Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение бюджетного устройства Российской Федерации и перспектив совершенствования.
Задача курсовой работы - раскрыть следующие вопросы:
- теоретическое содержание федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетной классификации;
- принципы формирования бюджетов и распределения бюджетных средств всех уровней бюджетной системы;
- основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 года;
- основные направления совершенствования бюджетной системы РФ.
Актуальность темы заключается в том, что большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место и в процессе изучения финансовой науки.
ВВЕДЕНИЕ 3
БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ
Бюджетная система 4
Принципы построения бюджетной системы 6
Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированный бюджет 12
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА 2010-2012 ГОДА
Параметры экономического развития РФ в 2010-2012г 20
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов 22
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Цели бюджетной политики в 2010-2012 г 24
Основные направления совершенствования бюджетной системы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Но при этом правительства стараются расширить налоговую базу. В Германии и Швеции намереваются ввести налог на проценты по кредитам, который сейчас не взимается. А ужесточение борьбы с уклонением имеет и психологический эффект, показывая, что в период, когда всем приходится затягивать пояса, власти борются за справедливость.
В России налоги будут повышены впервые за долгий период преобразований системы налогообложения.
В кризис правительство снизило налог на прибыль предприятий за счет его федеральной части, ввело рассрочку на уплату НДС и заявительный порядок возмещения НДС, сократило сроки амортизации основных фондов. Из-за сокращения налогооблагаемой базы объем собираемых налогов упал почти на треть, дефицит бюджета в 2009 г. составил 5,9% ВВП, а без учета нефтегазового сектора — почти 14% (до кризиса не превышал 3,5%). Дефицитным бюджет будет оставаться ближайшие три года, что потребует наращивания госдолга — он вырастет с 11% ВВП в 2010 г. до 18% в 2013 г.
В кризис нефтяная отрасль первой получила налоговые льготы: когда нефть стремительно дешевела, правительство пересмотрело механизм расчета экспортной пошлины, что привело к ее снижению. Был снижен налог на добычу полезных ископаемых. Между тем эти две статьи составляют порядка 30% доходов бюджета.
Повышение
налоговой нагрузки также в первую
очередь коснулось
В 2009 г. правительство индексировало ставки акцизов на пиво, табак, слабоалкогольную продукцию, нефтепродукты. Проект бюджета на 2011-2013 гг., который в октябре должна утвердить Госдума, предполагает увеличение ставок водного налога, экспортных пошлин на никель и медь (были ранее обнулены), акцизов на бензин. Серьезному росту подверглись акцизы на табачную продукцию — в ближайшие три года они будут расти на 30-40% ежегодно.
По расчетам Минфина, повышение налогов принесет казне в 2011 г. дополнительные доходы в объеме 0,5% ВВП (примерно 3% всех доходов), 0,8 и 1,1% ВВП в следующие два года.
Самое масштабное увеличение налоговой нагрузки произойдет на фонд оплаты труда. Решение о преобразовании единого социального налога в страховые взносы с повышением совокупной ставки с 26 до 34% было принято еще в 2008 г. Вступить в силу оно должно было с 2010 г., но из-за кризиса повышение взносов перенесли на год. По расчетам Минэкономразвития, рост ставки соцвзносов увеличит налоговую нагрузку на 1% ВВП, т. е. в масштабах 2011 г. окажется вдвое больше, чем все остальные повышенные налоги, вместе взятые. От повышенных соцвзносов освобождены компании с высокой интеллектуальной составляющей труда и, соответственно, высокой долей фонда оплаты труда в себестоимости продукции: инновационные производства, производители информационных технологий.
Нагрузку на сырьевые отрасли и подакцизные товары можно повышать, так как эти секторы быстро восстановились после кризиса, говорит руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Специфические ставки (фиксированная сумма в рублях), такие как НДПИ, должны индексироваться на уровне инфляции, считает он. Более серьезный ущерб бизнесу нанесет рост нагрузки на фонд оплаты труда — это удар по «экономике знаний», и он будет только препятствовать диверсификации экономики.
А вот повышать подоходный налог чиновники не планируют. В сентябре «Справедливая Россия» внесла в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, вводящие прогрессивную шкалу, но правительство дало на них отрицательное заключение. За сохранение плоской шкалы неоднократно высказывался Путин, последний раз — неделю назад. [10, с.34]
Бюджетная
политика на 2010-2012 годы направлена, с
одной стороны, на выход экономики
из кризиса и решение важнейших
социальных задач, а с другой - на восстановление
макроэкономической и бюджетной стабильности.
Основными целями бюджетной политики
в 2010-2012 годах являются [8, с.23]:
-
Использование бюджета в
-
Обеспечение средне- и долгосрочной
макроэкономической и
-
Повышение эффективности
-
Повышение эффективности
-
Создание пенсионной системы,
обеспечивающей достойный
-
Разработка и реализация
3.2. Основные направления совершенствования бюджетной системы
1)
Использование бюджета в
В 2008 году рост мирового ВВП составил 3,4%
в сравнении с 5,2% годом ранее. По последним
прогнозам международных организаций,
в 2009 году падение мировой экономики может
составить до 3% на фоне значительного
сокращения международной торговли [2].
Россию кризис коснулся сразу
по нескольким направлениям. Осенью
прошлого года произошло
Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства – на 1 января 2009 года они составляли 4027,6 млрд. рублей (137,1 млрд. долларов США) и 2584,5 млрд. рублей (88,0 млрд. долларов США) соответственно – позволяют финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах.
В период 2010-2012 годов (особенно в следующем году - в период начала выхода страны из кризиса) в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
а)
Использование мер фискальной политики
для стимулирования внутреннего
спроса и решения острых социальных
проблем.
Россия, как и другие страны, сталкивается
с различными социальными проблемами
в период мирового финансового кризиса.
С одной стороны, это снижение уровня жизни
граждан, рост безработицы, а с другой
— замедление развития отраслей социальной
сферы. Эти проблемы придется решать и
в посткризисном периоде. Бюджетная политика
на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по
повышению обеспеченности незащищенных
слоев населения. В частности, с 2010 года
происходит существенное увеличение трудовых
пенсий. Продолжится реализация национальных
проектов социальной направленности.
б) Поддержка реального сектора экономики
в условиях рецессии и посткризисного
периода.
В
текущем году осуществляется целый
комплекс мер, направленных на поддержку
реального сектора экономики. Поддержка
оказывается как отдельным
В
2010-м и последующих годах
2)
Обеспечение средне- и долгосрочной
макроэкономической и бюджетной устойчивости.
Как уже отмечалось, в
ближайшие три года российская экономика
столкнется с резким сокращением ресурсов
– причем это касается как текущих доходов,
так и накопленных ранее резервов. В этой
связи придется проводить такую политику
в области расходов, которая бы, с одной
стороны, стимулировала рост внутреннего
спроса и производства, а с другой стороны
- не допускала обострения социальных
проблем и при этом не вела бы к чрезмерному
росту бюджетного дефицита и необходимости
стремительно наращивать государственный
долг.
Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.
3) Повышение эффективности расходов бюджета.
Уровень
эффективности многих государственных
расходов в нашей стране остается низким.
Необходимо принять целенаправленные
меры по повышению эффективности государственных
расходов, чтобы сокращение расходов не
затормозило развитие экономики и не отразилось
на объеме и качестве получаемых гражданами
бюджетных услуг, по следующим направлениям:
а) Комплексная инвентаризация бюджетных
обязательств, особенно - в социальной
сфере. Итогом такой инвентаризации должна
стать выработка предложений по отмене
тех нормативных актов, финансирование
которых не способствует устойчивому
экономическому росту и развитию социальной
сферы, но ложится «тяжёлым грузом» на
бюджетную систему.
б) Совершенствование программно-целевого
принципа в бюджетном процессе. В рамках
этого направления необходимо разработать
и внедрить эффективную систему распределения
бюджетных средств по ведомственным программам,
которые нацелены на решение острых социальных
и экономических проблем.
в) Сокращение государственного сектора
и одновременное повышение его эффективности.
Это, прежде всего, касается отраслей социальной
сферы, особенно образования и здравоохранения.
г) Развитие
государственно-частного партнерства
в рамках целевых программ и отдельных
проектов. Без такого сотрудничества,
особенно в текущих условиях, многие
важные программы не могут быть реализованы.
Долгосрочные программы повышения эффективности
государственных расходов должны интегрироваться
в рамках процедур долгосрочного бюджетного
планирования.
Ключевую
роль в составлении и
4) Повышение эффективности
налоговой системы.
В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.
5)
Создание пенсионной системы,
обеспечивающей достойный
В 2010 году начался новый этап реформирования пенсионной системы. Он поставил задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.
С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального бюджета.
6)
Разработка и реализация
Мировой
финансовый кризис поставил в сложное
положение функционирование банковского
сектора Российской Федерации. Возникший
дефицит ликвидности в сочетании с убытками
на фондовом рынке спровоцировал кризис
доверия, который грозил обернуться остановкой
платежной системы и массовыми банкротствами.
Правительство Российской Федерации совместно
с Банком России оперативно отреагировали
на сложившуюся ситуацию и с помощью ряда
решительных мер предотвратили системный
банковский кризис. Основные усилия были
направлены на обеспечение стабильной
работы банковской системы и включали
снижение нормативов обязательных резервов,
расширение инструментов рефинансирования
и либерализацию доступа кредитных организаций
к ресурсам Банка России. Одновременно
было принято решение об увеличении размера
страхового возмещения по вкладам физических
лиц в банках. Эти меры поддержали банковский
сектор в 2008 году и первом полугодии 2009
года.
В 2010-2012 годах одним из направлений
деятельности Правительства Российской
Федерации совместно с Банком России по-прежнему
останется поддержание стабильности банковской
системы и защита интересов вкладчиков
и кредиторов. Одновременно Банк России
будет уделять повышенное внимание вопросам
развития банковского сектора.
Информация о работе Бюджетное устройство РФ и перспективы совершенствования