Бюджетное устройство и бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, а также определение бюджетных прав действующих органов власти.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие бюджетного устройства и основные звенья бюджетной системы Республики Беларусь
Рассмотреть принципы построения бюджетной системы
Изучить бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти

Содержание

Введение...................................................................................................................4
Содержание бюджетного устройства и бюджетной системы………………6
Принципы построения бюджетной системы.................................................14
Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти...20
Заключение.............................................................................................................32
Список использованных источников...................................................................35

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

МИНСК 2010

РЕФЕРАТ
 

    Курсовая  работа: 36 с., 22 источника 

    БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ  БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО, БЮДЖЕТНЫЙ  ПРОЦЕСС 

     Объект и предмет исследования – бюджетная система и бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти.

     Цель  работы: изучение понятия бюджетного устройства, основных звеньев бюджетной системы, а также определение бюджетных прав действующих органов власти.

     Исследования  и разработки: раскрыта сущность бюджетной системы и бюджетного устройства, рассмотрены принципы построения бюджетной системы, изучены бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

     Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал юридического и экономического профиля правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................4

  1. Содержание бюджетного устройства и бюджетной системы………………6
  2. Принципы построения бюджетной системы.................................................14
  3. Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти...20

Заключение.............................................................................................................32

Список использованных источников...................................................................35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Одним из наиболее важных механизмов, определяющим роль государства в развитии экономики, в обеспечении фундамента ее функционирования, включения в систему глобальных экономических связей, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

     В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетному устройству и бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надежному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан. Стабильность функционирования бюджетной системы является одним из наиболее важных параметров, характеризующих состояние социальной сферы экономики. Именно этим фактом объясняется повышенный интерес к изучению функционирования бюджетной системы и актуальность выбранной темы.

     Целью данной работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, а также определение бюджетных прав действующих органов власти.

     Исходя  из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:

    • Изучить понятие бюджетного устройства и основные звенья бюджетной системы Республики Беларусь
    • Рассмотреть принципы построения бюджетной системы
    • Изучить бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти

     Специфика бюджетной системы Республики Беларусь как предмета исследования влечет необходимость использования научных трудов как юридического, так и экономического профиля.

     Для решения поставленных задач, в первую очередь, были использованы нормативные и законодательные акты Республики Беларусь, такие как Бюджетный кодекс Республики Беларусь, Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Конституция Республики Беларусь, а также публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемой теме. В ходе курсовой работы мною были использованы различные учебные пособия таких авторов, как  А.А. Пилипенко, Л.А. Ханкевича, В.А. Круглова, Г.К. Мультана и ряда других авторов.

 

     1 Содержание бюджетного  устройства и бюджетной  системы

     Для выполнения своих функций государственные  органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством.

    Организация и принципы формирования бюджетной  системы,  бюджетного процесса, взаимоотношения  между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных  прав входят в понятие бюджетного устройства. Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджета.

      В разных странах мира бюджетное  устройство отличается особенностями  в зависимости от государственного  устройства, территориально – административного деления, уровня развития экономики и некоторых других специфических черт конкретного государства.  [18, с. 280]

    Центральное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система,  функционирование которой обусловлено необходимостью соблюдения принципа социальной справедливости на всей территории государства, важностью обеспечения эффективности использования бюджетных ресурсов. Научное обоснование содержания бюджетной системы – важнейший вопрос, как с позиции финансовой науки, так и с точки зрения практики организации бюджетного процесса.

    В науке финансового права некоторые ученые предлагают рассматривать понятие бюджетной системы в двух смыслах. В узком смысле она представляет собой совокупность всех бюджетов страны, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения, и внебюджетных фондов всех уровней. В широком смысле бюджетная система - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами бюджетного права общественных отношений, складывающихся в процессе бюджетной деятельности государства. [14, с. 206]

    Финансово-кредитный  энциклопедический словарь  дает следующую трактовку термина бюджетная система: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Различия в государственном устройстве стран, в бюджетных правах разных уровней власти обуславливают наличие разных видов бюджетных систем». [13, с. 8]

    Согласно позиции российских экономистов, бюджетная система — это «взаимообусловленное единство бюджетного устройства, бюджетной политики, бюджетного права, бюджетных институтов, взаимодействие которых обеспечивает формирование и использование бюджетных фондов в соответствии с определенными принципами в целях решения социально-экономических задач государства [13, с. 9]

    В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь бюджетная система - это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь. [14, с. 205]

    Именно  форма государственного устройства предопределяет построение бюджетной системы в контексте ее структурно-видовых элементов.

    Республика  Беларусь является унитарным государством. Следовательно, бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень - республиканский бюджет; второй уровень - местные бюджеты. При этом местные бюджеты подразделяются на:

    - бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

    - бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

    - бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска). [1]

    Центральным звеном бюджетной системы является республиканский бюджет. Именно он обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение, и тем самым выступает как главный гарант целостности республики, экономического развития суверенного,  независимого государства. Так, за счет республиканского бюджета осуществляется финансирование крупных, общегосударственных целевых программ таких как, инвестиционные, природоохранные, социальные, развитие науки. Его ресурсы направляются  на покрытие затрат, связанных с внешнеэкономической деятельностью государства, закладкой и обновлением государственных резервов, обслуживанием общегосударственного долга. Огромную роль играет республиканский бюджет в обеспечении внутренней и внешней безопасности страны, управлении общими экономическими и социальными процессами в республике. Это достигается посредством покрытия  расходов на национальную оборону, на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, а также на образование ряда резервных фондов.

    Не  менее важной является роль республиканского бюджета и в общегосударственном  регулировании финансовых ресурсов республики и балансировании бюджетов нижестоящего уровня. Так, через республиканский  бюджет производится перераспределение части финансовых ресурсов между областями и г. Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития. Одновременно средства данного бюджета могут выделяться областям и г. Минску в виде субвенций и дотаций при недостаточности их ресурсов для финансирования намеченных расходов. [18, с. 283]

    В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь. [14, с. 223]

    Доходы  республиканского бюджета формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, и межбюджетных трансфертов. [1]

    Собственные доходы – доходы бюджета, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено законодательством на постоянной основе.

    Собственные доходы республиканского бюджета могут  включать в себя:

    1. налоговые доходы, зачисляемые в  бюджет в соответствии с законодательством  на постоянной основе;

    2. взносы на государственное социальное  страхование, зачисляемые на постоянной  основе;

    3. неналоговые доходы, зачисляемые  в бюджет в соответствии с  законодательством на постоянной  основе;

    4. безвозмездные поступления, за  исключением межбюджетных трансфертов. [1]

    Регулирующие  доходы – доходы бюджета, ежегодно распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования. К ним относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.

    Бюджетный кодекс разделяет собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год. [14, с. 220]

    Межбюджетные  трансферты предоставляются в формах дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в соответствии с  Бюджетным Кодексом РБ. [1]

    В составе республиканского бюджета могут создаваться государственные целевые бюджетные фонды, формирование которых осуществляется в особом порядке (как правило, за счет уплаты налоговых платежей, взимание которых регламентируется как бюджетным, так и налоговым законодательством). Количественный состав государственных целевых бюджетных фондов ежегодно определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. «О республиканском бюджете на 2011 год» в республиканский бюджет в 2011 г. будут включены   средства следующих государственных целевых бюджетных фондов:

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система