Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств.
В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п.

Содержание

1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система

1.2 Принципы построения бюджетной системы

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1 Характеристика государственного бюджета России

2.2 Финансовая поддержка и помощь субъектов федерации

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Работа содержит 1 файл

Kursovaj.docx

— 57.54 Кб (Скачать)

Эти субвенции  не могут быть направлены на финансирование текущих расходов бюджетов и возмещение убытков, понесенных в результате хозяйственной деятельности.

Право на получение  субвенций из внебюджетных фондов имеют  органы представительной власти республик  в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в установленном порядке получивших статус региона Российской Федерации, нуждающегося в финансовой помощи.

Условия и сроки  предоставления субвенций из внебюджетных фондов республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу, имеющим право на получение субвенций из внебюджетных фондов, определяются статусами внебюджетных фондов.

Субвенции из внебюджетных фондов, выделенные органам представительной власти, зачисляются в соответствующие  статьи бюджетов развития национально-государственных  и административно-территориальных образований или созданных ими внебюджетных фондов.

Доля субвенций  из внебюджетного фонда по конкретным проектам или программам не может  превышать 80% капитальных вложений получателя субвенций, направляемых на реализацию этих инвестиционных проектов или программ.

Контроль за использованием субвенции из внебюджетных фондов возлагается на Федеральное Собрание РФ и Министерство финансов РФ.

С целью контроля за деятельностью внебюджетных фондов Федеральное Собрание РФ может создавать наблюдательные комиссии, которые должны регулярно заслушивать информацию о текущей работе внебюджетных фондов, рассматривать годовые планы деятельности внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении и представлять в Федеральное Собрание РФ заключения по ежегодным отчетам внебюджетных фондов. 
 

3. МЕРОПРИЯТИЯ  ПО УЛУЧШЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА

Бюджет РФ на 2011-2013 годы должен быть основан на консервативном прогнозе, заявил премьер-министр России Владимир Путин на совещании по определению  сценарных условий развития экономики.

"Мы, как и  договаривались, в основу бюджета  должны положить консервативный  вариант прогноза, то есть такой  прогноз, который будет исполнен  при любом развитии ситуации", - сказал Путин.

Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее  со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.

В экономике  проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует  признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

Это во многом стало  результатом последовательных антикризисных  действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной  и финансовой системы, поддержку  наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

И что очень  важно, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия  кризиса, обеспечить даже в сложных  экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки  наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда  позволила стабилизировать уровень  безработицы.

Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое  для осуществления таких мер  финансовое обеспечение. 

Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику  уязвимой к  колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической  эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для  модернизации социально-экономической системы страны.

Эти особенности  российской экономики обусловливают  широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития.

Необходимо ясное  понимание последствий реализации любых мер бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы  продвижения к достижению поставленных целей.

Новые расходные  обязательства должны приниматься  только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии  ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.

Первое. Обеспечение  макроэкономической стабильности, которая  предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции.  Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.

Предлагаю исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее  чем в два раза по сравнению  с уровнем 2009 года.

В среднесрочной  перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

Стратегическое  планирование остается слабо увязанным  с бюджетным планированием, отсутствует  достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в  достижении поставленных целей государственной  политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными  возможностями. Только комплексный  подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки  кризиса, новые внутренние и внешние  условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы  в пользу эффективных направлений  государственной политики.

В кризисный  период задача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией  экономической жизни следует  вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые  должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.

Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии  потребуется расширение горизонта  и повышение надежности экономических  прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных  параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.

Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих  расходных обязательств и процедуры  принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности  за достоверность их финансово-экономических  обоснований.

Практика занижения  при рассмотрении новых инициатив  их финансовой оценки с последующим  ежегодным увеличением расходов по уже принятым и, казалось бы, тщательно  обоснованным решениям является недопустимой.

Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его  финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей  развития страны.

Третье. Обеспечение  нацеленности бюджетной системы  на достижение конкретных результатов.

Правительство Российской Федерации работает над  созданием  комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления.  Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

На повышение  доступности и качества  государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (соответствующий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до  1 июля 2012 г.). 

Практическая  реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам  факт существования учреждения, вне  зависимости от результатов его  работы.

Правительство Российской Федерации, региональные и  местные администрации обязаны  обеспечить планомерное введение новых  принципов деятельности государственных  и муниципальных учреждений, ее реальную отдачу для граждан.

Четвертое. Разработка и внедрение инструментов поддержки  инноваций.

Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных мер. В период кризиса государство  оказало серьезную поддержку  многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, различные меры этой поддержки продолжают осуществляться и сегодня. Однако государственная  поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время.

Государство не должно подменять собой частный  сектор или выбирать за него перспективные  направления развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки  должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.

В ближайшие  три года необходимо обеспечить комплексный  подход к формированию инновационной  системы и инвестиционной среды  в целом, создать условия для  полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения  макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров. 

Одновременно  необходимо разработать и реализовать  на практике конкретные механизмы внедрения  и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в  таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Проектный подход к реализации модернизационной стратегии должен найти отражение в деятельности инновационного центра «Сколково», в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условия реализации инновационных разработок для участников этого проекта. 

В то же время  поддержка инноваций не должна ограничиваться осуществлением отдельных проектов. Каждая государственная программа  должна соответствовать требованиям  к созданию инновационной среды, включая развитие человеческого  капитала, формирование государственного спроса на инновационную продукцию, улучшение инвестиционного климата. 

Необходимо повысить эффективность использования государственных  инвестиций. Наряду с задачами,  за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием  бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.

Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.

Для повышения  конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активно использовать потенциал  торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного  кредитования, экспортного страхования  и государственных гарантий. В  первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных  отраслей, атомного и энергетического  машиностроения, а также военной  техники.

Пятое. Повышение  качества человеческого капитала.

Информация о работе Бюджетная система РФ