Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, рассмотрение роли и особенностей бюджета России в условиях экономического и финансового кризиса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

3
1. Социально-экономическая сущность и роль Федерального бюджета Российской Федерации.………………………………………………………….
6
1.1. Экономическая сущность Федерального бюджета РФ, его функции и бюджетное устройство…..………………………………………………………
6
1.2. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества…………………………………………….
13
2. Анализ параметров социально-экономического развития Российской Федерации в современных условиях и на перспективу……………….……….
16
2.1 Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ 2011-2013 гг., характеристика его социальной направленности………………………………
16
2.2 Анализ влияния мирового финансового кризиса на социально- экономическое развитие Российской Федерации в 2010-2012 годах…………
22
3 Проблемы сбалансированности государственного бюджета в современных условиях…………………….………………..……………...........
28
3.1 Состояние Федерального бюджета России ………………………………... 28
3.2 Возможные меры бюджетной политики, как инструмента восстановления сбалансированности бюджета………………………………...
31
Заключение……………………………………………………………………….. 36
Библиографический список……………………………………………………... 3

Работа содержит 1 файл

Курсовая Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сферы.doc

— 494.00 Кб (Скачать)

     Источники финансирования дефицита федерального бюджета составляют в 2011 году 1 814 004,0 млн. рублей, в 2012 году – 1 734 450,0 млн. рублей, в 2013 году – 1 795 680,0 млн. рублей, в том числе:

     источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета составляют в 2011 году 1 768 274,1 млн. рублей, в 2012 году – 1 651 528,2 млн. рублей, в 2013 году – 1 712 136,8 млн. рублей;

     источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составляют в 2011 году 45 729,9 млн. рублей, в 2012 году – 82 921,8 млн. рублей, в 2013 году – 83 543,2 млн. рублей.

     Бюджетная и налоговая политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

     Экономика Российской Федерации в ближайшие  годы будет функционировать в  условиях относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

     Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала. 
 
 

     3 ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

     3.1 Состояние Федерального бюджета России.  

     Федеральный бюджет на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов принят Федеральным Законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов». Согласно ему бюджетные расходы в 2011 г. составят 10,658 трлн. руб., доходы - 8,844 трлн. руб. В 2012 г. они вырастут до 11,237 и 9,503 трлн. руб. соответственно, а в 2013 г. - до 12,175 и 10,379 трлн. руб. При этом чуть менее половины всех доходов - нефтегазовые поступления.

     Параметры бюджета рассчитаны на основе прогноза по инфляции на 2011 год в 6,5%, 2012 год - 6%, 2013 год - 5,5%. В соответствии с прогнозом  объем ВВП в 2011 году составит 50 трлн. 389 млрд. рублей, в 2012 году - 55 трлн. 950 млрд. рублей, в 2013 году - 61 трлн. 920 млрд. рублей. Прогнозная цена на нефть в 2011 году составляет 75 долларов за баррель, в 2012 году - 78 долларов за баррель, в 2013 году - 79 долларов за баррель.

     Как ожидается, дефицит федерального бюджета: в 2011 году составит 1,8 трлн. рублей, в 2012 году 1, 7 трлн., в 2013 году 1,7 трлн.

     Для покрытия дефицита в 2011 году планируется  использовать только 284,4 млрд. рублей из Резервного фонда, в основном же - на 70-80% - он будет финансироваться за счет государственных заимствований.

     Как следует из проекта бюджета, на реализацию приоритетных национального проекта "Здоровье" в 2011 году выделяется 79,6 млрд. рублей, на нацпроект "Образование" - 14,4 млрд., на "Развитие агропромышленного комплекса" - 117,2 млрд. рублей. На развитие дорожного хозяйства (дорожные фонды) предполагается направить 386,6 млрд. рублей.

     На  обеспечение жильем граждан направят в 2011 году 126,6 млрд., на формирование фонда служебного жилья для военнослужащих, а также строительство и приобретение жилых помещений для постоянного проживания будет направлено 105,7 млрд.

     В бюджет заложены средства на индексацию зарплат работникам федеральных бюджетных учреждений на 6,5% в 2011году. При этом предполагается, что не менее, чем на 6% также будет осуществлена индексация зарплат бюджетникам в регионах. Такое выравнивание окажется возможным, в том числе за счет средств федерального бюджета, ежегодно направляемых на поддержку субъектов РФ.

     Принципиально новым направлением в бюджете  двух ближайших лет станут программы  модернизации здравоохранения общей  стоимостью 460 млрд рублей.  В 2011 году предполагается использовать из этой суммы 216 млрд. рублей, в 2012 году - 244 млрд. рублей. Причем 300 млрд. рублей будут направлены на ремонт, модернизацию медицинских учреждений, оснащение их необходимым оборудованием, 136 млрд. рублей - на повышение финансовой обеспеченности стандартов оказания медицинской помощи и еще 24 млрд. рублей - на информатизацию здравоохранения в целом. В настоящее время от субъектов Федерации требуется детальные и хорошо просчитанные планы использования этих средств, чтобы уже в будущем году граждане смогли почувствовать реальные перемены к лучшему в качестве медицинского обслуживания. Тем более, что сейчас 60% россиян недовольны качеством оказания медпомощи.

     В 2011 году консолидированный бюджет образования  впервые превысит два триллиона рублей. В федеральном бюджете доля расходов на образование вырастет 4,37% до 5,3%. Вместе с тем, к проекту есть ряд замечаний. Так, в середине 2011 года запланирована индексация зарплаты бюджетников на 6,5%. Также на 6,5% будут проиндексированы стипендии студентов вузов и учащихся техникумов, колледжей и ПТУ. Однако, стипендию учащихся техникумов, колледжей и ПТУ, которая составляет 400 рублей в месяц, следует увеличить как минимум в два раза, в противном случае она вырастет только на 20-25 рублей. Стипендию студентам вузов - в настоящее время она составляет 1100 рублей следует увеличить не на 60-65 рублей, как это предусмотрено в проекте бюджета, а на 25%, тем более, что стипендии не индексировались в течение трех лет.

     Проблемой номер один остается строительство и ремонт общежитий. С введением ЕГЭ в качестве вступительного в вузы потребность в общежитиях будет возрастать. В проекте бюджета на 2011-2013 годы необходимо предусмотреть соответствующее финансирование.

     Расходы по разделу "Социальная политика" составят около 3 трлн. рублей. Это больше, чем расходы на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность, вместе взятые. Больше всего средств пойдет на вопросы, связанные с пенсионным обеспечением. В результате средняя трудовая пенсия в 2011 году должна достичь более 8,5 тыс. рублей.

     Расходная часть бюджета предусматривает  и рост зарплат, имеется в виду индексация денежного довольствия  военнослужащих, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и т.д.

     Идет  поэтапное увеличение расходов на содержание Вооруженных сил РФ. Бюджетные  расходы по разделу национальная оборона значительно увеличены  и в 2011 году: если расходы в этом году составили около 1,2 трлн. рублей, то в 2011 году они уже около 1,5 трлн. Что касается социального обеспечения военнослужащих, то планируется проиндексировать денежное довольствие военнослужащих на 6,5% с 1 апреля 2011, соответственно и военные пенсии. Кроме того, в 2011 году планируется увеличить расходы на дополнительное денежное стимулирование военнослужащих более чем на 20% (около 9 млрд. рублей), что естественно положительно скажется на материальном положении военнослужащих и членов их семей. 
 

     3.2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.  

     Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее – прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2011-2013 годах, а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.  Прогноз учитывает итоги социально-экономического развития Российской Федерации за январь-июль 2010 года, а также прогнозные данные федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.

     Основные  показатели развития экономики в 2009-2013 гг.

     (прирост/снижение  в % к соответствующему  периоду предыдущего  года)

Показатели 2009

отчет

2010

оценка

Прогноз (вариант 2b)
2011 2012 2013
Средняя цена за нефть Urals,       долл. США/баррель 61,1 75 75 78 79
Индекс  потребительских цен, декабрь к  декабрю,  % 8,8 7-8 6-7 5-6 4,5-5,5
ВВП -7,9 4,0 4,2 3,9 4,5
Промышленное производство -9,3 7,6 3,9 3,8 4,9
Производство  продукции сельского хозяйства 1,2 -9,9 8,5 3,8 3,9
Инвестиции  в основной капитал -16,2 2,5 10,0 3,5 7,4
Реальные  располагаемые денежные доходы населения 2,3 4,4 3,6 3,6 4,2
Реальная  заработная плата -3,5 4,9 3,5 4,0 4,7
Оборот  розничной торговли -4,9 5,2 5,0 5,6 6,0
Экспорт товаров, млрд. долл. США 303,4 378 389 412 432
Импорт  товаров, млрд. долл. США 191,8 241 277 303 334
 
 

     3.3. Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 гг. 

     Разработка  прогноза социально-экономического развития и параметров прогноза на период до 2013 года осуществлялась на вариантной основе в составе двух базовых (варианты 2b и 1b) и двух дополнительных (варианты 1а и 2с) вариантов.

       Базовые варианты прогноза базируются на относительно консервативных оценках внешних условий: устойчивое восстановление мировой экономики и умеренный рост цен на нефть Urals до 78-79 долларов США за баррель в 2012-2013 годах.

     Умеренно-оптимистичный  вариант 2b является инвестиционно обусловленным вариантом развития экономики. В 2011 году предполагаются значительные объемы инвестиций компаний топливно-энергетического комплекса. При общей социальной направленности расходов федерального бюджета предусматривается рост расходов на программы развития высокотехнологичного комплекса, жилищного строительства, здравоохранения. Возобновится рост банковского кредитования.

     Предполагается  относительное повышение конкурентоспособности  бизнеса. Рост импорта будет опережать  наращивание внутреннего спроса, однако эта разница будет снижаться. Темпы роста реальной заработной платы  будут сопоставимы с ростом производительности труда.

     Рост  ВВП в 2010-2013 гг. прогнозируется на уровне 3,9-4,5%.

     Консервативный  вариант 1b отражает развитие экономики в условиях реализации рисков, связанных с медленным восстановлением кредитной активности, низкой инвестиционной активностью на фоне снижения конкурентоспособности при возрастании налоговой нагрузки и стагнации государственного спроса. Годовые темпы роста экономики в 2011-2013 гг. оцениваются на уровне 3-3,3 процента.

     Дополнительно проработаны варианты с различной  динамикой цен на нефть и темпов роста мировой экономики.

     Вариант 1а разработан в условиях замедления в 2011 году выхода мировой экономики из кризиса (в т.ч. и временной паузы роста американской экономики) и снижения цены на нефть Urals в 2011 году до 68 долларов США за баррель и в 2013 году – до 60 долларов США за баррель. Адаптация российской экономики к такому пессимистическому сценарию потребует значительного снижения курса рубля и будет связана с замедлением темпов роста российской экономики (до 2,2-2,9 процента).

Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сферы