работе по совершенствованию  страховой деятельности в стране;

6) разрабатывает  предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск  государственных внутренних займов РФ;

7) разрабатывает  предложения по формированию  и развитию финансового рынка;

8) осуществляет  по поручению Правительства РФ  сотрудничество с международными  финансовыми организациями;

9) разрабатывает  проекты программ внешних заимствований РФ.

Важнейшими департаментами Министерства финансов России являются: бюджетный департамент, который  составляет проект федерального бюджета; отраслевые департаменты финансирования промышленности; строительства и  строительной индустрии; транспортных систем и связи; сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы; оборонного комплекса и др.; иностранных кредитов и внешнего долга; налоговых реформ; государственных ценных бумаг и финансового рынка и др.

Важное подразделение  Министерства финансов -- Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Министерство  РФ по налогам и  сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам  и сборам обязаны:

* действовать  в строгом соответствии с законодательством;

* осуществлять  контроль за соблюдением налогового  законодательства по вопросам  правильного исчисления, полноты  и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

* проводить проверки  налогоплательщиков;

* ежемесячно  представлять финансовым органам  и органам Федерального казначейства  сведения о фактически поступивших  суммах налогов и других платежей в бюджет;

* информировать  Министерство финансов о всех  случаях неуплаты предприятиями  налогов;

* осуществлять  возврат излишне уплаченных налоговых  сумм и неправильно изъятых  с налогоплательщиков штрафов  и пеней.

Федеральная служба налоговой  полиции РФ. С деятельностью Государственной налоговой службы была тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, созданного в июле 1993 г.: предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Права и обязанности налоговых полицейских определены Законом о федеральных органах налоговой полиции. Налоговая полиция имеет право налагать административный арест в установленном порядке на имущество лиц, уклонившихся от уплаты налогов, и осуществлять проверки, оформляя их актами.

В конце декабря 1995 г. департамент налоговой полиции  РФ был переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ, которая получила новые полномочия: право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Это направлено на уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения и должно повысить собираемость налогов.

Государственный таможенный комитет РФ (ГГК РФ) несет ответственность за поступление таможенных пошлин РФ. Он обязан:

1) проводить  налоговые проверки по налогам,  взимаемым таможенными органами;

2) проверять  все документы, связанные с  исчислением и уплатой налогов,  взимаемых таможенными органами;

3) приостанавливать  операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

4) проводить  взимание недоимок по налогам,  а также сумм штрафов, предусмотренных  налоговым законодательством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

2.1 Финансовый менеджмент

В условиях перехода на рыночные отношения исключительно  важное значение имеет также эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности - финансовый менеджмент.

В условиях административно-командной  системы, централизованно планируемой  социалистической экономики финансовый менеджмент не получил должного развития. При переходе к рыночным механизмам финансовый менеджмент приобретает первостепенное значение.

В странах с  развитой рыночной экономикой в 90-е  годы наибольшее воздействие на финансы  акционерных обществ и предприятий  оказывали интернационализация  хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение применения компьютерной техники.

Осуществление деловых операций в глобальном масштабе облегчает условия воспроизводства  любой корпорации и улучшает ее финансовое положение. Это в полной мере относится и к компаниям, специализирующимся в сфере оказания услуг, включая банки, рекламные агентства, бухгалтерские фирмы и т.д.

Основная задача финансового менеджмента по мобилизации  и использованию денежных фондов корпораций состоит в максимизации реальных пассивов и активов корпораций. При этом важнейшее значение имеют следующие кардинальные вопросы финансового менеджмента.

1. Планирование  и прогнозирование финансовой  стороны деятельности корпораций. Финансовое управление корпорации  разрабатывает финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, развития научно - технического прогресса, внедрения новых управленческих решений и финансовых ресурсов их обеспечения (на один год и пять лет). Такие финансовые планы определяются для каждого подразделения корпорации, т.е. для отдельных фирм в рамках корпорации и для отдельных отраслевых управлений (департаментов) внутри одной фирмы.

2. Принятие наиболее  целесообразных решений в процессе  инвестирования крупных средств. Успешно функционирующая корпорация имеет быстро растущий объем реализации продукции, что требует новых инвестиций на расширение производства (приобретение оборудования, проведение НИОКР и т.д.). Финансовый менеджер должен определить оптимальные темпы роста объема реализации, структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации; способы инвестирования -- за счет кредитов банков или путем выпуска собственных акций и облигаций; случае банковского кредита -- долгосрочный или краткосрочный.

3. Координация  финансовой деятельности корпорации со всеми ее службами. Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что в свою очередь оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций.

4. Проведение  крупных операций на финансовом  рынке по мобилизации дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций.

Таким образом, основными методами финансового  управления являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система  амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, система финансовых санкций.

Список  используемой литературы

1. Финансы. Денежное  обращение. Кредит: Учебник для  вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001.

2. Колпакова  Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика,2006

3. Лавров А.  Бюджетный федерализм и финансовая  стабилизация. // Университетская информационная  система Россия http://www.cir.ru

4. Институциональные  основы экономики федерализма

http://www.kazanfed.ru/actions/konfer1/doklad10/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 13. Бюджетный федерализм

В бюджетной  системе Российской Федерации взаимодействуют  различные субъекты межбюджетных отношений. Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма.

Во многих государствах, которые относятся к унитарным (Франция, Китай, Турция, Япония и др.), межбюджетные отношения не следует отождествлять с понятием бюджетного федерализма, поскольку в этих странах бюджетная система, как это было в СССР, представляет собой единый государственный бюджет, а не систему самостоятельных бюджетов, что и является специфической чертой в бюджетном федерализме. Однако бюджетный федерализм характеризует не только правовые бюджетные отношения и правовое положение (бюджетные полномочия) между уровнями государственной власти. Прежде всего необходимо выделить в системе бюджетного федерализма его объективное содержание, которое принимает ту или иную правовую форму.

1. Объективное содержание бюджетного федерализма

Как финансовая категория бюджетный федерализм имеет объективное содержание. Это означает, что бюджетный федерализм прежде всего выступает формой финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов, денежных ресурсов. Поэтому в самом простом виде бюджетный федерализм выражает системно организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов (рис. 13.1).

Информация о работе Бюджетный федерализм