Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:37, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы изучить и раскрыть бюджетную систему Российской Федерации. Рассмотреть основные элементы бюджетной системы, как важнейшего звена финансовой системы общества, основных принципов построения бюджетной системы РФ и бюджетного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1) изучить общие положения о понятии, структуре и принципов построения бюджетной системы государства;
2) рассмотреть бюджетную классификацию и бюджетный процесс России;
3) осветить другие вопросы, связанные с формирование доходов и расходов бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Бюджетное устройство РФ 5
1.2 Бюджетная классификация 7
1.3 Бюджетный процесс в РФ 9
2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 13
2.1 Федеральный бюджет 13
2.2 Бюджеты субъектов 16
2.3 Местные бюджеты 18
2.4 Государственные внебюджетные фонды 20
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ НПА
Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.
Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.
Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.
Участниками бюджетного процесса в государстве являются: Президент РФ; Государственная Дума Федерального собрания РФ; Совет Федерации Федерального собрания РФ; Правительство РФ; Министерство финансов (орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета); Федеральное казначейство; Центральный банк РФ; Счетная палата РФ; Государственные внебюджетные фонды;
Главные
распорядители бюджетных
Этапы бюджетного процесса
К составлению6 проекта федерального бюджета Правительством РФ приступают обычно за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Составлению проекта бюджета предшествует согласование показателей, прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса РФ и бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период. Работу эту осуществляет комиссия, создаваемая в порядке, установленном Правительством РФ.
Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год; разработка Министерством финансов РФ основных характеристик федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов.
Второй этап формирования бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетных средств в соответствии с функциональной, ведомственной и экономической классификациями расходов. Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета. Несогласованные вопросы рассматриваются межведомственной правительственной комиссией. С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ, проект федерального бюджета и проекты государственных внебюджетных фондов, а также другие документы, утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу. Государственная дума рассматривает проект в четырех чтениях.
В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения Правительством в Государственную думу. При этом обсуждаются концепция бюджета и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, взаимоотношения бюджетов, проект программы внешних заимствований, основные характеристики федерального бюджета. Если проект утверждается Государственной думой, то утверждаются основные характеристики бюджета. Если в первом чтении проект отклоняется, то он передается в согласительную комиссию или возвращается на доработку. При повторном отклонении проекта бюджета в первом чтении Государственная дума ставит вопрос о доверии Правительству.
Во
втором чтении государственная дума
утверждает расходы федерального бюджета
по разделам функциональной классификации,
а также размер фонда финансовой поддержки
субъектов РФ.
Предметом
третьего чтения является распределение
средств бюджета по главным распорядителям,
т.е. по ведомственной классификации, распределение
средств фонда финансовой поддержки регионов
по субъектам РФ и ряд программ, которые
утверждаются в составе бюджета.
В
четвертом чтении проект закона о
федеральном бюджете
После принятия закона в четвертом чтении, он считается принятым полностью Государственной Думой. В течение 5 дней этот закон должен быть передан для рассмотрения в Совет Федерации, который в обязательном порядке рассматривает этот проект на пленарном заседании не позднее чем в течение 14 дней со дня его получения из государственной думы. Одобренный советом федерации закон в течение 5 дней направляется президенту РФ для подписи и обнародования.
После публикации в официальной печати закон вступает в действие, но не ранее 1 января года, на который он составлен.
Исполнение – это претворение в жизнь главного финансового плана страны.
Предусматривает: зачисление доходов на единый бюджетный счет; возврат излишне уплаченных налогов; составление отчетности о доходах;
Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи.
Бюджетная роспись – это документ о квартальном распределении расходов между получателями бюджетных средств.
Вывод:
Бюджетная система РФ состоит из федерального
бюджета и бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации;
бюджетов субъектов Российской Федерации
и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов;
местных бюджетов. Построение бюджетной
системы основывается на специальных
принципах. Важнейшие из них - единство,
полнота, реальность, гласность и самостоятельность.
Бюджетная классификация состоит из доходов
и расходов бюджетов бюджетной системы
РФ. Бюджетный процесс – формирование,
рассмотрение, утверждение, исполнение.
Федеральный бюджет7 – ведущее звено бюджетной системы РФ, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год и плановый период, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) РФ.
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств РФ.
Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным видам экономической деятельности. Через федеральный бюджет осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования и т. д.
Доходы федерального бюджета
Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
К налоговым источникам поступлений относятся: федеральные налоги и сборы, в том числе налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.
К неналоговым доходам относятся: средства, полученные от передачи имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ; таможенные пошлины и сборы; часть прибыли (чистой) унитарных предприятий в размерах, устанавливаемых Правительством РФ и др.
К безвозмездным поступлениям относятся перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные возмездные поступления от бюджетов бюджетной системы РФ.
Таким образом, доходная часть федерального бюджета РФ слагается главным образом из налогов на прибыль с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.
Расходы федерального бюджета
Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1) по экономической роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2) по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджета обеспечивают выполнение текущих задач, например, таких как функционирование органов власти, оказание помощи другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Капитальные расходы бюджета связаны с расширенным воспроизводством и выделяются на создание или увеличение имущества, обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности. К ним относятся расходы на инвестирование капитальных ремонтов, выделение кредитов на инвестиционные программы и т. д. В составе капитальных расходов бюджета формируется бюджет развития.
В
соответствии с выполняемыми функциями
государства исключительно из федерального
бюджета финансируются
Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов: государственная поддержка отраслей экономики;
обеспечение правоохранительной, противопожарной деятельности; обеспечение социальной защиты населения; развитие рыночной инфраструктуры; прочие расходы.
В основе бюджетного финансирования лежат принципы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.
Дефицит и профицит бюджета
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами определяется дефицит и профицит бюджета.
Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами.
Дефицит и профицит бюджета представляет собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет, и являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние источники - разница между средствами, полученными и погашенными РФ по кредитам кредитных организаций в валюте РФ; разница между средствами, поступившими от размещения и погашения государственных ценных бумаг РФ; поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ; иные источники. 2) внешние источники - разница между средствами, поступившими от размещения и погашения государственных ценных бумаг в иностранной валюте от имени РФ; разница между средствами, полученными и погашенными по кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм международных финансовых организаций; иные источники.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджетный фонд субъекта Федерации является государственной собственностью.