Бюджетный дефицит и источники его покрытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой

работы является изучение бюджетного дефицита и

источников его покрытия.

Исходя из цели,

задачами работы являются:

• рассмотрение понятия

и сущности бюджетного дефицита;

• определение

факторов роста бюджетного

дефицита;

• характеристика источников покрытия

бюджетного дефицита.

Содержание

Введение

Глава 1. Бюджетный дефицит и факторы его роста

1.1

Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

1.2 Факторы роста

бюджетного дефицита

Глава 2. Источники покрытия бюджетного

дефицита

2.1 Монетизация бюджетного дефицита

2.2 Внешнее долговое

финансирование

2.3 Внутреннее долговое

финансирование

Заключение

Список нормативно-правовых актов и

использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетный дефицит и источники его покрытия.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

бюджета может  быть использовано на покрытие федерального долга, возникающего в

период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую

политику и  одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за

период в несколько  лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая

проблема, которая  состоит в том, что спады и  подъемы в экономическом цикле  могут

быть неодинаковыми  по глубине и продолжительности. Например, длительный и

глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого

дефицита в  период спада в этом случае не покроется  небольшим положительным

сальдо бюджета  периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический

дефицит бюджета.

Третья концепция  связана с идеей, так называемых,

функциональных  финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности

бюджета - на ежегодной  или на циклической основе - второстепенный.

Первоначальной  целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной

полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если

достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным  сальдо или большим

и все возрастающим государственным долгом - пусть будет  так. В соответствии с

данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или

излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными

альтернативами  продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Федеральный

бюджет является - во-первых, и, прежде всего - инструментом достижения и

поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно

сомневаться, идя  на ведение любых дефицитов или  излишков для достижения этой

цели. Вторая и  третья концепции лежат в основе финансовой политики,

ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся  на потенциал денежного

хозяйства страны. Такая политика предполагает:

• наличие четкой программы

финансовых мероприятий  в рамках денежного потенциала страны;

• контроль за

развитием бюджетного дефицита и поиск источников его  покрытия;

• выделение

бюджетных средств  на мероприятия, дающие значительный экономический эффект

.

Что же касается Российской бюджетной политики, то хотя она и обосновывалась

на первой концепции, однако дефицит бюджета постоянно  растет.

Если происходит

нарастание бюджетного дефицита, то это приводит к появлению  государственного

долга, что представляет собой сумму накопленных в  стране за определенный период

бюджетных дефицитов  за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо

бюджета. Превышение государственного долга над ВВП  в 2,5 раза является

критическим для  стабилизации экономического бюджета .

Таким образом, сам по

себе дефицит  бюджета не может быть чем-то чрезвычайно  негативным для развития

экономики и  динамики жизненного уровня населения. Все зависит от причин его

возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если

финансовые средства, составляющие превышение расходов над  доходами, направляются

на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е.

используются  эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой

возместят произведенные  затраты и общество в целом  от такого дефицита только

выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического

развития, а превышение расходов над доходами допускает  с целью латания

«финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный

дефицит неизбежно  приведет к росту отрицательных  моментов в развитии экономики,

главным из которых  является усиление инфляционных процессов.

Бюджетный

дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим

категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако,

являются неотъемлемыми  элементами экономической системы. Более того, без них

экономическая система утрачивает способность  к самодвижению и поступательному

развитию. Бюджетный  дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных,

катастрофических  событий, еще и потому, что различным  может быть качество,

природа дефицита. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления

крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает

не кризисное  течение общественных процессов, а  государственное регулирование

экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные  сдвиги в

структуре общественного  производства.

Факторы роста бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит  представляет собой систему

экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх

имеющихся у  государства, и их использованием на финансирование расходов, не

обеспеченных  собственными доходами.

Такие дополнительные доходы образуются

главным образом  в результате эмиссии денег, выпуска  государственных ценных

бумаг, осуществления  внутренних и внешних займов.

Отсутствие положительного

бюджетного сальдо не следует связывать исключительно  с чрезвычайными

обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным  регулированием

экономики и  отражать намерения правительства  осуществлять крупные

государственные вложение в развитие отраслей хозяйства  с целью достижения

прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего

дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей

финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования, нарушение

экономических связей, неэффективность налоговой  системы и т.д.

В исключительных

случаях превышение расходов над доходами становится результатом  чрезвычайных

обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов

бюджетного фонда  недостаточно и приходится изыскивать дополнительные источники

финансирования чрезвычайных расходов .

Рост бюджетного дефицита может быть

обусловлен:

• частотой и продолжительностью спадов производства. До тех пор,

пока в стране продолжается экономический кризис, бюджетный дефицит в ней

непреодолим, так  как при падении объема национального продукта происходит сжатие

налогооблагаемой  базы, - например, в результате сокращения рентабельности фирм и

заработной платы  их работников, - в то время как  сокращение государственных

расходов (даже если таковое случится) обычно заметно  отстает от сжатия ВНП,

происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль,

следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в

бюджет не выполняется;

• чрезмерными социальными расходами, например, на

социальное обеспечение и здравоохранение (в странах, где проявилась тенденция к

старению населения), на образование и создание новых  рабочих мет (там, где

велика доля молодежи), на содержание государственного жилого фонда и т.п., -

безотносительно к динамике экономической эффективности. При этом программы

социальной помощи, медицинского обслуживания, поддержки  фермеров, пособий по

безработице в  фазе кризиса способны расширяться  автоматически;

• усилением

влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов. Известно,

что политики, которые  рекомендуют повышение налогов  и сжатие государственных

расходов, обычно не имеют успеха на выборах. Понимание  данного обстоятельства

стремящимися  к переизбранию представителями  власти вполне может проявиться в

предвыборный период в проведении ими сугубо популистской финансовой политики

(например, через введение необоснованных  налоговых льгот), подрывающей

относительную сбалансированность государственного бюджета;

• расширением

"теневой  экономики" в результате, прежде  всего, чрезмерно высоких налогов:

нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, становится,

напротив, фактором его роста. Но, с другой стороны, столь популярное в мире в

последние десятилетия стимулирующее сокращение налоговых ставок также может

явиться причиной более или менее продолжительного дефицита бюджета, особенно в

случае, если оно не сопровождается адекватной корректировкой нерациональных

государственных расходов. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой

базы. Предприятия перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается

от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы  и предприятия, действующие в  ней,

нигде не регистрируются и, следовательно, никаких  налогов не платят.

Государственные органы их не видят, они находятся в «тени»;

• бюрократизацией

государственного  управления, вызывающей рост непроизводительных управленческих

расходов;

• увеличением затрат на обслуживание государственного долга, что

формирует некий порочный круг: старый долг через  рост расходов и,

соответственно, бюджетного дефицита, порождает новые долги государства; 

• неудовлетворительной организацией процесса налогообложения и негативным

отношением  налогоплательщиков, не усматривающих  по ряду причин сколько-нибудь

тесной  связи между произведенными ими выплатами в бюджетную систему и

полученными взамен выгодами от реализации спектра  правительственных программ; 

• милитаризацией экономики: увеличением расходов на ведение "холодной" (гонки

вооружений) или "горячей" войны (связанной  с ведением активных военных

Информация о работе Бюджетный дефицит и источники его покрытия