Бюджетный дефицит и источники его покрытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой

работы является изучение бюджетного дефицита и

источников его покрытия.

Исходя из цели,

задачами работы являются:

• рассмотрение понятия

и сущности бюджетного дефицита;

• определение

факторов роста бюджетного

дефицита;

• характеристика источников покрытия

бюджетного дефицита.

Содержание

Введение

Глава 1. Бюджетный дефицит и факторы его роста

1.1

Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

1.2 Факторы роста

бюджетного дефицита

Глава 2. Источники покрытия бюджетного

дефицита

2.1 Монетизация бюджетного дефицита

2.2 Внешнее долговое

финансирование

2.3 Внутреннее долговое

финансирование

Заключение

Список нормативно-правовых актов и

использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетный дефицит и источники его покрытия.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 

Глава 1. Бюджетный дефицит и факторы  его роста 

1.1

Понятие бюджетного дефицита и причины его  возникновения 

1.2 Факторы  роста

бюджетного  дефицита 

Глава 2. Источники покрытия бюджетного

дефицита  

2.1 Монетизация  бюджетного дефицита 

2.2 Внешнее  долговое

финансирование 

2.3 Внутреннее  долговое

финансирование  

Заключение 

Список  нормативно-правовых актов и

использованной  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет  Российской Федерации является

важнейшим звеном финансовой системы страны.

Отражая содержание процессов производства и

распределения общественного продукта и

национального дохода, бюджет представляет собой

экономическую форму образования и использования

основного централизованного фонда денежных средств

государства.

В ходе проведения реформ бюджетная

система страны претерпела значительные изменения.

Произошло перераспределение части полномочий и

ответственности от федерального к региональным и

местным бюджетам. При этом объем финансовых

потоков, определяемых взаимными расчетами между

бюджетами, почти не сократился по сравнению  с

прежней системой исполнения единого

консолидированного  бюджета страны, отличавшейся

высокой степенью централизации управления. 

Бюджетный дефицит - это хорошо или плохо?

Конечно, однозначный ответ дать нельзя. Хотя бы

потому, что различна природа дефицитов. Дефицит

может возникнуть в результате серьезного спада

производства  и экономического кризиса. Здесь

дефицит представляет собой неспособность

правительства профинансировать собственные

расходы. Но дефицит может явиться и результатом

экономической политики государства: снижение

налогов с целью стимулирования производства. Как

показывает  история, в этом случае государство

может позволить себе достаточно большой  и даже

увеличивающийся дефицит бюджета в течение

длительного периода времени при условии, что

экономика страны развивается еще более  бурными

темпами.

Природа и последствия бюджетного

дефицита  полностью зависят от действий

правительства. Если финансовые средства,

составляющие  превышение расходов над доходами,

направляются  на развитие экономики, используются

для развития приоритетных отраслей, т. е.

используются  эффективно, то в будущем рост

производства  и прибыли в них с лихвой возместят

произведенные затраты и общество в целом  от такого

дефицита только выиграет. Если же правительство не

имеет четкой программы  экономического развития, а

превышение расходов над доходами допускает с целью

латания «финансовых  дыр», субсидирования

нерентабельного производства, то бюджетный дефицит

неизбежно приведет к росту отрицательных моментов

в развитии экономики.

Целью настоящей  курсовой

работы является изучение бюджетного дефицита и

источников его  покрытия.

Исходя из цели,

задачами работы являются:

• рассмотрение понятия

и сущности бюджетного дефицита;

• определение

факторов роста  бюджетного

дефицита;

• характеристика источников покрытия

бюджетного дефицита.

Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

Бюджетный дефицит  –

превышение расходов бюджета над его доходами; как  правило, дефицит

государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной,

финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников

финансирования, государственных займов, иногда –  за счет эмиссии бумажных денег,

не подкрепленных  товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с

инфляцией. Внешним  источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты

международных финансовых организаций, главным образом  МВФ.

Бюджетный дефицит  –

это финансовое явление, не обязательно относящееся  к разряду чрезвычайных,

исключительных  событий. В современном мире нет  государства, которое в те или

иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Следует

отметить, что  государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной

экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный дефицит от 10 до 30%.

Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные

дефициты не рассматриваются как катастрофически  отрицательные экономические

показатели.

Каждое правительство  в своей деятельности стремится к тому, чтобы

доходная часть  бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом

дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает

доходную. Возникновение  бюджетного дефицита обусловливается многими причинами,

среди которых  можно выделить следующие:

• спад общественного

производства;

• массовый выпуск денег;

• неоправданно раздутые социальные

программы;

• возросшие затраты на финансирование ВПК;

• рост предельных

издержек общественного  производства, массовый выпуск «пустых» денег;

• оборот в

огромных масштабах  «теневого» капитала.

Существенной  причиной бюджетного

дефицита являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения и

др.

Безусловно, бюджетный  дефицит относится к отрицательным экономическим

категориям, как  и инфляция, кризис, безработица, банкротство, но вместе с тем -

это неотъемлемые элементы экономической системы. И  более того, без них

экономическая система утрачивает способность  к самодвижению и

развитию.

Необходимо отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает

здоровья экономики.

В экономической  теории различают несколько концептуальных

подходов к  проблеме бюджетного дефицита и бюджетной  политики.

Первая концепция

базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До «Великой

депрессии» 30-х  годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно считался

желанной целью  государственных финансов и финансовой политики. Однако при более

тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что  ежегодно

балансируемый бюджет в основном исключает или  в значительной степени уменьшает

эффективность фискальной политики государства, имеющей  антициклическую,

стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый  бюджет на

самом деле углубляет  колебания экономического цикла. Например, допустим, что

экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения

падают. Налоговые  поступления в бюджет автоматически  сокращаются. Стремясь

непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки

налогов, либо сократить  государственные расходы, либо использовать сочетание

этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий  будет еще большее

сокращение совокупного  спроса. На другом примере можно  показать, как стремление

ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции,

при повышении  денежных доходов автоматически  увеличиваются налоговые

поступления. Для  предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами

правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо

увеличить правительственные  расходы, либо использовать сочетание  этих двух мер.

Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного  давления в экономике.

Основной вывод  ясен: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически

нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует

значительная  поддержка идеи принятия конституционной  поправки, предусматривающей

ежегодное балансирование бюджета.

Вторая концепция  базируется на том, что

бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год.

Данная концепция  предполагает, что правительство  осуществляет антициклическое

воздействие и  одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае,

однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был

сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции

бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы

противостоять спаду, правительство должно снизить  налоги и увеличить

правительственные расходы, тем самым сознательно  вызывает дефицит бюджета. В

ходе последующего инфляционного подъема правительство  повышает налоги и

правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо

Информация о работе Бюджетный дефицит и источники его покрытия