Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств.
В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п.

Содержание

1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система

1.2 Принципы построения бюджетной системы

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1 Характеристика государственного бюджета России

2.2 Финансовая поддержка и помощь субъектов федерации

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Работа содержит 1 файл

Kursovaj.docx

— 57.54 Кб (Скачать)

Закрепление доходов  за бюджетами различных уровней  осуществляется бюджетным и налоговым  законодательством.

Вышестоящие бюджеты  обладают правом передавать свои закрепленные доходы в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях обеспечения гарантированного уровня их доходной части.

Регулирующие  доходы - это доходы, которые в  целях сбалансированности доходов  и расходов в виде процентных отчислений от налогов или других платежей поступают  в нижестоящие бюджеты на основе решений вышестоящих органов  государственной или местной  власти, принимаемых при утверждении  ими своих бюджетов. Другими словами, регулирующие доходы - это те, которые  распределяются ежегодно в отличие  от закрепленных, фиксируемых на более длительный срок.

Зачем нужны  регулирующие доходы? Дело в том, что  социально-экономическое развитие разных сфер народного хозяйства  происходит достаточно неравномерно, так, что суммы, получаемые из одного и того же источника дохода, могут год от года существенно отличаться. Поэтому закрепление абсолютно всех источников доходов за определенными бюджетами вызвало бы диспропорции, несбалансированность бюджетов различных уровней. Регулирующие источники доходов позволяют избежать негативных последствий.

Представительные  органы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующих источников доходов. Само же распределение  доходов от этих источников происходит в форме утверждения нормативов отчисления от этих доходов.

Кроме того, бюджетное  регулирование возможно в форме  закрепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов  на долговременной основе (не менее  чем на пять лет).

Если распределение  регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы бюджетного регулирования, как дотации и  субвенции, а также бюджетные  ссуды.

Дотация - это  денежная сумма, выделяемая из бюджета  вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета  нижестоящего уровня. Выделение дотаций  осуществляется на безвозмездной и  безвозвратной основе, а их использование  не имеет целевого назначения.

Субвенция - это  денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Выплачено за 2010 год субвенций в размере 13 млн рублей.

Бюджетные ссуды  -это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадий его исполнения.

Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на две  части: бюджет развития и бюджет текущих  расходов.

В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной  деятельности и другие затраты, связанные  с расширенным воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических  программ и т.п.

В бюджет текущих  расходов попадают все другие расходы: на содержание и ремонт жилищно-коммунального  хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и т.п.

Практическое  значение этой классификации заключается  в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

При составлении  бюджета любого уровня важное внимание уделяется требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней  является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

Превышение расходной  части над доходной составляет дефицит бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением. Даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты. В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это является средством борьбы с бюджетным дефицитом, так как будучи утвержденным чаще всего еще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры дефицита препятствуют принятию бюджета с существенным дефицитом.

Покрытие дефицита бюджета осуществляется за счет выпуска - государственных займов или использования  кредитных ресурсов. Государственные  казначейские обязательства являются одним из таких средств. Средства, полученные подобным образом, включаются в государственный долг и подлежат возврату, чаще всего на возмездной основе. Поэтому использование таких  источников из года в год представляется достаточно бессмысленным.

В том случае, если происходит превышение предельного  уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется соответствующим представительным органом при принятии бюджета.*

Решения органов  исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной части бюджета, подлежат утверждению  соответствующим представительным органом, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного  уровня дефицита бюджета.

Денежные средства, поступающие в государственный  бюджет, не имеют целевого назначения, не закреплены за конкретными видами расходов. Поэтому некоторые программы (чаще входящие в бюджет развития) не получают достаточного финансового  обеспечения. Для финансирования отдельных  расходов создаются целевые государственные  фонды. Главной отличительной чертой этих фондов является то, что денежные средства, поступающие на отдельные  индивидуальные счета фондов, не могут  идти ни на какие другие цели, кроме определенных в положении о конкретном фонде. Эти средства изъятию не подлежат. Существование целевых фондов позволяет более успешно осуществлять фискальную функцию государства. Дело в том, что лицо с гораздо меньшим нежеланием отдает свои деньги, если знает, что они будут использованы на вполне конкретные, определенные, социально полезные цели. Источники средств целевых фондов определяются в том же положении о конкретном фонде. Основная масса денежных средств фонда образуется с помощью обязательных платежей физических и юридических лиц, хотя не исключены и добровольные пожертвования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Принципы построения  бюджетной системы

Бюджетная система  Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов  бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 
         Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются: 
1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

 
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.

 
3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает: 
а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, 
б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России; 
в) законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством; 
г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

 
4.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.     

 Этот принцип  означает, что все доходы и  расходы бюджетов и иные поступления,  определенные налоговым и бюджетным  законодательством РФ, подлежат  отражению в бюджетах в полном  объеме. Все государственные и  муниципальные расходы подлежат  финансированию за счет бюджетных  средств, аккумулированных в бюджетной  системе России.   

 Налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных  обязательных платежей учитываются  по доходам бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и  рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего  финансового года.

 
5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

 
6. Принцип эффективности  и экономности  использования бюджетных  средств. 
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

 
7. Принцип гласности. 
     Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

 
8. Принцип достоверности бюджета. 
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

 
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. 
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств — из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. 
Действия должностных лиц, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, к расходованию их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ – КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО  БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ  

2.1 Характеристика  государственного бюджета России

Основное понятие  бюджетной системы дано в  статье 6 Бюджетного Кодекса РФ: “бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”. Там же даны и остальные понятия, такие как бюджет, консолидированный бюджет, государственный внебюджетный фонд.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Информация о работе Бюджетная система РФ