Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, методов его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность бюджетного дефицита, главные причины его возникновения, а также социально-экономические последствия;
2. Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита в современных условиях;

Содержание

Введение……………………………………………………….……………….2
1. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия………………………………….……………..……4
2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития………………………………………..………14
3. Проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения в контексте зарубежной практики………………………………………...……25
Заключение………………………………………………..…………………32
Приложения…………………………………………………..……………..34
Список использованной литературы……………………………….…..……37

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.docx

— 66.54 Кб (Скачать)

5.  Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Таблица 2.1

Достоинства и недостатки эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета [2]

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета.

Достоинства

Недостатки

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает  на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и  обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее  воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии

В долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Это мера, которую можно  осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Этот метод может оказать  дестабилизирующее воздействие  на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует  увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет  к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.


 

 
Таблица 2.2

Достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга [2]

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего  долга

Достоинства

Недостатки

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они  не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться  процент. Выплата процентов по государственным  облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата  процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Это достаточно оперативный  способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг  можно обеспечить быстро. Население  в развитых странах с удовольствием  покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным.

«Эффект вытеснения» частных  инвестиций. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета  может привести к дефициту платежного баланса.


 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

 

1.  Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 486 с.

2.  Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб. пособие/ Т.М.Ковалева, С В. Барулин. М.: КНОРУС, 2005.

3.  Бюджетные отношения в РФ: новые подходы к анализу и правовому регулированию / Под ред. А.Н. Швецова. – М.: Формула права, 2009. - 254 с.

4.  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; с изменениями СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1).

5.  Годин, А.М. Бюджетная система РФ / А.М. Годин, Н.С. Максимова. – М.: Дашков и К°, 2008.

6.  Государственный бюджет:Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн:БГЭУ, 2006.

7.  Дмитриев М.Э. Развитие потенциала государственного управления: уроки стран с переходной экономикой. // Вопросы государственного и муниципального управления. Том II. – 2007. - №2 – 3.

8.  Ершов М., Лохмачев В., Татузов В., Танасова А. О долговой политике России в условиях выхода из кризиса. // Деньги и кредит. – 2010. – №8 – С. 32 – 38.

9.  Илларионов А.М. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике//Вопросы экономики.- 2009.- № 12.- С. 15.

10.  Парыгина В.А., Тедеев А.А., Мельников С.И. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 469 с.

11.  Пекарский С.Э. Нелинейные эффекты воздействия инфляции на бюджетный дефицит и государственный долг // Экономический журнал ВШЭ, 4, № 3, 2006. С. 309-332.

12.  Поляк Г.Б. Бюджетная система России. Учебник для вузов. М.:-Юнити, 2005г.-539 с.

13.  Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: Материалы Восьмой научно-практической конференции (16 – 18 июня 2008 г.). – Петро-заводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. – 276 с.

14.  Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2009. – С. 539.

15.  Финансы: учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., переаб. и дополн. – М.: Экономистъ, 2008. – 682 с.

16.  Хадонов Е.Е. О путях устранения дефицита бюджета Российского государства //Финансы.- 2008.- № 4.- С.51-54.

17.  Хурсевич С. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/data/432/694/1219/052.HURSEVITCH.pdf


Информация о работе Бюджетный дефицит