Бюджетный дефицит и источники его покрытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой

работы является изучение бюджетного дефицита и

источников его покрытия.

Исходя из цели,

задачами работы являются:

• рассмотрение понятия

и сущности бюджетного дефицита;

• определение

факторов роста бюджетного

дефицита;

• характеристика источников покрытия

бюджетного дефицита.

Содержание

Введение

Глава 1. Бюджетный дефицит и факторы его роста

1.1

Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

1.2 Факторы роста

бюджетного дефицита

Глава 2. Источники покрытия бюджетного

дефицита

2.1 Монетизация бюджетного дефицита

2.2 Внешнее долговое

финансирование

2.3 Внутреннее долговое

финансирование

Заключение

Список нормативно-правовых актов и

использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетный дефицит и источники его покрытия.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

действий). Существует 3 основных варианта финансирования военных расходов:

увеличение  налогов, эмиссия денег, дефицитное финансирование. Первый путь

подрывает стимулы к труду и предпринимательскую  активность. А поскольку в данный

период  требуется сверхзанятость населения и рост инвестиционной активности в

оборонно-промышленном комплексе, постольку такой вариант  нереализуем без

установления  командной системы. Второй путь порождает  быструю инфляцию, которая

предопределяет  спад производства, в том числе и вооружений. Так что

предпочтительнее  пойти по третьему пути, связанному с наращиванием бюджетного

дефицита. Он тоже чреват инфляцией, но через  определенный временной интервал. И

если  война не затянется, то инфляционные процессы развернутся уже в послевоенный

период, когда важнейшая цель победы над  врагом уже будет достигнута.

Таким

образом, в конечном итоге дефицит бюджета  является следствием:

• чрезмерных

государственных расходов;

• ограниченности финансовых возможностей государства

мобилизовать  необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях

стимулирования  деятельности субъектов хозяйствования лили из-за низкой

собираемости  доходов);

• циклических спадов в экономике.

Вынужденный дефицит

является  следствием сокращения объемов ВВП  и соответственно ограниченности

финансовых  ресурсов страны. Примером вынужденного бюджетного дефицита является

циклический бюджетный дефицит.

Сознательный  бюджетный дефицит возникает

вследствие дискреционной фискальной политики, которая предусматривает

целенаправленные  действия в размере государственных  затрат, налогов и сальдо

государственного  бюджета. Сознательный дефицит бюджета  возникает при условии,

когда для стимулирования совокупного  спроса в период экономического спада

правительство целенаправленно снижает ставки налогообложения и увеличивает

государственные затраты.

Структурные затраты и поступления в большинстве

состоят из дискреционных программ, введенных  законодательством. А циклические

затраты и дефициты состоят из налогов и затрат, которые  автоматически

приспосабливаются к состоянию экономики. Так, в  случае спада производства каждый

процентный пункт  роста нормы безработицы увеличивает  на соответствующую сумму

циклический дефицит. Это происходит потому, что налоговые поступления

уменьшаются, а  государственная помощь с безработицы  растет.

Когда же

правительственные структуры ставят за цель уменьшить  бюджетным путем повышения

налоговых ставок и снижение расходов, то соответственно уменьшается структурный

дефицит при  полной занятости или потенциальном  объеме производства. Если

государственный законодательный орган решит  ввести программу, которая

субсидирует социальное обеспечение материнства, это приведет к росту структурных

затрат, соответственно увеличит структурный дефицит.

Статистические

исследования  показывают, что определенные мероприятия  правительства, которые

изменяют структурный  дефицит, изменяют фактический дефицит  в том же самом

направлении.

Активный бюджетный  дефицит является следствием сознательного

увеличения государственных  затрат, которое создает невозможность  сбалансировать

бюджет. Таким  образом, отличие между структурным  и активным дефицитом состоит  в

том, что последний  возникает в результате проведения политики дефицитного

финансирования  с целью стимулирования достижения максимальной занятости

имеющихся производственных ресурсов, что побуждает экономику  развиваться

относительно  независимо от циклических колебаний. Таким образом, активный

дефицит своим  импульсным содержанием отличается от структурного

дефицита.

Пассивный дефицит  бюджета возникает под действием  экономической

конъюнктуры как  первопричина накопления запланированного объема бюджетных

ресурсов и  его можно сопоставить с циклическим  бюджетным дефицитом.

Всякий рост

государственных расходов, не подкрепленный увеличением  доходов, нарушает

бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное  сальдо, с одной стороны,

но с другой - причиной бюджетного дефицита могут  явиться недостаточные доходы

государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета

являются налоги, следует признать тот факт, что  состояние доходной базы бюджета

определяется  состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в

целом.

К важнейшим  факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его

размер, относится  колебание объема ВВП в течение  бюджетного периода. Практика

показала, что  в периоды депрессии, когда ВВП  низок, бюджет, как правило,

сводится с  дефицитом, в то время как в  периоды подъема наблюдается  положительное

бюджетное сальдо. Причинами таких изменений являются метаморфозы, происходящие

как в доходной, так и в расходной части  бюджета. Здесь имеется в виду, что во

время спадов резко  сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога,

налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же

время возрастают отдельные виды государственных  расходов, что заставляет их

находиться в  противофазе с циклом .

Если правительству  удается увеличить долю

выпуска государственных  ценных бумаг для финансирования первичного дефицита

бюджета, то растут основная сумма государственного долга  и коэффициент его

обслуживания, т.е. в национальной экономике увеличивается  бремя долга. Сумма

процентов за государственный  долг равняется произведению государственного долга

и реальной процентной ставки. Если в национальной экономике  реальная процентная

ставка превышает  темпы роста реального ВВП, то весь прирост последнего идет на

выплату процентов  по обслуживанию государственного долга, т.е. отношение

государственного долга к ВВП.

Основные причины  резкого скачка бюджетного

дефицита:

• низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой

результативностью внешнеэкономических связей.

• нерациональная структура

бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя

крупные государственные  инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь

(нередко безвозмездную)  развивающимся странам.

• неэффективный бюджетный

механизм, не позволяющий  государству использовать его в  качестве стимула

развития экономики  и социальной сферы.

Полностью сбалансированный

государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Но, не всегда бюджетный  дефицит является негативным явлением.

Дж. М. Кейнс в

целях «взбадривания» экономического роста и обеспечения полной занятости

рекомендовал  проводить политику дефицитного  финансирования. Дефицит бюджета

может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных

бедствий, катаклизмов  – когда обычных резервов становится недостаточно и

приходится прибегать  к источникам особого рода. В таких  случаях бюджетный

дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует

и третья, наиболее опасная и тревожная форма  бюджетного дефицита, когда он

является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности

правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае

требуется принятие не только срочных и действенных  экономических мер, но и

соответствующих политических решений.

Нормальным считается  дефицит бюджета,

приблизительно  соответствующий уровню инфляции в  стране. Такой дефицит бюджета

обычно покрывается  низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка.

Международные стандарты предполагают возможный  дефицит бюджета на уровне 2 - 3 %

ВНП. Такой или  больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет

эмиссии государственных  ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем

средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличие  от других видов

доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С

позиций же интересов  государства наиболее эффективным  источником финансирования

внутреннего долга  являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают

финансовые ресурсы  из внутреннего денежно-кредитного оборота.

Монетизация бюджетного дефицита

      В случае монетизации дефицита (то есть

внутреннего банковского  финансирования) нередко возникает  сеньораж - доход

государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа

роста денежной массы над темпом роста реального  ВВП, что приводит к повышению

среднего уровня цен. В результате все экономические  агенты платят своеобразный

инфляционный  налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства

через возросшие  цены.

      Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного

дефицита, при  котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в

срок. Если закупки  осуществляются в частном секторе, то производители заранее

увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок

к повышению  общего уровня цен и уровня инфляции.

      Если  отсроченные платежи

накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты

нередко непосредственно  финансируются Центральным Банком или же накапливаются, в

Информация о работе Бюджетный дефицит и источники его покрытия