Бюджетное устройство и бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, а также определение бюджетных прав действующих органов власти.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие бюджетного устройства и основные звенья бюджетной системы Республики Беларусь
Рассмотреть принципы построения бюджетной системы
Изучить бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти

Содержание

Введение...................................................................................................................4
Содержание бюджетного устройства и бюджетной системы………………6
Принципы построения бюджетной системы.................................................14
Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти...20
Заключение.............................................................................................................32
Список использованных источников...................................................................35

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

      1. Бюджетное право всегда регулировало очень широкий круг общественных отношений;

      2.    В современных условиях, в связи с формированием принципиально новой модели бюджетного федерализма, отношения, составляющие предмет бюджетно-правового регулирования, заметно актуализировались;

      3. Результатом развития бюджетно-правовых отношений явилось принятие Бюджетного кодекса Республики Беларусь - акта, унифицированно регулирующего бюджетные отношения. [14, с. 212]

      Бюджетное право как подотрасль финансового  права имеет свой предмет правового  регулирования. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом, предметом бюджетного права являются отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

      Все отношения, составляющие предмет бюджетного права, разделяются на четыре группы:

      1) отношения, возникающие по поводу установления бюджетного устройства и бюджетной системы;

      2) отношения, возникающие по поводу установления структуры доходов и расходов бюджетной системы Республики Беларусь и распределения их между отдельными звеньями бюджетной системы;

      3) отношения, определяющие роль и компетенцию субъектов бюджетных отношений;

      4)    отношения, возникающие по поводу бюджетного процесса.

      Таким образом, бюджетное право представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу бюджетного устройства Республики Беларусь, структуру и порядок распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы, компетенцию государства и местных Советов, порядок осуществления бюджетного процесса. [2, с. 98]

      По  характеру регулируемых отношений  нормы бюджетного права подразделяются на материальные и процессуальные, которые в совокупности являются бюджетными правоотношениями, под которыми, в свою очередь, следует понимать урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения по образованию, распределению и использованию денежных средств государственного (республиканского) и местных бюджетов. Бюджетные правоотношения, являясь производными от финансовых правоотношений, отличаются от последних более узкой сферой применения.

      Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. В то же время им присущи и некоторые особенности, свойственные только этому виду финансовых правоотношений, касающиеся их содержания и субъектного состава:

  • они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного фонда денежных средств;
  • в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государство и соответствующие органы местного управления и самоуправления;
  • бюджетные правоотношения, как правило, не могут длиться более одного года и прекращаются в конце соответствующего финансового года, что обусловлено ежегодностью принятия такого основополагающего акта в бюджетной сфере, как закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год. [14, с. 216]

      Отношения, составляющие предмет бюджетного права, регулируются нормами финансового права, которые содержатся в различных актах законодательства, являющихся источниками бюджетного права.

      Таким образом, к источникам бюджетного права относятся:

  1. Конституция Республики Беларусь. Ряд ее статей непосредственно устанавливает исходные начала и принципы бюджетного устройства и бюджетной системы Республики Беларусь. Это, главным образом, раздел VII, посвященный финансово-кредитной системе Республики Беларусь, раздел V (местное управление и самоуправление), а также ряд статей, определяющих бюджетные права субъектов бюджетных правоотношений (ст. 84, 97, 98, 101, 107 и др.)

      2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь

      3. Законы Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год и постановления Совета Министров Республики Беларусь о мерах по их реализации, а также решения об утверждении местных бюджетов, принимаемые местными Советами

      4. Закон Республики Беларусь «О  местном управлении и самоуправлении  в Республике Беларусь»

      5.  другие нормативные акты Президента Республики Беларусь, постановления Министерства финансов Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, которым принадлежит важная роль в повседневной организации бюджетной деятельности государства.

      Следует отметить, что среди законодательных актов специального содержания до недавнего времени выделялся Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», в котором были заложены понятия основных экономических и правовых категорий, используемых в бюджетном законодательстве, а также основные принципы и направления бюджетной деятельности государства и местного самоуправления. Однако с 1 января 2009 года данный закон утратил силу в связи с принятием Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 года.

      Нормы бюджетного права, содержащиеся в различных источниках, реализуются субъектами бюджетного права. Субъектами бюджетного права являются лица, которые выступают носителями бюджетных прав и обязанностей. В круг субъектов бюджетного права Республики Беларусь входят:

      1)   само государство в лице представительных и исполнительно- распорядительных государственных органов республиканского масштаба;

  2) административно-территориальные единицы в лице их представительных и исполнительных органов;

      3)   Национальный банк Республики Беларусь. [2, с. 99]

      Понятие «бюджетные права» в юридической литературе применяется для обозначения правового статуса субъекта, участвующего в бюджетной деятельности государства. Особенность этой правовой категории состоит в несовпадении ее юридического содержания с названием, так как «права» в данном случае представляют собой единство прав и обязанностей в осуществлении бюджетной деятельности. Такое слияние прав и обязанностей определяется понятием «бюджетные полномочия». Таким образом, бюджетные права представляют собой полномочия (компетенцию) различных субъектов бюджетного права. [21, с. 122]

      Бюджетно-правовой статус Республики Беларусь состоит из совокупности следующих бюджетных прав:

      1. Определение бюджетного устройства, которое устанавливается Парламентом и регулируется его актами.

      2.  Установление бюджетных прав Республики Беларусь и местных Советов депутатов.

      3.   К ведению Республики Беларусь относится правовое регулирование бюджетного процесса в республике. Республиканские органы определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета и отчета о его исполнении. Представительная власть закрепляет разграничение полномочий между законодательной и исполнительной ветвями по участию в бюджетном процессе.

      4. Республике Беларусь принадлежит исключительное право устанавливать доходы, поступающие как в республиканский, так и местные бюджеты. Это право закреплено в Конституции Республики Беларусь.

      5.   К ведению Республики Беларусь относится разграничение доходов и расходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами. При этом устанавливается общая сумма доходов и расходов, а также виды доходов и расходов, включаемые в эти бюджеты. Это право реализуется ежегодно при принятии закона о бюджете на предстоящий бюджетный год.

      6. Республика Беларусь аккумулирует непосредственно в республиканском бюджете отдельные виды налогов и неналоговых платежей полностью или частично.

      7.  К компетенции Республики Беларусь относится использование включенных в республиканский бюджет доходов на финансирование народного хозяйства, социально-культурную сферу, оборону, аппарат управления и другие программы и мероприятия общегосударственного значения.

      8. К полномочиям Республики Беларусь относятся разработка, утверждение и исполнение республиканского бюджета.

      9. Республика Беларусь осуществляет руководство бюджетной деятельностью административно-территориальных единиц, в том числе реализует контрольную функцию.

      10.   Республика Беларусь принимает решения о создании совместных с другими государствами бюджетов и других международных денежных фондов. [21, с. 125]

      Бюджетные права Республики Беларусь четко распределены между законодательными и исполнительными органами  власти. Так, в бюджетные полномочия исполнительных органов власти в лице Совета Министров Республики Беларусь входит:

  • ежегодное  представление на рассмотрение Президенту Республики Беларусь проектов законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Непосредственное составление проектов республиканского бюджета производится Министерством финансов Республики Беларусь.
  • обеспечение исполнения республиканского бюджета, которое непосредственно осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь.
  • рассмотрение и представление Президенту проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год.
  • ежегодное рассмотрение и представление Президенту Республики Беларусь проектов законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год. 
  • ежеквартальное информирование палат Парламента Республики Беларусь о расходовании средств резервного фонда Правительства Республики Беларусь.

      К бюджетным полномочиям законодательных органов власти в лице Национального собрания Республики Беларусь относится:

  • рассмотрение проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год
  • принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год
  • рассмотрение отчетов об исполнении республиканского бюджета бюджете за очередной финансовый год
  • принятие закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год.
  • принятие закона о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год
  • утверждение нормативов отчислений от общегосударственных доходных источников в местные бюджеты областей и г. Минска.

      Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти закреплены в Конституции РБ, Бюджетном кодексе РБ, Законе РБ «О Национальном собрании Республики Беларусь», Законе РБ «О Совете Министров Республики Беларусь», некоторых других законах и подзаконных актах.

      Особенности бюджетных прав местных Советов депутатов характеризуются тем, что они наделены почти теми же полномочиями в области бюджета, что и Республика Беларусь, однако значительно в меньшем объеме. 

      Бюджетно-правовой статус местных Советов  депутатов представляет собой полномочия различных субъектов бюджетного права на местном уровне. Они реализуются соответствующими органами местного самоуправления и управления и представляют собой совокупность следующих прав:

      1. На свой собственный бюджет, каковыми являются сельские (поселковые), районные, городские и областные бюджеты.

      2. Выделять в качестве основной части местного бюджета сметы доходов и расходов городских районов, не имеющих собственных бюджетов.

      3. Составлять проект своего бюджета, обсуждать и утверждать его, а также составлять отчет об исполнении и утверждать его.

      4. Осуществлять нормотворческую деятельность в области бюджета 5. На получение источников дохода через постоянно закрепленные и регулирующие источники доходов.

      6. На получение необходимых финансовых ресурсов при возложении на местный бюджет задачи государственной важности.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система