Бюджетное устройство РФ и перспективы совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение бюджетного устройства Российской Федерации и перспектив совершенствования.
Задача курсовой работы - раскрыть следующие вопросы:
- теоретическое содержание федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетной классификации;
- принципы формирования бюджетов и распределения бюджетных средств всех уровней бюджетной системы;
- основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 года;
- основные направления совершенствования бюджетной системы РФ.
Актуальность темы заключается в том, что большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место и в процессе изучения финансовой науки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ
Бюджетная система 4
Принципы построения бюджетной системы 6
Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированный бюджет 12
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА 2010-2012 ГОДА
Параметры экономического развития РФ в 2010-2012г 20
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов 22
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Цели бюджетной политики в 2010-2012 г 24
Основные направления совершенствования бюджетной системы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

курсовая ФИНАНСЫ.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

    Но  при этом правительства стараются  расширить налоговую базу. В Германии и Швеции намереваются ввести налог на проценты по кредитам, который сейчас не взимается. А ужесточение борьбы с уклонением имеет и психологический эффект, показывая, что в период, когда всем приходится затягивать пояса, власти борются за справедливость.

    В России налоги будут повышены впервые за долгий период преобразований системы налогообложения.

    В кризис правительство снизило налог  на прибыль предприятий за счет его  федеральной части, ввело рассрочку  на уплату НДС и заявительный порядок  возмещения НДС, сократило сроки амортизации основных фондов. Из-за сокращения налогооблагаемой базы объем собираемых налогов упал почти на треть, дефицит бюджета в 2009 г. составил 5,9% ВВП, а без учета нефтегазового сектора — почти 14% (до кризиса не превышал 3,5%). Дефицитным бюджет будет оставаться ближайшие три года, что потребует наращивания госдолга — он вырастет с 11% ВВП в 2010 г. до 18% в 2013 г.

    В кризис нефтяная отрасль первой получила налоговые льготы: когда нефть  стремительно дешевела, правительство  пересмотрело механизм расчета экспортной пошлины, что привело к ее снижению. Был снижен налог на добычу полезных ископаемых. Между тем эти две статьи составляют порядка 30% доходов бюджета.

    Повышение налоговой нагрузки также в первую очередь коснулось нефтегазового  сектора. Нефтяникам проиндексируют ставку НДПИ на 6,5% в 2012 г. и на 5,4% — в 2013 г. Кроме того, кризис помог Минфину впервые за последние годы добиться повышения НДПИ на газ: он повысится сразу на 61% в 2011 г., а в 2012 и 2013 гг. — еще на 5,9 и на 5,5%.

    В 2009 г. правительство индексировало ставки акцизов на пиво, табак, слабоалкогольную продукцию, нефтепродукты. Проект бюджета на 2011-2013 гг., который в октябре должна утвердить Госдума, предполагает увеличение ставок водного налога, экспортных пошлин на никель и медь (были ранее обнулены), акцизов на бензин. Серьезному росту подверглись акцизы на табачную продукцию — в ближайшие три года они будут расти на 30-40% ежегодно.

    По  расчетам Минфина, повышение налогов  принесет казне в 2011 г. дополнительные доходы в объеме 0,5% ВВП (примерно 3% всех доходов), 0,8 и 1,1% ВВП в следующие два года.

    Самое масштабное увеличение налоговой нагрузки произойдет на фонд оплаты труда. Решение  о преобразовании единого социального  налога в страховые взносы с повышением совокупной ставки с 26 до 34% было принято еще в 2008 г. Вступить в силу оно должно было с 2010 г., но из-за кризиса повышение взносов перенесли на год. По расчетам Минэкономразвития, рост ставки соцвзносов увеличит налоговую нагрузку на 1% ВВП, т. е. в масштабах 2011 г. окажется вдвое больше, чем все остальные повышенные налоги, вместе взятые. От повышенных соцвзносов освобождены компании с высокой интеллектуальной составляющей труда и, соответственно, высокой долей фонда оплаты труда в себестоимости продукции: инновационные производства, производители информационных технологий.

    Нагрузку  на сырьевые отрасли и подакцизные  товары можно повышать, так как  эти секторы быстро восстановились после кризиса, говорит руководитель экспертного совета «Деловой России»  Антон Данилов-Данильян. Специфические ставки (фиксированная сумма в рублях), такие как НДПИ, должны индексироваться на уровне инфляции, считает он. Более серьезный ущерб бизнесу нанесет рост нагрузки на фонд оплаты труда — это удар по «экономике знаний», и он будет только препятствовать диверсификации экономики.

    А вот повышать подоходный налог чиновники  не планируют. В сентябре «Справедливая  Россия» внесла в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, вводящие прогрессивную  шкалу, но правительство дало на них  отрицательное заключение. За сохранение плоской шкалы неоднократно высказывался Путин, последний раз — неделю назад. [10, с.34]

    Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с  одной стороны, на выход экономики  из кризиса и решение важнейших  социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.  
Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются [8, с.23]:

    - Использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  стимулирования экономики в период  выхода из кризиса.

    - Обеспечение средне- и долгосрочной  макроэкономической и бюджетной  устойчивости. В ближайшие годы  потребуется адаптация бюджетных  расходов к  более низкому уровню доходов.

    - Повышение эффективности расходов  бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.

    - Повышение эффективности налоговой  системы. 

    - Создание пенсионной системы,  обеспечивающей достойный уровень  жизни пенсионерам.

    - Разработка и реализация совместно  с Банком России мер по поддержанию  стабильности банковской системы.

    3.2. Основные направления  совершенствования  бюджетной системы

   1) Использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  стимулирования экономики в период выхода из кризиса.  
В 2008 году рост мирового ВВП составил 3,4% в сравнении с 5,2% годом ранее. По последним прогнозам международных организаций, в 2009 году падение мировой экономики может составить до 3% на фоне значительного сокращения международной торговли [2].

     Россию кризис коснулся сразу  по нескольким направлениям. Осенью  прошлого года произошло резкое  падение внешнего спроса на  основные экспортируемые товары, что привело к падению цен  на экспорт. Быстрое снижение  экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

   Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного  ослабить влияние мирового кризиса  на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе  и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства – на 1 января 2009 года они составляли 4027,6 млрд. рублей (137,1 млрд. долларов США) и 2584,5 млрд. рублей (88,0 млрд. долларов США) соответственно – позволяют финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах. 

   В период 2010-2012 годов (особенно в следующем  году - в период начала выхода страны из кризиса) в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

   а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего  спроса и решения острых социальных проблем.  
Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.  
  б) Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.

   В текущем году осуществляется целый  комплекс мер, направленных на поддержку  реального сектора экономики. Поддержка  оказывается как отдельным предприятиям (в рамках списка системообразующих  предприятий, утвержденного в конце 2008 года), так и отраслям в целом. Меры включают в себя прямую поддержку из бюджета, предоставление госгарантий по кредитам, дополнительную капитализацию банковской системы для восстановления кредитования, а также отдельные налоговые стимулы.

   В 2010-м и последующих годах объем  такой поддержки будет постепенно сокращаться, по мере выхода экономики  из кризиса. В первую очередь это  касается помощи, оказываемой напрямую из бюджета. В ближайшее время  фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности их работы будет способствовать диверсификации экономики, сократит долю нефтегазового сектора, доминировавшего в последние годы. Это в свою очередь в дальнейшем станет залогом стабильного роста экономики.

   2) Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости.  
      Как уже отмечалось, в ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов – причем это касается как текущих доходов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

      Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.

   3) Повышение эффективности расходов бюджета.

   Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:  
а) Комплексная  инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.  
б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.  
в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.

г) Развитие государственно-частного партнерства  в рамках целевых программ и отдельных  проектов. Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.  
Долгосрочные программы повышения эффективности государственных расходов должны интегрироваться в рамках процедур долгосрочного бюджетного планирования.

 Ключевую  роль в составлении и реализации  программ по повышению эффективности бюджетных расходов должны играть непосредственно ведомства, отвечающие за расходы по тому или иному направлению.  
   4) Повышение эффективности налоговой системы.

В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей  и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.

   5) Создание пенсионной системы,  обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.

   В 2010 году начался новый этап реформирования пенсионной системы. Он поставил задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.

   С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки  пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального бюджета.

   6) Разработка и реализация совместно  с Банком России мер по поддержанию  стабильности банковской системы.

   Мировой финансовый кризис поставил в сложное  положение функционирование банковского сектора Российской Федерации. Возникший дефицит ликвидности в сочетании с убытками на фондовом рынке спровоцировал кризис доверия, который грозил обернуться остановкой платежной системы и массовыми банкротствами. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России оперативно отреагировали на сложившуюся ситуацию и с помощью ряда решительных мер предотвратили системный банковский кризис. Основные усилия были направлены на обеспечение стабильной работы банковской системы и включали снижение нормативов обязательных резервов, расширение инструментов рефинансирования и либерализацию доступа кредитных организаций к ресурсам Банка России. Одновременно было принято решение об увеличении размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках. Эти меры поддержали банковский сектор в 2008 году и первом полугодии 2009 года.  
     В 2010-2012 годах одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ и перспективы совершенствования