Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы изучить и раскрыть бюджетную систему Российской Федерации. Рассмотреть основные элементы бюджетной системы, как важнейшего звена финансовой системы общества, основных принципов построения бюджетной системы РФ и бюджетного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1) изучить общие положения о понятии, структуре и принципов построения бюджетной системы государства;
2) рассмотреть бюджетную классификацию и бюджетный процесс России;
3) осветить другие вопросы, связанные с формирование доходов и расходов бюджетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Бюджетное устройство РФ 5
1.2 Бюджетная классификация 7
1.3 Бюджетный процесс в РФ 9
2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 13
2.1 Федеральный бюджет 13
2.2 Бюджеты субъектов 16
2.3 Местные бюджеты 18
2.4 Государственные внебюджетные фонды 20
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ НПА

Работа содержит 1 файл

Бюджет РФ.doc

— 1.63 Мб (Скачать)

     Региональные  бюджеты – составная часть финансовой системы РФ. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе РФ, 58 краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты 4 автономных округа.

     Доходы  бюджетов субъектов  РФ

     Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ.

     Доходы  бюджетов субъектов  РФ формируются за счет:

     1) налоговых доходов от региональных  налогов, от федеральных налогов  и сборов, в том числе налогов,  предусмотренных специальными налоговыми  режимами;

     2) неналоговых доходов - часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, в размерах, установленных законами субъектов РФ; доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ (аренда и т.п.); средства, полученные в возмещении вреда, причиненного РФ; иные неналоговые доходы (штрафы и т.п.).

     3) безвозмездных поступлений - субвенции из федерального бюджета; дотации и субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ; поступления из бюджетов государственных внебюджетных фондов; поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

      К региональным  налогам относятся  три вида: транспортный налог; налог  на имущество предприятий и организаций; налог на игорный бизнес.

Расходы бюджетов субъектов  РФ

      Расходы бюджета субъекта РФ – денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта РФ.

     Расходы бюджетов в аналитических целях в зависимости от их экономического содержания можно подразделять на текущие и капитальные.

     Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.

     Капитальные расходы бюджетов – часть бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной деятельности.

     Основная  проблема региональных органов власти – обеспечить экономическое и  социальное развитие подведомственных им территорий.

     В соответствии с выполняемыми функциями  субъектами РФ исключительно из их бюджетов финансируются следующие  функциональные виды расходов: содержание органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; реализация региональных целевых программ; оказание финансовой помощи местным бюджетам; прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

     В бюджетах регионов занимают значительную долю расходов ассигнования на развитие отраслей экономики региона (промышленность, энергетика, строительство, транспорт). В расходной части бюджетов регионов может быть предусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

    1. Местные бюджеты
 

     Местными  бюджетами являются бюджеты муниципальных образований – административно-территориальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений).

     Бюджет  каждого муниципального образования (местный бюджет) – форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В РФ насчитывается 29 тысяч местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений).

     Доходы  местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.

Формирование  доходов местных бюджетов

     Доходы  местных бюджетов формируются за счет следующих источников: местных налогов и сборов; отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов; неналоговых доходов; безвозмездных поступлений.

К местным  налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц. Отчисления от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в пользу местных бюджетов осуществляются по таким видам, как: налог на доходы физических лиц; единый сельскохозяйственный налог; государственная пошлина; прочих платежей.

      Неналоговые доходы формируются: от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления; в местный бюджет поступают и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и проч.).

      К безвозмездным поступлениям относятся - финансовая помощь бюджетов бюджетной системы РФ в форме дотаций и субсидий; субвенции из региональных бюджетов;

      Расходы местных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

      Основная  часть расходов местных бюджетов связана с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального района или города.

      Исключительно из местных бюджетов финансируются  расходы: на содержание органов местного самоуправления; на формирование муниципальной собственности и управление ею; на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; на обеспечение противопожарной безопасности; на обслуживание и погашение муниципального долга; на целевое дотирование населения; на прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.

    Органы  власти муниципальных образований  из средств бюджетов

осуществляют  финансирование учреждений народного  образования, здравоохранения, учреждений культуры и многих других учреждений непроизводственной сферы.

    1. Государственные внебюджетные фонды
 

      Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  Федерации и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан и удовлетворения некоторых  потребностей социального и экономического характера.

      Внебюджетные  фонды – одна из форм перераспределения  и использования национального  дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

      Правовой  основой образования государственных  социальных внебюджетных фондов является, прежде всего, Конституция РФ и БК РФ.

      Бюджетным кодексом РФ установлено, что вне  федерального бюджета образуются государственные  фонды денежных средств, управляемые  органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан: на социальное обеспечение по возрасту; на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях; на социальное обеспечение в случае безработицы; на охрану здоровья и получения бесплатной медицинской помощи.

      Средства  государственных внебюджетных фондов находятся в государственной  собственности, они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ и не подлежат изъятию  на цели, предусмотренные законодательством.

      Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: обязательных платежей, установленных законодательством РФ; налоговых доходов; добровольных взносов физических и юридических лиц; других доходов.

      Исполнение  бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

      В БК РФ определен состав государственных  социальных внебюджетных фондов России:

      • Пенсионный фонд РФ – это государственный  централизованный внебюджетный фонд пенсионного  обеспечения населения, предназначенный, прежде всего на выплату пенсий.

      • Фонд социального страхования РФ;

      Социальное  страхование – это один из видов  государственного материального обеспечения  населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и иных предусмотренным  законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособие и т.п.).

      • Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования;

     Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья от любой причины. Оно ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая, получение медицинской помощи за счет накопленных государственных средств и финансирование профилактических мероприятий.

     • Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования.

     Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного  медицинского страхования.

     Все эти фонды называются внебюджетными  социальными фондами, потому что  они созданы в целях эффективной  реализации социальных программ РФ. Они образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств.

     Вывод: Федеральный бюджет – это основное звено бюджетной системы, представляющее собой денежный фонд органов федеральной власти, объединяющее в себе все денежные потоки. Бюджеты субъектов – обеспечивают денежными средствами национальные и территориальные образования. Местные бюджеты – обеспечивают финансовыми ресурсами органы местного самоуправления. Государственный внебюджетный фонд – это федеральный пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.  

       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД  И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ
 

    Бюджетная политика8 — направление экономической политики государства, связанное с разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в это государство.

    Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

    В соответствии с Бюджетным посланием9 Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются: использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования; разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций; обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы; повышение качества человеческого капитала; повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг; реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

    В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств РФ.

    Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы  федерального бюджета предполагается сократить с 22,8% к ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году, сохранить их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной политики ближайших трех лет.

    При этом для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.

Кроме того, сохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации