Бюджетирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Бюджет — оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов — текущий (оперативный) и финансовый.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие, функции бюджетирования. Виды бюджетов на предприятии 4

1.1. Сущность, функции бюджетирования 4

1.2. Процесс бюджетирования 6

1.3. Генеральный бюджет и его составление 8

2. Система бюджетирования предприятии ООО «Эластотехника» 13

2.1. Характеристика предприятия 13

2.2. Основные подходы, используемые при

формировании бюджета 13

2.3. Пути повышения эффективности предприятия 19


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 23

ПРИЛОЖЕНИЯ 24

Работа содержит 1 файл

финанс менедж.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

- Центральная  заводская лаборатория (ЦЗЛ) - 2,5 % (0,4 млн. руб.);

- АСУП - 2,5 % (0,4 млн. руб.);

     

  1. Бюджет запасов (основное сырье)

   Запасы основного сырья и материалов рассчитаны из потребности на основную производственную программу, завоза и наличия запасов на складах с учетом доведения их до нормативных. В абсолютном выражении запасы увеличиваются - на 18.6 млн.руб., и структура запасов меняется кардинально. Каучуки должны занимать 47% (занимают 27,6%); ткани 37% (занимают 25%); основная химия не более 6,5% (на сегодня 14,2%)). В течение 2009 года планируется выровнять структуры запасов и войти в нормативный запас.

   В модель заложены представленные ниже индексы роста цен на сырье (базовые к 2008 г.). (Приложение 2). 

5) Бюджет накладных расходов. 

     При расчете бюджета накладных расходов на 2009 год были приняты следующие допущения:

- рост цен на газ с коэффициентом 1,1;

- рост  цен на электроэнергию, полученную  от сторонних поставщиков с  коэффициентом 1,083, но за счет  ввода в действие в 2008 г. заводской турбины стоимость электроэнергии снизится индекс стоимости эл/энергии составит 0,78. Экономия электроэнергии составит 14,2 млн. руб. С учетом суммарных затрат на приобретение и установку турбоагрегата (62 млн.руб.) окупаемость турбины 4,5 года.

- рост цен на городскую воду заложен с коэффициентом 1,155;

- рост материальных затрат и стоимость услуг сторонних организаций      принята в бюджет с коэффициентом 1,05.

Бюджет  накладных расходов основных и вспомогательных цехов.

   Бюджет общепроизводственных расходов по основным цехам и Институту резины и РТИ (ИРиРТИ) по плану на 2009 год составит 79 млн.руб. или на 24,1 млн.руб. меньше, чем в 2008 г. Снижение расходов произойдет по статье «затраты на содержание персонала» за счет осуществленной в апреле 2008 г. централизации механо-энергетических служб цехов (перевода механиков, слесарей, электриков из основных цехов в службы главного механика и главного энергетика). Из валовой суммы общепроизводственных расходов выделены расходы, отнесенные на опытно-конструкторские работы (ОКР), осуществляемые ИРиРТИ (эти затраты учтены в себестоимости реализуемых на сторону ОКР.

      Бюджет накладных расходов вспомогательных цехов по плану на 2009 год составит 356 млн. руб., что на 36,7 млн. руб. больше, чем в 2008 г.  

    Бюджет  общехозяйственных расходов.

   Бюджет общехозяйственных расходов по плану на 2009 год в соответствии с указанием Совета директоров от 02 декабря 2008 г. пересмотрен и составит 139 млн. руб., что на 12% меньше, чем в 2008 г. (159,1млн. руб.).

    Смета коммерческих расходов. 

   Смета коммерческих расходов по плану на 2009 год составит 10,4 млн. руб. рост к уровню 2008 г. на 36,6% или на 2,8 млн. руб. Прирост объясняется прежде всего увеличением расходов на выставки и рекламу на 2,4 млн. руб.  

  1. Бюджет  доходов и расходов.
 

     Выручка от реализации основной продукции, продукции с

просроченным  сроком хранения, реализации пара и горячей воды, опытно-конструкторских работ, прочих услуг (аренда, связь и др.) запланирована в 2009 г. в сумме 1 млрд. 538,3 млн. руб., что на 170,6 млн. (на 12%) больше ожидаемой выручки в 2008 г. (1 млрд.367,7 млн. руб.).

    Прибыль от продаж в 2009 г. составит 90,2 млн.руб., что на 55,8 млн.руб. больше, чем в 2008 г. (ожидаемое 34,4 млн.руб.).

     Рентабельность продаж запланирована в размере 5,9% за год, ожидаемая рентабельность за 2009 г. 2,5%.

     В бюджете доходов и расходов заложена сумма от реализации внеоборотных активов в размере 335,8 млн. руб. и от продажи сверхнормативных запасов ТМЦ в размере 1,9 млн. руб.

    Таким образом, финансовый результат предприятия в 2009 г. значительно улучшен за счет реализации внеоборотных активов. Прогнозируемая прибыль от реализации недвижимости 303,1 млн. руб.

    Прибыль до налогообложения в 2009 г. ожидается в размере 361,3 млн. руб.. в т.ч. от производственно-хозяйственной деятельности 58,2 млн. руб. (без учета операций с недвижимостью).

    В 2009 году запланировано снижение расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль, на 8 млн. руб. по сравнению с 2008 г. (в 2007 г. эти расходы составляли 16,6 млн. руб., в 2006 г. 32,2 млн.руб.) за счет вывода из состава завода непрофильных бизнесов (комбинат питания с 01 сентября 2008 г., автостоянка с 01 июля. 2008 г.). В 2009 году запланировано вывести из состава предприятия стадион и гостиницу; упразднить управление по кадрам и социальным вопросам; расформировать заводскую поликлинику.

    Бюджет 2009 года является прибыльным. Чистая прибыль увеличится до 274,4 млн. руб. в 2009 г., в т.ч.

   - от производственно-хозяйственной  деятельности до 44,1 млн. руб.;

   -   от реализации внеоборотных активов  до 230,3 млн. руб.

   Рентабельность по чистой прибыли, рассчитанная к выручке от продаж, планируется в размере 17,8%, в т.ч. от производственно-хозяйственной деятельности 2,9%. 

   7) Финансовый план  (Бюджет движения средств - БДС).

     Поступления от реализации основной продукции, услуг  ОГЭ и опытно-конструкторских  работ рассчитаны с учетом сложившейся  оборачиваемости элементов оборотного капитала, прямо влияющих на величину денежного потока (авансов, полученных от покупателей, и дебиторской задолженности покупателей).  (Приложение 4).   В дебиторской задолженности отдельно выделена динамика текущей (до 6-ти месяцев) и проблемной задолженности. Для расчета абсолютной величины текущей дебиторской задолженности и авансов, получаемых от покупателей, использовано допущение о сохранении неизменным достигнутого уровня оборачиваемости задолженности в 2008 г.          Колебания роста объемов продаж обеспечивают прямо пропорциональные колебания абсолютных значений кредиторской и дебиторской задолженности по расчетам с покупателями. В отношении проблемной задолженности из принципа осторожности бюджетом предусмотрено равномерное погашение на 1% в квартал.

      Аналогичные принципы использованы при расчете  денежного потока по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

   В бюджет расчетов с поставщиками газа, заложено ускорение оборачиваемости  кредиторской задолженности с 50 до 38 дней.

   В расходную часть финансового  плана заложены:

  • расчеты с персоналом по оплате труда (ФОТ после удержаний подоходного налога и профсоюзных взносов) (Приложение 5) в объеме начислений; расчеты с поставщиками ТМЦ (основное сырье и материалы), газа, электроэнергии, городской воды с учетом ускорения срока оборачиваемости задолженности (Приложение 6);
  • полное выполнение обязательств завода перед предприятиями группы - выкуп собственных векселей на 48,6 млн. руб. и погашение процентов по векселям в сумме 3,5 млн. руб.;
  • платежи в бюджет и внебюджетные фонды в размере текущих начислений и погашение задолженности по земельному налогу (соглашение с городской администрацией) в сумме 6,65 млн. руб., а также погашение реструктуризированных платежей в сумме 13,1 млн. руб. и 0.9 млн. руб. погашение процентов по реструктуризированной задолженности;
  • погашение коммерческой задолженности перед подрядчиками и поставщиками сырья и материалов, работ, услуг в соответствии с подписанными графиками реструктуризации в сумме 15,6 млн. руб.

   В бюджете движения денежных средств (БДС) запланировано поступлений  от всех видов деятельности 2 319 млн. руб. в т.ч.:

  • от текущей деятельности - 1812,8 млн. руб. Рост к 2008 г. 15%;
  • от инвестиционной деятельности (от реализации основных фондов и прочих внеоборотных активов) -  349,4 млн. руб.;
  • от финансовой деятельности (кредиты полученные) - 157,5 млн. руб. привлечение кредитов исключительно для перекредитовки существующего кредитного портфеля.

    Платежи по всем видам деятельности в 2009 году составят 2432,6 млн. руб.. что на 10,1% больше чем ожидаемый результат 2008 г. (1936,2 млн. руб.), в т.ч.:

  • по текущей деятельности – 1887,5 млн. руб.; по инвестиционной деятельности -17,1 млн. руб.;
  • по финансовой деятельности  (возврат кредитов, выкуп векселей, погашение %) -228,1 млн. руб.

    В результате баланс средств (разница  между поступлениями и платежами) за 2009 год составит 187,1 млн. руб., в т.ч. от производственно-хозяйственной деятельности (т.е. без учета денежного потока от реализации недвижимости и выплаты налогов связанных с операциями с недвижимостью (дополнительные суммы НДС и налога на прибыль) отрицательный и составляет -52 млн. руб. Отрицательная сумма денежного потока от производственно-хозяйственной деятельности объясняется погашением собственных векселей и процентов по ним. Денежный поток (баланс средств) от реализации внеоборотных активов положительный и составляет 239.1 млн. руб. (Приложение 7). 

2.3. Пути повышения эффективности предприятия. 
 

       В результате проведенного  анализа  на ООО «Эластотехника» разработаны перспективные политики в различных областях.

  1. Политика предприятия в части продаж.
    •   отдел маркетинга - основная цель которого является изучение перспектив развития рынка, поиск новых покупателей, поиск перспективных продуктов и анализ продаж. Аналитические разработки ложатся в основу выбора направления продаж, развития продуктов и технического перевооружения завода.
    •   отдел логистики -  основная функция – оптимизация товарных потоков. В результате затраты на доставку сырья и готовой продукции заводским транспортом могли бы сократиться.
    • активизировать работу входящего в состав института резины (ИРиРТИ). ИРиРТИ активно разрабатывает ОКР для сторонних заказчиков.
  2. Политика предприятия в области технического перевооружения производства.

    Степень износа основных фондов предприятия  высока. Необходимо начать процесс  технического перевооружения (ТПР). Составить  план минимально необходимых мероприятий по восстановлению мощностей, включающий в себя мероприятия по модернизации подготовительного производства, производства транспортерных лент, рукавного производства, производства формовых изделий, производства ремней. Осуществить мероприятия, направленные на восстановление работоспособности оборудования, стабилизацию работы и повышение качества продукции.

    3. Политика предприятия по планированию, управлению финансовыми потоками и оборотным капиталом.

  • разработана и внедрена система бюджетного планирования. Бюджету придан статус основного финансового плана завода.     
    • особое внимание   уделить контролю за исполнением утверждаемого советом директоров  бизнес-плана на 2007 год и финансовыми потоками в целом.
    • внедрить программу управления дебиторской задолженностью, позволившей снизить коммерческую дебиторскую задолженность по расчетам с внешними покупателями продукции, работ и услуг. Основные параметры программы управления задолженностью:

      - всю существующую задолженность расписать и закрепить за подразделениями, ответственными за погашение;

      - разработать графики погашения задолженности для каждого подразделения;

      - установить лимиты дебиторской задолженности на покупателей продукции, работ, ограничивающие риски предприятия по возврату средств за реализованную продукцию.

  1. Политика предприятия по управлению себестоимостью.
  • ужесточить технологические нормы расхода сырья и материалов, что обеспечило бы экономию;
  • разработать и внедрить более экономичные рецептуры.
  • ежемесячно проводится анализ цен на сырье и утверждается предельно допустимый уровень цен на приобретаемое сырье и материалы. Цены устанавливаются на основе предложений предприятий изготовителей сырья, а не перекупщиков. Следует утвердить список базовых поставщиков производителей, уровень цен  которых является критерием.
  • внедрить систему оценки труда руководителей, специалистов и служащих, нацеливающую на выполнение конкретных задач и достижения установленных показателей эффективности, ликвидности, прибыльности.

Информация о работе Бюджетирование