Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы изучить и раскрыть бюджетную систему Российской Федерации. Рассмотреть основные элементы бюджетной системы, как важнейшего звена финансовой системы общества, основных принципов построения бюджетной системы РФ и бюджетного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1) изучить общие положения о понятии, структуре и принципов построения бюджетной системы государства;
2) рассмотреть бюджетную классификацию и бюджетный процесс России;
3) осветить другие вопросы, связанные с формирование доходов и расходов бюджетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Бюджетное устройство РФ 5
1.2 Бюджетная классификация 7
1.3 Бюджетный процесс в РФ 9
2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 13
2.1 Федеральный бюджет 13
2.2 Бюджеты субъектов 16
2.3 Местные бюджеты 18
2.4 Государственные внебюджетные фонды 20
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ НПА

Работа содержит 1 файл

Бюджет РФ.doc

— 1.63 Мб (Скачать)

     Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

     Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

      Для бюджетного процесса важно понятие  финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

      Участниками бюджетного процесса в государстве  являются: Президент РФ; Государственная Дума Федерального собрания РФ; Совет Федерации Федерального собрания РФ; Правительство РФ; Министерство финансов (орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета); Федеральное казначейство; Центральный банк РФ; Счетная палата РФ; Государственные внебюджетные фонды;

Главные распорядители бюджетных средств. 

Этапы бюджетного процесса

     К составлению6 проекта федерального бюджета Правительством РФ приступают обычно за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

     Составлению проекта бюджета предшествует согласование показателей, прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса РФ и бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период. Работу эту осуществляет комиссия, создаваемая в порядке, установленном Правительством РФ.

     Первый  этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год; разработка Министерством финансов РФ основных характеристик федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов.

     Второй  этап формирования бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетных средств в соответствии с функциональной, ведомственной и экономической классификациями расходов. Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета. Несогласованные вопросы рассматриваются межведомственной правительственной комиссией. С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ, проект федерального бюджета и проекты государственных внебюджетных фондов, а также другие документы, утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу. Государственная дума рассматривает проект в четырех чтениях.

     В первом чтении проект рассматривается  в течение 30 дней со дня его внесения Правительством в Государственную  думу. При этом обсуждаются концепция бюджета и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, взаимоотношения бюджетов, проект программы внешних заимствований, основные характеристики федерального бюджета. Если проект утверждается Государственной думой, то утверждаются основные характеристики бюджета. Если в первом чтении проект отклоняется, то он передается в согласительную комиссию или возвращается на доработку. При повторном отклонении проекта бюджета в первом чтении Государственная дума ставит вопрос о доверии Правительству.

     Во  втором чтении государственная дума утверждает расходы федерального бюджета  по разделам функциональной классификации, а также размер фонда финансовой поддержки субъектов РФ.  
         Предметом третьего чтения является распределение средств бюджета по главным распорядителям, т.е. по ведомственной классификации, распределение средств фонда финансовой поддержки регионов по субъектам РФ и ряд программ, которые утверждаются в составе бюджета.

     В четвертом чтении проект закона о  федеральном бюджете рассматривается  в целом, подвергается редакционной правке и внесение каких либо поправок в доходы и расходы здесь не допускается. Проект должен быть рассмотрен не позднее 15 дней после его рассмотрения в третьем чтении.

      После принятия закона в четвертом чтении, он считается принятым полностью Государственной Думой. В течение 5 дней этот закон должен быть передан для рассмотрения в Совет Федерации, который в обязательном порядке рассматривает этот проект на пленарном заседании не позднее чем в течение 14 дней со дня его получения из государственной думы. Одобренный советом федерации закон в течение 5 дней направляется президенту РФ для подписи и обнародования.

      После публикации в официальной печати закон вступает в действие, но не ранее 1 января года, на который он составлен.

      Исполнение – это претворение в жизнь главного финансового плана страны.

Предусматривает: зачисление доходов на единый бюджетный счет; возврат излишне уплаченных налогов; составление отчетности о доходах;

Исполнение  бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи.

      Бюджетная роспись – это документ о квартальном распределении расходов между получателями бюджетных средств.

     Вывод:  Бюджетная система РФ состоит из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; 
бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; 
местных бюджетов. Построение бюджетной системы основывается на специальных принципах.  Важнейшие из них - единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность. Бюджетная классификация состоит из доходов и расходов бюджетов бюджетной системы РФ. Бюджетный процесс – формирование, рассмотрение, утверждение, исполнение.
 

  1. СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
    1. Федеральный бюджет
 

     Федеральный бюджет7 – ведущее звено бюджетной системы РФ, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год и плановый период, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) РФ.

     По  экономическому содержанию федеральный  бюджет представляет собой форму  образования и использования централизованного фонда денежных средств РФ.

     Средства  федерального бюджета выступают  важным финансовым источником капитальных  вложений в основные фонды, дотаций  жизненно важным видам экономической  деятельности. Через федеральный  бюджет осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования и т. д.

         Доходы  федерального бюджета

     Доходы  федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

     К налоговым источникам поступлений  относятся: федеральные налоги и сборы, в том числе налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

     К неналоговым доходам относятся: средства, полученные от передачи имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ; таможенные пошлины и сборы; часть прибыли (чистой) унитарных предприятий в размерах, устанавливаемых Правительством РФ и др.

     К безвозмездным поступлениям относятся  перечисления от физических и юридических  лиц, международных организаций  и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные возмездные поступления от бюджетов бюджетной системы РФ.

      Таким образом, доходная часть федерального бюджета РФ слагается главным  образом из налогов на прибыль  с предприятий и организаций  различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в  федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.

Расходы федерального бюджета

     Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.

      Расходы федерального бюджета  классифицируют:

      1) по экономической роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

      2) по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность,   фундаментальные исследования и др.

     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные.

     Текущие расходы бюджета обеспечивают выполнение текущих задач, например, таких как функционирование органов власти, оказание помощи другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

     Капитальные расходы бюджета связаны с расширенным воспроизводством и выделяются на создание или увеличение имущества, обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности. К ним относятся расходы на инвестирование капитальных ремонтов, выделение кредитов на инвестиционные программы и т. д. В составе капитальных расходов бюджета формируется бюджет развития.

      В соответствии с выполняемыми функциями  государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  функциональные виды расходов: обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов и другие расходы на общегосударственное управление; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; прочие расходы.

     Кроме того, в соответствии с законодательством  РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов: государственная поддержка отраслей экономики;

обеспечение правоохранительной, противопожарной  деятельности; обеспечение социальной защиты населения; развитие рыночной инфраструктуры; прочие расходы.

      В основе бюджетного финансирования лежат  принципы: безвозвратности, целевого характера  бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным  порядком осуществления их расходов.

Дефицит и профицит бюджета

      В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность государственных  доходов и расходов.  В результате сопоставления расходов с доходами определяется дефицит и профицит бюджета.

      Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.

      Профицит  бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами.

      Дефицит и профицит бюджета представляет собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет, и являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.

      Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние источники - разница между средствами, полученными и погашенными РФ по кредитам кредитных организаций в валюте РФ; разница между средствами, поступившими от размещения и погашения государственных ценных бумаг РФ; поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ; иные источники. 2) внешние источники - разница между средствами, поступившими от размещения и погашения государственных ценных бумаг в иностранной валюте от имени РФ; разница между средствами, полученными и погашенными по кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм международных финансовых организаций; иные источники.

    1. Бюджеты субъектов
 

     Бюджет  субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджетный фонд субъекта Федерации является государственной собственностью.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации