Бюджетная система государства и проблемы межбюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности государственного бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Предметом и объектом настоящей курсовой работы является государственный бюджет - это сложнейший комплекс финансовых отношений, и посему подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики.
Целью исследования является попытка анализа сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3-5
Раздел 1. Бюджет государства………………………………………………5-9
1.1. Социально- экономическая сущность и роль бюджета………………5-9
1.2. Функции бюджета…………………………………………………….10-14
Раздел 2. Бюджетная система государства………………………………...15
2.1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федера-ции…………………………………………………………………………….15-20
2.2.Принцип функционирования бюджетной системы………………...20-22
Раздел 3. Межбюджетные отношения……………………………………...23
3.1.Сущность межбюджетные отношения................................................23-27
3.2.Проблемы межбюджетных отношений, пути их решения…………28-34
Заключение…………………………………………………………………...35-36
Приложение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 461.00 Кб (Скачать)

Барнаульский  филиал

НОУ  ВПО  МОСКОВСКОЙ  АКАДЕМИИ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

при Правительстве  Москвы 

                       
 

Кафедра бухгалтерского учета, финансов и кредита 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

По  дисциплине:  Финансы 

Тема: «Бюджетная система государства и проблемы межбюджетных отношений». 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент  171 группы

Ф.И.О.  Думская Анастасия  Леонидовна 

Проверил:    Зимина Алла Петровна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Барнаул 2008

Содержание:

Введение………………………………………………………………………... 3-5

Раздел 1. Бюджет государства………………………………………………5-9

    1. Социально- экономическая сущность и роль бюджета………………5-9
    2. Функции бюджета…………………………………………………….10-14

Раздел 2. Бюджетная система  государства………………………………...15

     2.1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации…………………………………………………………………………….15-20

     2.2.Принцип функционирования бюджетной системы………………...20-22

Раздел 3. Межбюджетные отношения……………………………………...23

     3.1.Сущность межбюджетные отношения................................................23-27

     3.2.Проблемы межбюджетных отношений, пути их решения…………28-34

Заключение…………………………………………………………………...35-36

Приложение

Библиографический список

      

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Принятие  в январе этого года Государственной  Думой Закона о Федеральном бюджете на 1997 год привлекло к проблеме бюджетной политики государства пристальное внимание средств массовой информации. Со страниц газет и журналов не сходили интервью и статьи влиятельных экономистов и политологов, споривших о достоинствах и недостатках нового бюджета, с телевизионных экранов доносились суждения о его неспособности решить стоящие перед государственными финансами проблемы. Мнения зачастую были настолько противоречивы, что захотелось разобраться самой в сложном бюджетном механизме и определиться в собственном отношении к главному финансовому документу страны на весь 1997 год - Государственному Бюджету. Именно поэтому при выборе темы для написания курсовой работы я остановилась на проблеме совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации: по моему убеждению, этот вопрос наиболее полно вбирает в себя важнейшие проблемы современного бюджетного механизма.

      Эти проблемы логично разделить на две  основные группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально - экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

      Пользуясь такой условной классификацией, для  получения исчерпывающего результата проблему совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации необходимо рассматривать с двух обозначенных выше сторон. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть неразрывную связь, существующую между названными аспектами проблемы. Изменения в сфере межбюджетных отношений неизбежно отражаются на собственно финансовой стороне бюджетов всех уровней; значительные изменения в бюджетных доходах или расходах требуют соответствующей корректировки бюджетной системы.

      Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности государственного бюджета  для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

      Предметом и объектом настоящей курсовой работы является государственный бюджет - это сложнейший комплекс финансовых отношений, и посему подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики.

        Целью исследования является попытка анализа сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

    1. Раскрыть сущность и роль государственного бюджета;
    2. Описать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;
    3. Рассмотреть межбюджетные отношения и пути решения их проблем;

      Цели  и задачи работы определили её композицию. Курсовая работа со-      стоит из следующих частей:

  1. Введение, в котором определяется актуальность, предмет, объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;
  2. Глава 1,  в которой описывается сущность и роль бюджета, также рассмотрены  функции государственного бюджета;
  3. Глава 2, в которой рассмотрены бюджетное устройство и бюджетная система, принципы бюджетной системы России;
  4. Глава 3, в которой рассмотрены проблемы межбюджетные отношения;
  5. Заключение, содержащее общие выводы по работе;
  6. Библиографический список использованной литературы, включающий 17 наименований.
  7. Приложение, содержащие различные таблицы, рисунки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Бюджет государства

      1.1. Социально- экономическая  сущность и роль  бюджета

      Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

      Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.

      Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". [15, c.98] Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства. [12, c.21]

      Кардинальные  изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную  трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей  регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета с времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве. [14, c.89]

      Понятие государственного бюджета имеет  и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.

      В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

      Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

      Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус - главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов. [12, c.24]

      Главное назначение государственного бюджета - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

      Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Государственный бюджет страны - основная форма планирования образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства. [14, c.92]

      Формирование  и использование государственного бюджета в Российской Федерации  имеет ряд отличительных черт.

      Будучи  финансовым планом, государственный  бюджет характеризуется следующими чертами:

  1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.

      Балансовый  метод разработки планов является одним  из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов. [12, c.25]

Информация о работе Бюджетная система государства и проблемы межбюджетных отношений