Бюджетная система государства и проблемы межбюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности государственного бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Предметом и объектом настоящей курсовой работы является государственный бюджет - это сложнейший комплекс финансовых отношений, и посему подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики.
Целью исследования является попытка анализа сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3-5
Раздел 1. Бюджет государства………………………………………………5-9
1.1. Социально- экономическая сущность и роль бюджета………………5-9
1.2. Функции бюджета…………………………………………………….10-14
Раздел 2. Бюджетная система государства………………………………...15
2.1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федера-ции…………………………………………………………………………….15-20
2.2.Принцип функционирования бюджетной системы………………...20-22
Раздел 3. Межбюджетные отношения……………………………………...23
3.1.Сущность межбюджетные отношения................................................23-27
3.2.Проблемы межбюджетных отношений, пути их решения…………28-34
Заключение…………………………………………………………………...35-36
Приложение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 461.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, при правильном подходе  бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах  самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.[5, с. 31]    

      Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.

           Бюджетная система и форма государственного устройства Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

      Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти,                                     централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

         Федеративное  (объединенное, союзное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

         Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств- членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.

          За более чем тысячелетнюю  историю России ее бюджетное  устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.

           Основы бюджетного устройства  Российской Федерации определяются  Конституцией страны и ее государственным  устройством как федеративной  республики, субъектами Федерации, которой являются республики в составе Российской федерации, края, области, автономные округа. [15, с.102-103]

         БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов".

                        Уровни бюджетной системы РФ.  Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствия с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней (См. рис. 2.1.):                       

      первый  уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

             второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербург) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

             третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

      Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов - дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

      Схема бюджетной системы Российской Федерации  приведена на рис. 2.2. [15, с.104]

      Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не ут       верждаются и служат для аналитических и статистических целей. (См. рис. 2.3.) [6, с.66]

      Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России. [13, c.43]

           Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федераций, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

           Кроме федерального и территориальных бюджетов  (бюджетов субъёктов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ  обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств до 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ. [15, c.105]

             2. 2. Принципы функционирования бюджетной системы РФ.               

         Функционирование бюджетной системы  Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах: 1) единство бюджетной системы; 2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетньгх фондов; 5) сбалансированность бюджета; б) эффективность и экономность использования бюджетных средств; 7) общее покрытие расходов бюджета; 8) гласность; 9) достоверность бюджета; 10) адресность  и целевой характер использования бюджетных средств. [15, c.105]

          1. Принцип единства бюджетной системы — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

        2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. [13, c.63]

        З. Важнейшим является  принцип самостоятельности  всех бюджетов, который означает:

      1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

      2) наличие собственных источников  доходов бюджетов каждого уровня  бюджетной системы, определяемых  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

      З) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов,, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;.

      4) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

      5) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

      6) недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. [15, c.106]

        4. Принцип полноты  отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетньгх фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внеюджетнь1х фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской. Федерации.

         5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый ( бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования  его дефицита. [13, c.64]

        6. Принцип эффективности  и экономности  использования бюджетных  средств  предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

         7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все рас. ходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита. [15, c.107]

        8. Принцип гласности предполагает: 1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; 2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. [ 13, c.65]

Информация о работе Бюджетная система государства и проблемы межбюджетных отношений