Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:33, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, рассмотрение роли и особенностей бюджета России в условиях экономического и финансового кризиса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Введение…………………………………………………………………………..
3
1. Социально-экономическая сущность и роль Федерального бюджета Российской Федерации.………………………………………………………….
6
1.1. Экономическая сущность Федерального бюджета РФ, его функции и бюджетное устройство…..………………………………………………………
6
1.2. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества…………………………………………….
13
2. Анализ параметров социально-экономического развития Российской Федерации в современных условиях и на перспективу……………….……….
16
2.1 Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ 2011-2013 гг., характеристика его социальной направленности………………………………
16
2.2 Анализ влияния мирового финансового кризиса на социально- экономическое развитие Российской Федерации в 2010-2012 годах…………
22
3 Проблемы сбалансированности государственного бюджета в современных условиях…………………….………………..……………...........
28
3.1 Состояние Федерального бюджета России ………………………………... 28
3.2 Возможные меры бюджетной политики, как инструмента восстановления сбалансированности бюджета………………………………...
31
Заключение……………………………………………………………………….. 36
Библиографический список……………………………………………………... 3
Вариант 2с отражает более оптимистичную гипотезу выхода мировой экономики из кризиса, относительно высокий уровень спроса на энергоносители и восстановление положительной тенденции роста цен на нефть до 85 долларов США за баррель в 2012 году и до 90 долларов США за баррель в 2013 году. В этих условиях темп роста российской экономики повышается дополнительно на 0,3-0,4 п. пункта.
В
качестве основного варианта для
разработки параметров федерального бюджета
на 2011-2013 годы предлагается умеренно-оптимистичный
вариант 2b.
Основные
показатели прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2009-2013
годы.
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Цена на нефть Urals (мировая), долл.США/барр. | |||||
2c | 61,1 | 75 | 81 | 85 | 90 |
2b | 75 | 75 | 78 | 79 | |
1b | 75 | 75 | 78 | 79 | |
1а | 75 | 68 | 62 | 60 | |
Валовой внутренний продукт, темп роста % | |||||
2c | -7,9 | 4,0 | 4,5 | 4,1 | 4,9 |
2b | 4,0 | 4,2 | 3,9 | 4,5 | |
1b | 3,6 | 3,2 | 3,0 | 3,3 | |
1а | 3,6 | 2,9 | 2,3 | 2,2 | |
Промышленность, % | |||||
2c | -9,3 | 7,6 | 4,2 | 4,2 | 5,1 |
2b | 7,6 | 3,9 | 3,8 | 4,9 | |
1b | 7,2 | 2,8 | 2,8 | 3,4 | |
1а | 7,2 | 2,7 | 2,2 | 2,3 | |
Инвестиции в основной капитал, % | |||||
2c | -16,4 | 2,5 | 10,9 | 3,8 | 8,4 |
2b | 2,5 | 10,0 | 3,5 | 7,4 | |
1b | 1,8 | 7,3 | 2,8 | 5,0 | |
1а | 1,8 | 5,4 | 0 | -1,5 | |
Реальная заработная плата, % | |||||
2c | -3,5 | 4,9 | 3,8 | 4,4 | 5,2 |
2b | 4,9 | 3,5 | 4,0 | 4,7 | |
1b | 4,9 | 3,0 | 3,3 | 3,9 | |
1а | 4,8 | 2,4 | 2,5 | 2,5 | |
Оборот розничной торговли, % | |||||
2c | -4,9 | 5,2 | 5,9 | 6,1 | 7,0 |
2b | 5,2 | 5,0 | 5,6 | 6,0 | |
1b | 5,2 | 4,6 | 4,0 | 4,3 | |
1а | 5,2 | 3,4 | 2,8 | 2,0 | |
Экспорт - всего, млрд. долл. США | |||||
2c | 303,4 | 378 | 409 | 442 | 478 |
2b | 378 | 389 | 412 | 432 | |
1b | 378 | 387 | 407 | 424 | |
1а | 378 | 365 | 339 | 332 | |
Импорт - всего, млрд. долл. США | |||||
2c | 191,8 | 241 | 281 | 314 | 359 |
2b | 241 | 277 | 303 | 334 | |
1b | 244 | 277 | 299 | 324 | |
1а | 244 | 269 | 275 | 270 |
3.4.
Возможные меры бюджетной политики, как
инструмента восстановления сбалансированности
бюджета.
Превышение
доходов бюджета над его
Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:
1)
сократить привлечение доходов
от продажи государственной
2) сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета);
3)
предусмотреть направление
4) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.
Однако
наиболее сложная ситуация и наиболее
часто встречающаяся в
Бюджетный кодекс РФ регламентирует условия, противодействующие возникновению дефицита бюджетов, определяет его границы. Так, текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
За каждым бюджетным уровнем законодательством закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние и внешние источники следующих видов. К первым относятся: (а) кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте РФ; (б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; (в) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Ко вторым относятся: (а) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; (б) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Внутренними источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:
а) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
б) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
в) кредиты, полученные от кредитных организаций. Внешние источники определяются в соответствии с законодательством РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в форме:
а) муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
б) кредитов, полученных от кредитных организаций.
В настоящее время устойчивость бюджета с точки зрения как доходов, так и расходов выражается в обеспечении стабильности этих параметров в процентном отношении к ВВП.
Сальдо
источников финансирования дефицита федерального
бюджета на 1 января 2010 года составит,
по оценке Минфина, 3,3 триллиона рублей.
Законопроектом запланировано сальдо
в размере 2,9 трлн. рублей. При этом
источники внутреннего
Задачи
поддержания бюджетной и
Вывод:
Одной из важных составных принципов бюджета
является его сбалансированность бюджета
по всем 3 уровням. В настоящие время полностью
сбалансирован только федеральный и частично
региональный бюджет, местный бюджет пока
остается без денег. Для этого надо четко
разграничить цели и задачи каждого из
бюджетов
3.5. Основные тенденции
социально-экономического развития в
2010 году.
В 2010 году продолжилось экономическое оживление, начавшееся во второй половине прошлого года. После окончания спада, продолжавшегося четыре квартала подряд во второй половине 2008 года и первой половине 2009 года, когда экономика России сократилась на 11%, экономический рост продолжался на протяжении четырех последующих кварталов. Ко второму кварталу 2010 года была компенсирована практически половина от спада. ВВП во II квартале 2010 года на 5,2% превышал уровень II квартала 2009 года – максимальной точки спада. Восстановительный рост происходил в секторах, наиболее пострадавших от кризиса – в обрабатывающей промышленности, ориентированной на инвестиционный спрос – машиностроительных отраслях.
Засуха и пожары привели к паузе в экономическом росте в третьем квартале. В июле, по оценке Минэкономразвития России, ВВП сократился с учетом сезонного фактора на 0,4% и в целом рост за январь-июль оценивается в 3,9%. Однако в целом тренд на восстановление в ближайшие месяцы должен возобновиться. Он будет поддержан ростом потребительского спроса, восстановлением запасов, и ожидаемым к концу года усилением инвестиционной активности. Это позволяет оценивать годовой рост ВВП на уровне около 4 процентов. В то же время сохраняются риски, связанные с реакцией экономики на масштабные потери в сельском хозяйстве, продолжающейся стагнацией в строительстве и слабым инвестиционным спросом, которые могут ограничить экономический рост в 2010 году 3,5-3,7 процентами.
Основными
факторами экономического роста
в конце прошлого года и в январе-июле
стали повышение доходов
Основные показатели развития экономики
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
2009 | 2010 | |||||
1 полугодие | 2 полугодие | год | 1 полугодие | 2 полугодие1) | год1) | |
ВВП | 89,8 | 94,1 | 92,1 | 104,2 | 103,9 | 104,0 |
Индекс потребительских цен, на конец периода, за период | 107,4 | 101,3 | 108,8 | 104,4 | 103,3 | 107,0-108,0 |
Индекс промышленного производства2) | 85,5 | 96,1 | 90,7 | 110,2 | 105,0 | 107,6 |
Обрабатывающие производства3) | 77,7 | 92,4 | 84,8 | 114,3 | 105,5 | 109,9 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства | 101,4 | 101,0 | 101,2 | 102,9 | 77,3 | 90,1 |
Инвестиции в основной капитал, % | 79,4 | 88,2 | 83,8 | 101,3 | 103,7 | 102,5 |
Объемы работ по виду деятельности «Строительство» | 80,7 | 87,3 | 84,0 | 96,9 | 102,3 | 99,6 |
Ввод в действие жилых домов, млн. кв. м общей площади | 21,6 | 38,3 | 59,9 | 21,6 | 38,4 | 60,0 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 102,1 | 102,5 | 102,3 | 105,1 | 103,7 | 104,4 |
Реальная заработная плата | 97,6 | 95,4 | 96,5 | 104,6 | 105,2 | 104,9 |
Оборот розничной торговли | 97,5 | 93,1 | 95,1 | 103,4 | 107,0 | 105,2 |
Объем платных услуг населению | 97,2 | 94,4 | 95,8 | 100,8 | 102,4 | 101,6 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США | 125,4 | 178,0 | 303,4 | 189,8 | 188,4 | 378,2 |
Импорт товаров, млрд. долл. США | 82,4 | 109,4 | 191,8 | 104,2 | 136,8 | 241,0 |
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель | 50,8 | 71 | 61,1 | 75,9 | 74,1 | 75 |
Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сферы