Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:10, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, а также определение бюджетных прав действующих органов власти.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие бюджетного устройства и основные звенья бюджетной системы Республики Беларусь
Рассмотреть принципы построения бюджетной системы
Изучить бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти
Введение...................................................................................................................4
Содержание бюджетного устройства и бюджетной системы………………6
Принципы построения бюджетной системы.................................................14
Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти...20
Заключение.............................................................................................................32
Список использованных источников...................................................................35
Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
Местные
исполнительные и распорядительные
органы, Советы депутатов в пределах
своей компетенции
- на содержание и развитие социально-культурной сферы местного значения (школы, медицинские учреждения, библиотеки), социальной защиты населения;
-
на благоустройство населенных
пунктов, а также капитальные
вложения в объекты
-
на содержание аппарата
-
на создание резервных,
- другие расходы. [18, с. 287]
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, отчислений от регулирующих доходов, поступающих из вышестоящих бюджетов, и межбюджетных трансфертов. [1]
Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов.
С понятием бюджетной системы тесно связано весьма специфическое, но важное понятие «консолидированный бюджет», который определяется как свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Законодательно выделены четыре вида консолидированных бюджетов:
- консолидированный бюджет района - бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет;
- консолидированный бюджет области - бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет;
- консолидированный бюджет Республики Беларусь - республиканский бюджет, бюджеты областей и г. Минска;
- консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь - консолидированный бюджет Республики Беларусь, бюджеты государственных внебюджетных фондов, средства от приносящей доходы деятельности (внебюджетные средства) бюджетных организаций. [14, с. 208]
Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке, а являются лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующей местной территории. Консолидированный бюджет позволяет всесторонне изучать, а затем совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и повышать эффективность использования бюджетных ресурсов. Консолидированный бюджет дает полное представление о финансовых возможностях государства (области, района) на данный период, что позволяет определить бюджетно-финансовую политику в стране или регионе.
Таким
образом, бюджетное устройство определяет
организацию и принципы построения бюджетной
системы, взаимоотношения между ее отдельными
звеньями, состав и структуру бюджетов,
а также правовые основы функционирования
бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Главное место в бюджетном устройстве
занимает бюджетная система, представляющая
собой основанную на экономических отношениях
и нормах законодательства совокупность
бюджетов различных административно-
Республиканский
бюджет, который обеспечивает необходимыми
денежными средствами мероприятия,
имеющих общегосударственное значение,
играет первостепенную роль в регулировании
экономических процессов в стране. Вместе
с тем высокая значимость республиканского
бюджета не умаливает роли местных бюджетов,
которые являются финансовой базой местных
Советов депутатов. Именно они обеспечивают
местные органы власти необходимыми финансовыми
ресурсами для выполнения их функций,
существенно воздействуют на удовлетворение
бытовых, социальных потребностей населения,
материальный и культурный уровень жизни
граждан соответствующего региона.
2 Принципы построения бюджетной системы
Бюджетная система Республики Беларусь функционирует на основе следующих принципов:
Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам). [4, с. 63]
Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. Установлены четкие права, разграничивающие распределение доходных источников и расходов между отдельными видами бюджетов. При этом расходы всех видов бюджетов определяются задачами социально-экономического развития данной территории и конкретными функциями, компетенцией соответствующего органа власти. Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты налоги, сборы, неналоговые платежи в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Принцип
эффективности использования
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:
Принцип
достоверности бюджетов означает, что
бюджеты формируются на основе обоснованных
прогнозных макроэкономических показателей
социально-экономического развития Республики
Беларусь, соответствующей административно-
Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.
Нецелевое использование средств бюджета влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.
Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса. [1]
Все рассмотренные принципы предполагают:
1) объединение основных денежных ресурсов государства в республиканском бюджете, через который обеспечиваются все потребности республиканского характера;
2) обеспечение
денежными средствами местных бюджетов
с учетом особенностей социально-культурного
развития в каждой административно-
3) необходимость всестороннего развития местной инициативы и учета местных особенностей при исполнении местных бюджетов. [2, с. 109]
Подводя
итог вышеизложенному, следует отметить,
что все перечисленные принципы
организации бюджетной системы взаимоувязаны
и дополняют друг друга, они закреплены
в Бюджетном кодексе Республики Беларусь.
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение
требований, установленных данным кодексом
и иными актами бюджетного законодательства
по составлению, рассмотрению, утверждению,
исполнению бюджетов, получению и использованию
бюджетных средств, признаются нарушением
бюджетного законодательства и влекут
применение к нарушителю мер принуждения
за нарушение бюджетного законодательства
в соответствии с Бюджетным кодексом и
иными законодательными актами. Соблюдение
же перечисленных принципов бюджетной
системы позволит правильно организовать
бюджетный процесс и обеспечить исполнение
всех функций бюджетов в рамках эффективного
экономического развития страны.
В связи с наличием бюджетов и бюджетной системы возникают общественные отношения, которые регулируются особым подразделением финансового права — бюджетным правом.
Бюджетное право — центральный раздел особенной части финансового права, связанный с другими подразделениями и институтами последнего, что подчеркивает важность бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, его координирующую роль. [2, с. 97]
Несмотря на то, что наукой финансового права предлагаются различные определения бюджетного права в контексте структурных характеристик регулируемых им отношений, большинство авторов придерживаются точки зрения, что бюджетное право, являясь подотраслью финансового права, занимает в его системе ведущее место.
В настоящее время бюджетное право сформировалось как подотрасль финансового права. Это стало возможным благодаря следующим обстоятельствам:
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система