Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств.
В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п.

Содержание

1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система

1.2 Принципы построения бюджетной системы

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1 Характеристика государственного бюджета России

2.2 Финансовая поддержка и помощь субъектов федерации

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Работа содержит 1 файл

Kursovaj.docx

— 57.54 Кб (Скачать)

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.

Необходимо заметить, что бюджет по-разному может рассматриваться  с экономических и юридических  позиций.

Так, с экономической  точки зрения бюджет является совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Для России как  федеративного государства характерно трехуровневое строение ее бюджетной  системы, бюджетное устройство включает в себя три уровня бюджетного управления и бюджетной деятельности:

·      федеральный — федеральный (государственный) бюджет, федеральные внебюджетные фонды;

·      региональный — бюджеты субъектов Федерации и региональные внебюджетные фонды;

·      муниципальный — местные бюджеты. [9, с.137]

Рассмотрим  функции бюджета.

Функции бюджета  – это дискуссионный вопрос. Существуют 2 подхода к определению функций  бюджета: первый подход классический (выделяющий 2 функции: распределительная и контрольная), а также другой подход, добавляющий к вышеперечисленным функциям ещё три: общетеоретическую, аналитическую и критическую.

Итак, согласно классической теории бюджет выполняет  следующие функции:

1.распределительно-перераспределительную;

2.  контрольную;

Значение распределительно-перераспределительной функции обусловлено тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование). Причем с экономической точки зрения считается, что через бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, что придает бюджету макроэкономическое регулятивное значение. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

Через расходы  и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги. [8, c.20]

Контрольная функция  бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция  бюджета выражается и в том, что будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:

1) перераспределение  национального дохода и ВВП,  которое влияет на государственное  регулирование и стимулирование  экономики, финансовое обеспечение  социальной политики;

2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. [8, с.21]

К основным функциям добавляются ещё 3:

1.        общетеоретическая;

2.        аналитическая;

3.        критическая

Общетеоретическая функция бюджета заключается  в его назначении способствовать развитию экономической и юридической науки, науки об обществе, о государстве, об экономике вообще (например, науки государственного управления, общей теории финансов и т.д.).

Аналитическая функция бюджета состоят в  классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами.

Значение критической  функции бюджета заключается  в первую очередь в выявлении  в процессе бюджетных отношений  недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного права в сфере бюджетной деятельности, в установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. Поэтому в широком смысле эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего законодательства. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Финансовая  поддержка и помощь субъектов  федерации

Согласно принятому  законодательному акту, регламентирующему распределение налогов между бюджетами, наиболее весомые в количественном отношении налоги закреплены за федеральным бюджетом, а собственные налоги территориальных бюджетов незначительны. В региональных бюджетах и в целом местных бюджетах они составляют примерно одну треть, в поселковых и сельских бюджетах их доля не превышает 10%.

Однако нагрузка на территориальные бюджеты постоянно  растет, что обусловлено не только тенденцией к передаче с федерального на территориальные бюджеты многих расходов по финансированию объектов производственного и социально-культурного назначения, но и инфляцией. В результате удорожается содержание этих объектов и возрастают затраты, связанные с социальной защитой населения.

Финансовая помощь территориям в Российской Федерации  осуществляется несколькими методами (формами).

1. Основной способ передачи средств из вышестоящих бюджетов нижестоящим — отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. Такой метод финансовой помощи существует более 60 лет. Он имеет ряд преимуществ, основные из которых — единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их мобилизации.

2. В случаях,  когда на территориях не имеется  достаточного налогового потенциала  и поэтому не имеется возможности  отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов, используется метод дотаций, т. е. плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме.

Разновидности дотаций — субвенция (целевая  передачи средств) и субсидия (предоставление средств другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов).

3. В случае  имеющихся в территориальных  бюджетах кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступления доходов или осуществления расходов, территориальные бюджеты могут получить из вышестоящих бюджетов бюджетные ссуды.

Всем этим методам  финансовой помощи территориальным  бюджетам свойственны общие весьма существенные недостатки. Их применение в межбюджетных отношениях связано  с субъективизмом в перераспределении бюджетных средств, с зависимостью территориальных органов власти от вышестоящих органов и наличием элементов иждивенчества у территориальных органов власти.

Поэтому методы и формы предоставления финансовой помощи территориальным бюджетам, обеспечения их необходимыми финансовыми ресурсами должны быть более совершенными.

В 1992—1993 гг. в  России работала организованная Всемирным банком реконструкции и развития группа иностранных специалистов. Она занималась вопросами развития бюджетного федерализма в России. По ее рекомендации в механизм межбюджетных отношений в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 с 1994 г. была введена новая форма оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации — трансферты.

Для этого был  создан Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР), который формируется за счет средств федерального бюджета. Средства этого фонда распределяются (в  виде трансфертов) между регионами, нуждающимися в поддержке, т. е. регионами, в которых среднедушевой уровень доходов по их бюджетам ниже среднедушевого дохода по бюджетам всех субъектов РФ. Распределение средств Фонда осуществляется на объективной основе по единой методике и формуле, учитывающей бюджетные доходы соответствующего бюджета и численность населения, проживающего на соответствующей территории.

В дальнейшем этот способ перераспределения бюджетных  ресурсов был распространен и  на местные бюджеты. За счет средств  региональных бюджетов были созданы  региональные фонды финансовой поддержки.

Методика расчетов передачи средств в процессе внедрения такой формы передачи средств менялась.

Так, в проекте  бюджета были определены следующие порядок и нормативы формирования и распределения Федерального фонда финансовой поддержки регионов.

Средства ФФПР (трансферты) распределены таким образом, чтобы довести приведенные к  сопоставимым условиям средне-душевые бюджетные доходы субъектов РФ, имеющих право на получение трансфертов, до одного и того же, максимально возможного при планируемом объеме ФФПР уровня.

Для приведения бюджетных доходов субъектов  РФ к сопоставимым условиям собственные среднедушевые бюджетные доходы субъектов РФ делятся на величину индекса бюджетных расходов.

Индекс бюджетных  расходов ИБР показывает, насколько  больше необходимо затратить бюджетных  средств (в расчете на душу населения) в данном регионе по сравнению  с минимальными по РФ затратами для обеспечения одного и того же уровня финансирования бюджетных расходов.

 Расчет трансфертов  проводится в следующей последовательности:

1) определяется  субъект РФ с наименьшим значением  приведенных к сопоставимым условиям среднедушевых бюджетных доходов;

2) рассчитывается  объем средств, недостающих данному  субъекту РФ для доведения  его приведенных среднедушевых  бюджетных доходов до уровня следующего за них субъекта РФ;

3) полученное  значение умножается на индекс  бюджетных расходов и численность  населения данного субъекта Российской  Федерации;

4) полученная  величина вычитается из планируемого  объема ФФПР;

5) процедура  повторяется для увеличивающегося  на каждом шаге на единицу  количества субъектов РФ до  тех пор, пока распределяемые трансферты не превысят планируемый объем ФФПР;

6) уровень приведенных  среднедушевых бюджетных доходов,  до которого проводится выравнивание, корректируется таким образом,  чтобы обеспечить равенство суммы  рассчитанных трансфертов и планируемого  объема ФФПР.

Доля (в %) субъекта РФ, имеющего право на получение трансферта, в ФФПР рассчитывается как отношение расчетного трансферта к планируемому объему ФФПР.

Информация о работе Бюджетная система РФ