Бюджетное устройство и бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, а также определение бюджетных прав действующих органов власти.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие бюджетного устройства и основные звенья бюджетной системы Республики Беларусь
Рассмотреть принципы построения бюджетной системы
Изучить бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти

Содержание

Введение...................................................................................................................4
Содержание бюджетного устройства и бюджетной системы………………6
Принципы построения бюджетной системы.................................................14
Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти...20
Заключение.............................................................................................................32
Список использованных источников...................................................................35

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

      7. На бюджетное регулирование в отношении нижестоящих бюджетов (кроме первичного звена).

      8. На самостоятельное расходование средств в пределах нормативов расходования бюджетных средств на одного человека в пределах всей республики. Органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов средств за счет дополнительных доходов бюджета в процессе его исполнения.

      9. Образовывать в местных бюджетах оборотную кассовую наличность, резервные и целевые фонды в пределах объема их бюджетных средств.

      10. Создавать на договорных основах внебюджетные целевые фонды, объединяя средства одного местного бюджета с другим или с денежными средствами предприятий, организаций, учреждений и объединений для финансирования объектов экономического и социально-культурного значения.

      11. Устанавливать дополнительные источники доходов местного бюджета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

      12. На возмещение расходов, связанных с принятием вышестоящими государственными органами решений об увеличении расходов или уменьшении доходов местного бюджета. Такая компенсация должна быть осуществлена в течение текущего бюджетного года, так как обеспечивает гарантию стабильности местного бюджета.

      13. На осуществление финансового контроля в области бюджетной деятельности за нижестоящими местными Советами депутатов. [2, с. 106] 

      Не  допускается вмешательство любых  органов и организаций в процесс  разработки, утверждения и исполнения местных бюджетов. Дополнительно  полученные при исполнении местных  бюджетов доходы, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, полностью остаются в распоряжении Совета депутатов, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению. [11, с. 31]

      Местные Советы депутатов должны принимать меры по обеспечению сбалансированности своих бюджетов, а при возникновении бюджетного дефицита его покрытие должно производиться за счет привлечения дополнительно изыскиваемых источников, сокращения расходов, выпуска займов и в исключительных случаях за счет привлечения кредитных ресурсов.

      Местные Советы могут устанавливать на своих территориях предусмотренные законом о бюджете местные налоги и сборы. При этом они не должны нарушать действующий порядок формирования себестоимости и цены. Законами, имеющими большую юридическую силу, ограничены права местных органов в части местных налогов и сборов, но это в принципе не затрагивает их права на использование этого доходного источника местных бюджетов. [21, с. 128]

      По  общему правилу, местные органы представительной власти рассматривают и утверждают бюджеты, а исполнительной - составляют и исполняют.

      Непосредственное  составление проектов бюджетов осуществляется местными финансовыми органами. Местные исполнительные и распорядительные органы вносят проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение соответствующего местного Совета депутатов в сроки, установленные местными Советами депутатов. Проекты решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год рассматривают постоянные комиссии местных Советов депутатов, к компетенции которых отнесены данные вопросы, и готовят заключения по ним.

      Рассмотрение  и утверждение проектов решений  местных Советов депутатов о  бюджете на очередной финансовый год производятся на сессиях местных Советов депутатов. [17, с. 125]

      Местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые органы и инспекции Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь в пределах своей компетенции организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

      Отчет об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь и по структуре, которые применялись при утверждении соответствующего местного бюджета за отчетный финансовый год.

      Отчеты  об исполнении местных бюджетов вносятся местными исполнительными и распорядительными органами на рассмотрение соответствующих местных Советов депутатов в установленные ими сроки не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов производятся местными Советами депутатов в установленном порядке.

[16, с. 203]

      Правовой  основой бюджетной деятельности местных Советов депутатов является Конституция Республики Беларусь, Закон РБ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Бюджетный кодекс РБ, а также акты Президента, Совета Министров и других государственных органов Республики Беларусь. 

      В нашей стране постоянно уделяется  внимание совершенствованию и реальному  укреплению основ местного управления и самоуправления, расширению прав местных Советов депутатов,  благодаря чему роль местных Советов депутатов в различных областях жизнедеятельности населения нашей страны возросла. Таким образом, на сегодняшний день местные Советы имеют гораздо больше возможностей осуществлять свою деятельность на благо людей, что и является одним из важнейших условий функционирования местных органов власти. [20]

      12 января 2007 г. Президент Республики  Беларусь подписал Указ № 21 «О повышении роли органов  местного управления и самоуправления  в решении вопросов жизнеобеспечения  населения», в соответствии с  которым повышены статус органов местного самоуправления, их роль в решении вопросов жизнеобеспечения населения. Указом определен порядок формирования финансово-экономической базы бюджетов первичного уровня. Такой подход обеспечил не только оперативное, но и качественное финансирование из бюджетов первичного уровня мероприятий социального характера, благоустройства населенных пунктов и других расходов.

      Опыт  работы по реализации Указа № 21 показал, что когда первичный уровень власти получил в свое распоряжение ряд доходных источников и исходя из величины поступлений от них смог планировать расходы, местные Советы стали более заинтересованно влиять на все стороны жизни вверенной им территории. У них появились возможности материально укрепиться, а также средства для стимулирования органов общественного самоуправления. [3]

      С принятием 4 января 2010 г. нового Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» комплексно урегулированы общественные отношения в сфере местного управления и самоуправления и сделан акцент на роли именно местного самоуправления. Основным звеном системы местного самоуправления Республики Беларусь являются Советы депутатов. Советы избираются гражданами и являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

      В Республике Беларусь установлены три  территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения), к базовому – городские (городов областного подчинения) и районные, к областному – областные Советы. Минский городской Совет депутатов имеет особый статус. Он обладает правами и базового, и областного Советов.

      Особенностью  местных Советов депутатов как государственных органов является то, что они в своей деятельности исходят в первую очередь из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, учитывая при этом и общегосударственные интересы. Именно поэтому Советы депутатов в Республике Беларусь подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними. [15]

      В данном законе предусмотрено, что по решению местного собрания или органа территориального общественного самоуправления может вводиться добровольный сбор средств граждан, или так называемое самообложение. Эти средства включаются в местный бюджет и расходуются только на цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления. Этот добровольный сбор предусмотрен в целях расширения возможностей граждан в решении вопросов местного значения.

      Следует отметить, что новым Законом Республики Беларусь «О местном управлении и  самоуправлении в Республике Беларусь»  закреплены общая компетенция местных Советов депутатов, а также особенности компетенции местных Советов депутатов каждого территориального уровня: областного, базового и первичного.

      Советы  первичного уровня в пределах своей  компетенции:

      •   вносят в Совет базового уровня предложения о размерах отчислений от местных налогов и сборов, суммах дотаций в бюджеты первичного уровня; 

      •  вносят в Совет и исполком базового уровня предложения по социальной защите граждан;

      •  утверждают положение о единоличном органе территориального общественного самоуправления;

      •   осуществляют контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления. [5]

      Среди особенностей компетенции Советов  областного уровня следует выделить обеспечение сбалансированности бюджетов административно-территориальных единиц на соответствующей территории, оказание государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов и пеней, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, выделения бюджетных средств из местных бюджетов, освобождения от перечисления в бюджет доходов, полученных от передачи в пользование имущества, находящегося в коммунальной собственности.

      Новый закон дает возможность и дальше развивать процесс укрепления местной власти, а также расширения бюджетных прав местных Советов депутатов. Благодаря ему создана достаточно полная и адекватная сегодняшним реалиям законодательная база, которая позволяет органам местного самоуправления функционировать более эффективно. С принятием данного закона отменено 27 прежних законодательных актов и отдельных положений. Впервые в Законе комплексно урегулированы общественные отношения в сфере местного управления и самоуправления, детально разделены полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления. [15]

      Таким образом, бюджетное право Республики Беларусь представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства – бюджета. К источникам бюджетного права относятся: Конституция Республики Беларусь, Бюджетный кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год,  Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и другие нормативные акты.

      Понятие «бюджетные права» в юридической  литературе применяется для обозначения  правового статуса субъекта, участвующего в бюджетной деятельности государства. Бюджетные права Республики Беларусь и местного самоуправления следует понимать как совокупность их полномочий, касающихся всех аспектов функционирования бюджетной системы государства. Общность бюджетных прав государства и его территорий не исключает особенностей применительно к каждому из субъектов, которые на практике реализуют бюджетные права административно-территориальных образований и единиц.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Бюджетное устройство включает три важные характеристики:

    1. структуру бюджетной системы;
    2. организационные принципы построения бюджетной системы;
    3. взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе.

      Первая  характеристика определяется типом  государственного устройства. Республика Беларусь является унитарным государством, и этому типу государственного управления соответствует построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты. Средства, аккумулируемые в рамках бюджетного процесса, составляют финансовую основу функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающую решение задач и выполнение функций государством и местными органами власти.

     Вторая  характеристика связана с рассмотрением  принципов построения бюджетной  системы. Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах единства, полноты, сбалансированности бюджетов, гласности, самостоятельности, достоверности бюджетов, эффективности использования бюджетных средств, общего покрытия расходов бюджетов, адресности и целевого назначения бюджетных средств, а также ответственности участников бюджетного процесса. Все принципы построения бюджетной системы взаимоувязаны и дополняют друг друга.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система