Бюджетная система государства и проблемы межбюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности государственного бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Предметом и объектом настоящей курсовой работы является государственный бюджет - это сложнейший комплекс финансовых отношений, и посему подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики.
Целью исследования является попытка анализа сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3-5
Раздел 1. Бюджет государства………………………………………………5-9
1.1. Социально- экономическая сущность и роль бюджета………………5-9
1.2. Функции бюджета…………………………………………………….10-14
Раздел 2. Бюджетная система государства………………………………...15
2.1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федера-ции…………………………………………………………………………….15-20
2.2.Принцип функционирования бюджетной системы………………...20-22
Раздел 3. Межбюджетные отношения……………………………………...23
3.1.Сущность межбюджетные отношения................................................23-27
3.2.Проблемы межбюджетных отношений, пути их решения…………28-34
Заключение…………………………………………………………………...35-36
Приложение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 461.00 Кб (Скачать)

        9. Принцип достоверности  бюджета - это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

        10. Принцип адресности  и целевого характера  бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. [15, c.107]

     

      Глава 3. Межбюджетные отношения    

        3.1. Межбюджетные  отношения

        Все бюджеты, входящие в бюджетную  систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

        Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

         Межбюджетные отношения основываются на принципах:

      1) распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным  уровням бюджетной системы Российской Федерации;

      2) разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

      З) равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

      4) выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

      5) равенства всех бюджетов Российской  Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

        В соответствии с этими принципами  отдельные виды бюджетных доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.

          В основе процесса  распределения  расходов и доходов между звеньями  бюджетной системы заложен принцип  равенства бюджетов субъектов  Российской Федерации во взаимоотношениях  с федеральным бюджетом и местных  бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам,  а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

         Бюджетным кодексом РФ (ст. 48) установлено,  что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

          Распределение средств между  отдельными звеньями бюджетной  системы РФ во второй половине 90-х годов характеризуют следующие данные в таблице  3.1. 

        Распределение главных бюджетных  налогов между звеньями бюджетной  системы характеризуют данные таблице 3.2. . [15, c.122-124]

         Доходы территориальных  бюджетов. Для обеспечения расходов территориальные бюджеты должны иметь соответствующие доходы. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих. [ Рис. 3.3.]

         Собственные доходы бюджетов - это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

         К собственным доходам относятся:  налоговые доходы, закрепленные  за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации; не налоговые доходы, определенные нормативными актами.

         Собственные доходы составляют  меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы. [13, c.74]

        Регулирующие доходы  бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

         При этом в соответствии со  ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы  отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

         К регулирующим  доходам территориальных   бюджетов относятся также трансферты -  средства, поступающие из федерального  и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленной правительством методике и формуле.

        Кроме отчислений от федеральных  и региональных налогов, средств,  поступающих из фондов финансовой поддержки, для сбалансирования территориальных бюджетов используются дотации, субвенции и субсидии.[15, c.125]

        Дотация -  это средства,  предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной  и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

        Субвенция -  это средства,  предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому  лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

         В соответствии со ст. 78 Бюджетного  кодекса РФ в случае нецелевого  использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования, сумма их может быть востребована органами власти, выдавшими эти средства.

        Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

        Однако дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенское настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль. [13, c.76]

        Тем не менее полностью исключить их как метод наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

         Поэтому не везде и не всегда  следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех, населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки - курорты, города -  исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств. [15, c. 127]

         Помимо отчислений от государственных  доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Однако при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.

         В значительной степени этот  вид доходов в последние десятилетия  заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов. [13, c.79]

      В любом бюджете доходы и расходы  должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования). [15, c.129] 

    3.2. Проблемы межбюджетных  отношений, пути  их решения

    Развитие  демократических принципов в  государственном устройстве и управлении, происходящее в последние годы в России, сделало обязательным компонентом системы государственного управления органы местного самоуправления, наделенные народом управленческими и финансово-бюджетными правами. Резко возросла и продолжает расти роль территориальных финансов в общегосударственной финансовой системе. Соответственно, возрастает и роль местных бюджетов. Величина местных финансов растет во многих странах: они становятся превалирующей частью финансовых ресурсов государства.

    Но  здесь же возникает множество  проблем. Как осуществить справедливое распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней?  Как определить приоритетность целей бюджетного регулирования, проводимого на одном из уровней? И главное - как добиться одинаковой направленности бюджетной политики всех уровней?

    Одной из основных характеристик федеративного  государства является соответствие базовых направлений экономической политики как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Другими словами, если, например, действия центра направлены на сокращение государственных расходов, то и вся региональная политика должна быть направлена на стимулирование сокращения расходов на уровне субъектов федеративного государства. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских кризисных условиях, - задача более чем непростая. Необходимо найти единственно верный компромисс между подлинно рыночными федеративными тенденциями и стремлением к централизации в условиях глубокого кризиса. Тем не менее именно в становлении новых межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма, - ключ к успеху проводимых преобразований, именно это - важнейшее условие создания в России истинно рыночного бюджетного устройства. [4, c.12]

    Важной  проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах: 

    Самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.);

    Законодательное разграничение бюджетной ответственности  и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

Информация о работе Бюджетная система государства и проблемы межбюджетных отношений