Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение бюджетного устройства Российской Федерации и перспектив совершенствования.
Задача курсовой работы - раскрыть следующие вопросы:
- теоретическое содержание федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетной классификации;
- принципы формирования бюджетов и распределения бюджетных средств всех уровней бюджетной системы;
- основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 года;
- основные направления совершенствования бюджетной системы РФ.
Актуальность темы заключается в том, что большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место и в процессе изучения финансовой науки.
ВВЕДЕНИЕ 3
БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ
Бюджетная система 4
Принципы построения бюджетной системы 6
Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированный бюджет 12
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА 2010-2012 ГОДА
Параметры экономического развития РФ в 2010-2012г 20
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов 22
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Цели бюджетной политики в 2010-2012 г 24
Основные направления совершенствования бюджетной системы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
2.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА 2010-2012 ГОДА
2.1. Параметры экономического развития Российской Федерации в 2010-2012 годах
Мировой
экономический кризис, сопровождавшийся
сильным падением мировых цен на энергоносители,
серьезно ударил по российской экономике
и выявил целый комплекс нерешенных проблем,
острота которых в прежние годы сглаживалась
благоприятной экономической конъюнктурой.
Это делает бюджетную систему России крайне
уязвимой с точки зрения фискальных рисков
и вынуждает проводить более жесткую бюджетную
политику с тем, чтобы избежать ситуации,
когда правительство будет испытывать
сложности по исполнению своих обязательств.
В этой связи принято решение основывать
бюджетное планирование на умеренно оптимистических
оценках перспектив экономики.
На фоне ухудшения ситуации
приходится пересматривать параметры
бюджетной системы. Но если в части доходов
происходит объективное их сокращение
на более чем 40% по сравнению с изначально
запланированными, то по расходам ситуация
иная. В условиях кризиса обязательства
не просто сложно сокращать – их приходится
увеличивать, чтобы поддержать ослабленную
экономику и незащищенные категории граждан.
В сложившихся условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей.
Исходя
из текущей оценки 2009 года, доходы бюджета
будут еще меньше на 2,3%, а расходы
вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн.
рублей.
Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической
ситуации в целом и, как следствие, резкое
сокращение доходов бюджетной системы
объем расходов в следующем году по сравнению
с 2009 годом практически не меняется, а
по сравнению с изначально запланированным
в Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. №
204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 500
млрд.рублей. В соответствии с обновленными
бюджетными проектировками расходы в
2010 году предусмотрены в объеме 9,823 трлн.
рублей, в 2011 году – 9,359 трлн. рублей против
9,980 трлн. рублей в 2009 году. При этом существенно
меняется структура расходов бюджета.
Растет объем трансфертов из федерального
бюджета Пенсионному фонду, а также процентные
платежи по государственному долгу.
Резкое
сокращение запланированных доходов
бюджета в ближайшие годы во многом
объясняется падением мировых цен
на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые
цены на нефть и газ будут на
36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем
ожидалось ранее. Новый прогноз значительно
отличается от прежнего по темпам роста
ВВП: если в середине прошлого года ожидалось,
что ВВП в 2011 году по сравнению с 2008 годом
вырастет более чем на 20%, то согласно текущим
оценкам в 2011 году физические объемы ВВП
окажутся ниже уровня 2008 года на 5,2%, а номинальный
объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных
показателей бюджетных проектировок на
2009-2011 годы.
Согласно текущему прогнозу,
после глубокого падения ВВП в 2009 году,
будет наблюдаться постепенный выход
из рецессии.
Существенно ухудшен прогноз показателей внешней торговли: в 2010 году по сравнению с 2009 годом экспорт в долларовом выражении снизится на 45% , импорт – на 55-58%.
По
новым оценкам прибыль
Сокращение доходов ожидается не только из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса. Так, на 4 п.п. была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в федеральный бюджет), еще 0,5 п.п. федеральной ставки было передано в региональные бюджеты. В результате ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.
Прогноз добычи нефти учитывает то, что с течением времени уровень добычи на выработанных месторождениях будет снижаться, а возможности добычи на новых месторождениях будут ограничены. В целом, к 2011-2012 годам добыча стабилизируется на уровне 483 млн. т. в год. Экспорт нефти будет постепенно снижаться, при этом внутреннее потребление нефти с ростом российской экономики будет наращиваться.
Прирост инвестиций в основной капитал в 2010 году составит порядка 0,5% и будет происходить главным образом за счет капитальных вложений в естественные монополии, а также в отрасли с высокой долей государственного финансирования – транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и жилищное строительство. В 2011-2012 годах предполагается оживление инвестиционной активности во всех сегментах экономики благодаря стабилизации банковской системы и росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 годах составит 6% и 9% соответственно.
Доходы
населения в реальном выражении
в 2010 году снизятся на 0,7% по сравнению
с уровнем 2009 года. В последующие
годы реальные доходы будут умеренно
расти с темпом 2-3% в год. Средняя
номинальная заработная плата согласно
прогнозу будет увеличиваться на 10-11% в
год.
Целевые параметры инфляции на 2010 год
определены на уровне 10%, на 2011 год – 7-8%,
на 2012 год - 5-7%.
2.2. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах (таблица 2.1):
Таблица
2.1
Основные характеристики
федерального бюджета
на 2010 год и плановый
период 2011 и 2012 годов [2]
Показатель | Отчет | Оценка | Прогноз | |||||
2005 год | 2006
год |
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
Доходы, млрд. руб. | 5 127,2 | 6 278,8 | 7 781,1 | 9 275,9 | 6 561,3 | 6 636,2 | 7 346,9 | 8 097,4 |
%% к ВВП | 23,7 | 23,3 | 23,5 | 22,2 | 17,0 | 15,7 | 15,7 | 15,5 |
Расходы, млрд. руб. | 3 514,3 | 4 284,8 | 5 986,6 | 7 570,9 | 9 980,1 | 9 822,8 | 9 358,6 | 9 661,2 |
%% к ВВП | 16,3 | 15,9 | 18,1 | 18,2 | 25,9 | 23,2 | 20,0 | 18,5 |
в том числе условно утверждаемые | 234,0 | 483,1 | ||||||
%% к общему объему расходов | 2,5 | 5,0 | ||||||
Дефицит/профицит, млрд. руб. | 1 612,9 | 1 994,1 | 1 794,6 | 1 705,1 | -3 418,8 | -3 186,6 | -2 011,7 | -1 563,8 |
%% к ВВП | 7,5 | 7,4 | 5,4 | 4,1 | -8,9 | -7,5 | -4,3 | -3,0 |
Таким образом, в 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.
В
связи с использованием большей
части накопленных в Резервном фонде ресурсов
на обеспечение сбалансированности федерального
бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых
доходов федерального бюджета в 2010-2012
годах в полном объеме на покрытие расходов,
поступления средств в Резервный фонд
и Фонд национального благосостояния
не планируются, в связи с чем средства
Резервного фонда будут практически исчерпаны
в 2010 году, а объем средств Фонда национального
благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей
на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на
конец 2012 года.
3.1. Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах
Если
анализировать федеральный
С другой стороны, именно по этой причине впервые столь подробно и даже скрупулёзно рассматривался весь бюджетный отчёт. Как считает глава Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Юрий Васильев, сам процесс такого тщательного рассмотрения успехов и промахов приводит к совершенствованию бюджетной политики, ориентированной на конечный результат. Подобный анализ позволяет скорректировать и сам размер бюджетного дефицита. Ведь дефицитным был не только общероссийский бюджет, но и бюджеты Фонда социального страхования (доходы – свыше 440 миллиардов, расходы – более 448 с половиной миллиардов рублей) и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (соответственно, свыше 126 миллиардов и более 130 миллиардов рублей), законы, об исполнении которых также недавно подписал Президент Дмитрий Медведев. Лишь в бюджете ПФР, вопреки некоторым прогнозам, профицит превысил 214 миллионов рублей (доходы – 3,22 триллиона, расходы – 3,008 триллиона рублей).
Правительство можно было бы подвергнуть жёсткой критике за такой большой бюджетный минус, но мешает важное обстоятельство. Значительная часть прошлогодних расходов шла на решение первостепенных социальных проблем. Россия в отличие от западноевропейских стран не выбрала путь свёртывания различных социальных программ, урезания пенсий и пособий. В прошлом году значительно возросли расходы на пособия по временной нетрудоспособности (149 058,3 миллиона рублей), по материнству и детству (137 084,9 миллиона), на страхование от несчастных случаев на производстве, оплату медпомощи беременным женщинам, а также на диспансерное наблюдение ребёнка в течение первого года жизни. Дважды поднимались пенсии, регулярно росли зарплаты бюджетников.
Сейчас бродит немало предложений по сокращению бюджетного дефицита за счёт социальной сферы. Но анализ бюджетного опыта убеждает в том, что следует сокращать не финансирование всей социальной инфраструктуры, а существенно улучшать работу по оказанию адресной помощи социально незащищённым гражданам. Наряду с увеличением доходов за счёт займов, налогов, акцизов, приватизации требуется более жёстко контролировать расходы, формируя бюджет именно через конкретные государственные программы, в том числе и социальные. Одним словом, требуется жить по средствам. [9, с.15]
Рост бюджетного дефицита заставляет многие правительства повышать налоги. Им приходится изыскивать способы сделать это так, чтобы не подорвать восстановление экономики.
И тут возникает вопрос: с кого взять денег?
Выбор будет непростым. Слабость рынка жилья затрудняет повышение налогов на недвижимость, а высокая безработица — на доходы физлиц. Многие экономисты традиционно негативно относятся к повышению подоходного налога, так как оно отрицательно влияет на вовлеченность работников в производственный процесс и на производительность труда. Правительства некоторых стран (США, Ирландии, Великобритании) повысили верхнюю планку налога для наиболее состоятельных граждан. Это был популярный ход сразу после кризиса, так как в числе последних было много банкиров, но теперь чиновники опасаются, что это заставит богатых людей передислоцироваться в юрисдикции с более низкими налогами.
Повышение НДС затруднительно во многих странах Европы, где он и так уже высок. Правда, планы сделать это все-таки анонсировали Великобритания, Венгрия, Греция, Испания, Литва, Польша, Португалия, Румыния, Финляндия, Хорватия, а также Новая Зеландия. Аналогичную возможность рассматривают Мексика и Китай.
Ужесточение бюджетной политики породило первые протесты. В Австралии решение обложить налогом прибыль компаний, добывающих уголь и железную руду, привело летом к отставке правительства. А во Франции недавно прошли массовые демонстрации против повышения пенсионного возраста, которое должно облегчить бремя бюджетного финансирования пенсионной системы.
Нужно повышать налоги, в наименьшей степени, подрывающие экономический рост, говорится в докладе Организации экономического сотрудничества и развития, т. е. налоги на собственность и потребление, а не на доходы граждан и прибыль компаний. В США Техас, Орегон и Мичиган ввели налог с оборота, который «фактически похож на НДС», и ряд штатов могут последовать их примеру, говорит Филип Робинсон, директор глобальной практики по косвенным налогам Ernst & Young. А длящийся уже десятилетие тренд на снижение налога на прибыль компаний и повышение косвенных налогов в этом году только ускорился, отмечает Аннели Коллинз, директор по налоговой политике KPMG в Великобритании. Например, Великобритания планирует в ближайшие четыре года снизить налог на прибыль с 28 до 24%, а Австралия — с 28 до 30%. Снижают налог также Новая Зеландия, Корея и Венгрия. Россия в кризис снизила налог на прибыль с 24 до 20%; правительство намерено сохранить его на этом уровне, заявил премьер-министр Владимир Путин.
Информация о работе Бюджетное устройство РФ и перспективы совершенствования