Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:10, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, а также определение бюджетных прав действующих органов власти.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие бюджетного устройства и основные звенья бюджетной системы Республики Беларусь
Рассмотреть принципы построения бюджетной системы
Изучить бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти
Введение...................................................................................................................4
Содержание бюджетного устройства и бюджетной системы………………6
Принципы построения бюджетной системы.................................................14
Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти...20
Заключение.............................................................................................................32
Список использованных источников...................................................................35
7. На бюджетное регулирование в отношении нижестоящих бюджетов (кроме первичного звена).
8. На самостоятельное расходование средств в пределах нормативов расходования бюджетных средств на одного человека в пределах всей республики. Органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов средств за счет дополнительных доходов бюджета в процессе его исполнения.
9. Образовывать в местных бюджетах оборотную кассовую наличность, резервные и целевые фонды в пределах объема их бюджетных средств.
10. Создавать на договорных основах внебюджетные целевые фонды, объединяя средства одного местного бюджета с другим или с денежными средствами предприятий, организаций, учреждений и объединений для финансирования объектов экономического и социально-культурного значения.
11. Устанавливать дополнительные источники доходов местного бюджета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
12. На возмещение расходов, связанных с принятием вышестоящими государственными органами решений об увеличении расходов или уменьшении доходов местного бюджета. Такая компенсация должна быть осуществлена в течение текущего бюджетного года, так как обеспечивает гарантию стабильности местного бюджета.
13. На осуществление финансового контроля в области бюджетной деятельности за нижестоящими местными Советами депутатов. [2, с. 106]
Не
допускается вмешательство
Местные Советы депутатов должны принимать меры по обеспечению сбалансированности своих бюджетов, а при возникновении бюджетного дефицита его покрытие должно производиться за счет привлечения дополнительно изыскиваемых источников, сокращения расходов, выпуска займов и в исключительных случаях за счет привлечения кредитных ресурсов.
Местные Советы могут устанавливать на своих территориях предусмотренные законом о бюджете местные налоги и сборы. При этом они не должны нарушать действующий порядок формирования себестоимости и цены. Законами, имеющими большую юридическую силу, ограничены права местных органов в части местных налогов и сборов, но это в принципе не затрагивает их права на использование этого доходного источника местных бюджетов. [21, с. 128]
По общему правилу, местные органы представительной власти рассматривают и утверждают бюджеты, а исполнительной - составляют и исполняют.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется местными финансовыми органами. Местные исполнительные и распорядительные органы вносят проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение соответствующего местного Совета депутатов в сроки, установленные местными Советами депутатов. Проекты решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год рассматривают постоянные комиссии местных Советов депутатов, к компетенции которых отнесены данные вопросы, и готовят заключения по ним.
Рассмотрение и утверждение проектов решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год производятся на сессиях местных Советов депутатов. [17, с. 125]
Местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые органы и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в пределах своей компетенции организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.
Отчет об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь и по структуре, которые применялись при утверждении соответствующего местного бюджета за отчетный финансовый год.
Отчеты об исполнении местных бюджетов вносятся местными исполнительными и распорядительными органами на рассмотрение соответствующих местных Советов депутатов в установленные ими сроки не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов производятся местными Советами депутатов в установленном порядке.
[16, с. 203]
Правовой основой бюджетной деятельности местных Советов депутатов является Конституция Республики Беларусь, Закон РБ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Бюджетный кодекс РБ, а также акты Президента, Совета Министров и других государственных органов Республики Беларусь.
В нашей стране постоянно уделяется внимание совершенствованию и реальному укреплению основ местного управления и самоуправления, расширению прав местных Советов депутатов, благодаря чему роль местных Советов депутатов в различных областях жизнедеятельности населения нашей страны возросла. Таким образом, на сегодняшний день местные Советы имеют гораздо больше возможностей осуществлять свою деятельность на благо людей, что и является одним из важнейших условий функционирования местных органов власти. [20]
12
января 2007 г. Президент Республики
Беларусь подписал Указ № 21
«О повышении роли органов
местного управления и
Опыт работы по реализации Указа № 21 показал, что когда первичный уровень власти получил в свое распоряжение ряд доходных источников и исходя из величины поступлений от них смог планировать расходы, местные Советы стали более заинтересованно влиять на все стороны жизни вверенной им территории. У них появились возможности материально укрепиться, а также средства для стимулирования органов общественного самоуправления. [3]
С
принятием 4 января 2010 г. нового Закона
Республики Беларусь «О местном управлении
и самоуправлении в Республике Беларусь»
комплексно урегулированы общественные
отношения в сфере местного управления
и самоуправления и сделан акцент на роли
именно местного самоуправления. Основным
звеном системы местного самоуправления
Республики Беларусь являются Советы
депутатов. Советы избираются гражданами
и являются представительными государственными
органами на территории соответствующих
административно-
В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения), к базовому – городские (городов областного подчинения) и районные, к областному – областные Советы. Минский городской Совет депутатов имеет особый статус. Он обладает правами и базового, и областного Советов.
Особенностью местных Советов депутатов как государственных органов является то, что они в своей деятельности исходят в первую очередь из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, учитывая при этом и общегосударственные интересы. Именно поэтому Советы депутатов в Республике Беларусь подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними. [15]
В данном законе предусмотрено, что по решению местного собрания или органа территориального общественного самоуправления может вводиться добровольный сбор средств граждан, или так называемое самообложение. Эти средства включаются в местный бюджет и расходуются только на цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления. Этот добровольный сбор предусмотрен в целях расширения возможностей граждан в решении вопросов местного значения.
Следует отметить, что новым Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» закреплены общая компетенция местных Советов депутатов, а также особенности компетенции местных Советов депутатов каждого территориального уровня: областного, базового и первичного.
Советы первичного уровня в пределах своей компетенции:
• вносят в Совет базового уровня предложения о размерах отчислений от местных налогов и сборов, суммах дотаций в бюджеты первичного уровня;
• вносят в Совет и исполком базового уровня предложения по социальной защите граждан;
• утверждают положение о единоличном органе территориального общественного самоуправления;
• осуществляют контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления. [5]
Среди
особенностей компетенции Советов
областного уровня следует выделить
обеспечение сбалансированности бюджетов
административно-
Новый закон дает возможность и дальше развивать процесс укрепления местной власти, а также расширения бюджетных прав местных Советов депутатов. Благодаря ему создана достаточно полная и адекватная сегодняшним реалиям законодательная база, которая позволяет органам местного самоуправления функционировать более эффективно. С принятием данного закона отменено 27 прежних законодательных актов и отдельных положений. Впервые в Законе комплексно урегулированы общественные отношения в сфере местного управления и самоуправления, детально разделены полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления. [15]
Таким образом, бюджетное право Республики Беларусь представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства – бюджета. К источникам бюджетного права относятся: Конституция Республики Беларусь, Бюджетный кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и другие нормативные акты.
Понятие
«бюджетные права» в юридической
литературе применяется для обозначения
правового статуса субъекта, участвующего
в бюджетной деятельности государства.
Бюджетные права Республики Беларусь
и местного самоуправления следует понимать
как совокупность их полномочий, касающихся
всех аспектов функционирования бюджетной
системы государства. Общность бюджетных
прав государства и его территорий не
исключает особенностей применительно
к каждому из субъектов, которые на практике
реализуют бюджетные права административно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетное устройство включает три важные характеристики:
Первая характеристика определяется типом государственного устройства. Республика Беларусь является унитарным государством, и этому типу государственного управления соответствует построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты. Средства, аккумулируемые в рамках бюджетного процесса, составляют финансовую основу функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающую решение задач и выполнение функций государством и местными органами власти.
Вторая характеристика связана с рассмотрением принципов построения бюджетной системы. Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах единства, полноты, сбалансированности бюджетов, гласности, самостоятельности, достоверности бюджетов, эффективности использования бюджетных средств, общего покрытия расходов бюджетов, адресности и целевого назначения бюджетных средств, а также ответственности участников бюджетного процесса. Все принципы построения бюджетной системы взаимоувязаны и дополняют друг друга.
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система