Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:31, курсовая работа
Целью настоящей курсовой
работы является изучение бюджетного дефицита и
источников его покрытия.
Исходя из цели,
задачами работы являются:
• рассмотрение понятия
и сущности бюджетного дефицита;
• определение
факторов роста бюджетного
дефицита;
• характеристика источников покрытия
бюджетного дефицита.
Введение
Глава 1. Бюджетный дефицит и факторы его роста
1.1
Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения
1.2 Факторы роста
бюджетного дефицита
Глава 2. Источники покрытия бюджетного
дефицита
2.1 Монетизация бюджетного дефицита
2.2 Внешнее долговое
финансирование
2.3 Внутреннее долговое
финансирование
Заключение
Список нормативно-правовых актов и
использованной литературы
бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникающего в
период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую
политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за
период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая
проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут
быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и
глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого
дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным
сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический
дефицит бюджета.
Третья концепция связана с идеей, так называемых,
функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности
бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный.
Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной
полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если
достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим
и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с
данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или
излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными
альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Федеральный
бюджет является - во-первых, и, прежде всего - инструментом достижения и
поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно
сомневаться, идя на ведение любых дефицитов или излишков для достижения этой
цели. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики,
ориентированной
на бюджетный дефицит и
хозяйства страны. Такая политика предполагает:
• наличие четкой программы
финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
• контроль за
развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
• выделение
бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект
.
Что же касается Российской бюджетной политики, то хотя она и обосновывалась
на первой концепции, однако дефицит бюджета постоянно растет.
Если происходит
нарастание бюджетного дефицита, то это приводит к появлению государственного
долга, что представляет собой сумму накопленных в стране за определенный период
бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо
бюджета. Превышение государственного долга над ВВП в 2,5 раза является
критическим для стабилизации экономического бюджета .
Таким образом, сам по
себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития
экономики и динамики жизненного уровня населения. Все зависит от причин его
возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если
финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются
на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е.
используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой
возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только
выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического
развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания
«финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный
дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики,
главным из которых является усиление инфляционных процессов.
Бюджетный
дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим
категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако,
являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них
экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному
развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных,
катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество,
природа дефицита. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления
крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает
не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование
экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в
структуре общественного производства.
Факторы роста бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит представляет собой систему
экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх
имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не
обеспеченных собственными доходами.
Такие дополнительные доходы образуются
главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных
бумаг, осуществления внутренних и внешних займов.
Отсутствие положительного
бюджетного сальдо
не следует связывать
обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием
экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные
государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения
прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.
Однако чаще всего
дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей
финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение
экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д.
В исключительных
случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных
обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов
бюджетного фонда недостаточно и приходится изыскивать дополнительные источники
финансирования чрезвычайных расходов .
Рост бюджетного дефицита может быть
обусловлен:
• частотой и продолжительностью спадов производства. До тех пор,
пока в стране продолжается экономический кризис, бюджетный дефицит в ней
непреодолим, так как при падении объема национального продукта происходит сжатие
налогооблагаемой базы, - например, в результате сокращения рентабельности фирм и
заработной платы их работников, - в то время как сокращение государственных
расходов (даже если таковое случится) обычно заметно отстает от сжатия ВНП,
происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль,
следовательно,
уменьшаются поступления в
бюджет не выполняется;
• чрезмерными социальными расходами, например, на
социальное обеспечение и здравоохранение (в странах, где проявилась тенденция к
старению населения), на образование и создание новых рабочих мет (там, где
велика доля молодежи), на содержание государственного жилого фонда и т.п., -
безотносительно к динамике экономической эффективности. При этом программы
социальной помощи, медицинского обслуживания, поддержки фермеров, пособий по
безработице в фазе кризиса способны расширяться автоматически;
• усилением
влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов. Известно,
что политики, которые рекомендуют повышение налогов и сжатие государственных
расходов, обычно не имеют успеха на выборах. Понимание данного обстоятельства
стремящимися к переизбранию представителями власти вполне может проявиться в
предвыборный период в проведении ими сугубо популистской финансовой политики
(например, через введение необоснованных налоговых льгот), подрывающей
относительную сбалансированность государственного бюджета;
• расширением
"теневой экономики" в результате, прежде всего, чрезмерно высоких налогов:
нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, становится,
напротив, фактором его роста. Но, с другой стороны, столь популярное в мире в
последние
десятилетия стимулирующее
явиться
причиной более или менее
случае, если оно не сопровождается адекватной корректировкой нерациональных
государственных расходов. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой
базы. Предприятия перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается
от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней,
нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят.
Государственные органы их не видят, они находятся в «тени»;
• бюрократизацией
государственного управления, вызывающей рост непроизводительных управленческих
расходов;
• увеличением затрат на обслуживание государственного долга, что
формирует некий порочный круг: старый долг через рост расходов и,
соответственно,
бюджетного дефицита, порождает новые
долги государства;
• неудовлетворительной организацией процесса налогообложения и негативным
отношением налогоплательщиков, не усматривающих по ряду причин сколько-нибудь
тесной связи между произведенными ими выплатами в бюджетную систему и
полученными
взамен выгодами от реализации спектра
правительственных программ;
• милитаризацией экономики: увеличением расходов на ведение "холодной" (гонки
вооружений) или "горячей" войны (связанной с ведением активных военных
Информация о работе Бюджетный дефицит и источники его покрытия