Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:33, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, рассмотрение роли и особенностей бюджета России в условиях экономического и финансового кризиса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Введение…………………………………………………………………………..
3
1. Социально-экономическая сущность и роль Федерального бюджета Российской Федерации.………………………………………………………….
6
1.1. Экономическая сущность Федерального бюджета РФ, его функции и бюджетное устройство…..………………………………………………………
6
1.2. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества…………………………………………….
13
2. Анализ параметров социально-экономического развития Российской Федерации в современных условиях и на перспективу……………….……….
16
2.1 Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ 2011-2013 гг., характеристика его социальной направленности………………………………
16
2.2 Анализ влияния мирового финансового кризиса на социально- экономическое развитие Российской Федерации в 2010-2012 годах…………
22
3 Проблемы сбалансированности государственного бюджета в современных условиях…………………….………………..……………...........
28
3.1 Состояние Федерального бюджета России ………………………………... 28
3.2 Возможные меры бюджетной политики, как инструмента восстановления сбалансированности бюджета………………………………...
31
Заключение……………………………………………………………………….. 36
Библиографический список……………………………………………………... 3
Источники финансирования дефицита федерального бюджета составляют в 2011 году 1 814 004,0 млн. рублей, в 2012 году – 1 734 450,0 млн. рублей, в 2013 году – 1 795 680,0 млн. рублей, в том числе:
источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета составляют в 2011 году 1 768 274,1 млн. рублей, в 2012 году – 1 651 528,2 млн. рублей, в 2013 году – 1 712 136,8 млн. рублей;
источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составляют в 2011 году 45 729,9 млн. рублей, в 2012 году – 82 921,8 млн. рублей, в 2013 году – 83 543,2 млн. рублей.
Бюджетная и налоговая политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Уже
начиная со второго полугодия 2009
года, во многом благодаря проводимым
антикризисным мерам происходит
постепенное восстановление российской
экономики. Кроме того, восстановлению
способствует улучшение конъюнктуры мирового
рынка сырья и капитала.
3 ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1
Состояние Федерального бюджета России.
Федеральный бюджет на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов принят Федеральным Законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов». Согласно ему бюджетные расходы в 2011 г. составят 10,658 трлн. руб., доходы - 8,844 трлн. руб. В 2012 г. они вырастут до 11,237 и 9,503 трлн. руб. соответственно, а в 2013 г. - до 12,175 и 10,379 трлн. руб. При этом чуть менее половины всех доходов - нефтегазовые поступления.
Параметры бюджета рассчитаны на основе прогноза по инфляции на 2011 год в 6,5%, 2012 год - 6%, 2013 год - 5,5%. В соответствии с прогнозом объем ВВП в 2011 году составит 50 трлн. 389 млрд. рублей, в 2012 году - 55 трлн. 950 млрд. рублей, в 2013 году - 61 трлн. 920 млрд. рублей. Прогнозная цена на нефть в 2011 году составляет 75 долларов за баррель, в 2012 году - 78 долларов за баррель, в 2013 году - 79 долларов за баррель.
Как ожидается, дефицит федерального бюджета: в 2011 году составит 1,8 трлн. рублей, в 2012 году 1, 7 трлн., в 2013 году 1,7 трлн.
Для покрытия дефицита в 2011 году планируется использовать только 284,4 млрд. рублей из Резервного фонда, в основном же - на 70-80% - он будет финансироваться за счет государственных заимствований.
Как следует из проекта бюджета, на реализацию приоритетных национального проекта "Здоровье" в 2011 году выделяется 79,6 млрд. рублей, на нацпроект "Образование" - 14,4 млрд., на "Развитие агропромышленного комплекса" - 117,2 млрд. рублей. На развитие дорожного хозяйства (дорожные фонды) предполагается направить 386,6 млрд. рублей.
На обеспечение жильем граждан направят в 2011 году 126,6 млрд., на формирование фонда служебного жилья для военнослужащих, а также строительство и приобретение жилых помещений для постоянного проживания будет направлено 105,7 млрд.
В бюджет заложены средства на индексацию зарплат работникам федеральных бюджетных учреждений на 6,5% в 2011году. При этом предполагается, что не менее, чем на 6% также будет осуществлена индексация зарплат бюджетникам в регионах. Такое выравнивание окажется возможным, в том числе за счет средств федерального бюджета, ежегодно направляемых на поддержку субъектов РФ.
Принципиально новым направлением в бюджете двух ближайших лет станут программы модернизации здравоохранения общей стоимостью 460 млрд рублей. В 2011 году предполагается использовать из этой суммы 216 млрд. рублей, в 2012 году - 244 млрд. рублей. Причем 300 млрд. рублей будут направлены на ремонт, модернизацию медицинских учреждений, оснащение их необходимым оборудованием, 136 млрд. рублей - на повышение финансовой обеспеченности стандартов оказания медицинской помощи и еще 24 млрд. рублей - на информатизацию здравоохранения в целом. В настоящее время от субъектов Федерации требуется детальные и хорошо просчитанные планы использования этих средств, чтобы уже в будущем году граждане смогли почувствовать реальные перемены к лучшему в качестве медицинского обслуживания. Тем более, что сейчас 60% россиян недовольны качеством оказания медпомощи.
В 2011 году консолидированный бюджет образования впервые превысит два триллиона рублей. В федеральном бюджете доля расходов на образование вырастет 4,37% до 5,3%. Вместе с тем, к проекту есть ряд замечаний. Так, в середине 2011 года запланирована индексация зарплаты бюджетников на 6,5%. Также на 6,5% будут проиндексированы стипендии студентов вузов и учащихся техникумов, колледжей и ПТУ. Однако, стипендию учащихся техникумов, колледжей и ПТУ, которая составляет 400 рублей в месяц, следует увеличить как минимум в два раза, в противном случае она вырастет только на 20-25 рублей. Стипендию студентам вузов - в настоящее время она составляет 1100 рублей следует увеличить не на 60-65 рублей, как это предусмотрено в проекте бюджета, а на 25%, тем более, что стипендии не индексировались в течение трех лет.
Проблемой номер один остается строительство и ремонт общежитий. С введением ЕГЭ в качестве вступительного в вузы потребность в общежитиях будет возрастать. В проекте бюджета на 2011-2013 годы необходимо предусмотреть соответствующее финансирование.
Расходы по разделу "Социальная политика" составят около 3 трлн. рублей. Это больше, чем расходы на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность, вместе взятые. Больше всего средств пойдет на вопросы, связанные с пенсионным обеспечением. В результате средняя трудовая пенсия в 2011 году должна достичь более 8,5 тыс. рублей.
Расходная часть бюджета предусматривает и рост зарплат, имеется в виду индексация денежного довольствия военнослужащих, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и т.д.
Идет
поэтапное увеличение расходов на содержание
Вооруженных сил РФ. Бюджетные
расходы по разделу национальная
оборона значительно увеличены
и в 2011 году: если расходы в этом году
составили около 1,2 трлн. рублей, то в 2011
году они уже около 1,5 трлн. Что касается
социального обеспечения военнослужащих,
то планируется проиндексировать денежное
довольствие военнослужащих на 6,5% с 1 апреля
2011, соответственно и военные пенсии. Кроме
того, в 2011 году планируется увеличить
расходы на дополнительное денежное стимулирование
военнослужащих более чем на 20% (около
9 млрд. рублей), что естественно положительно
скажется на материальном положении военнослужащих
и членов их семей.
3.2.
Прогноз социально-экономического развития
Российской Федерации на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее – прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2011-2013 годах, а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Прогноз учитывает итоги социально-экономического развития Российской Федерации за январь-июль 2010 года, а также прогнозные данные федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.
Основные показатели развития экономики в 2009-2013 гг.
(прирост/снижение в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Показатели | 2009
отчет |
2010
оценка |
Прогноз (вариант 2b) | ||
2011 | 2012 | 2013 | |||
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель | 61,1 | 75 | 75 | 78 | 79 |
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, % | 8,8 | 7-8 | 6-7 | 5-6 | 4,5-5,5 |
ВВП | -7,9 | 4,0 | 4,2 | 3,9 | 4,5 |
Промышленное производство | -9,3 | 7,6 | 3,9 | 3,8 | 4,9 |
Производство продукции сельского хозяйства | 1,2 | -9,9 | 8,5 | 3,8 | 3,9 |
Инвестиции в основной капитал | -16,2 | 2,5 | 10,0 | 3,5 | 7,4 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 2,3 | 4,4 | 3,6 | 3,6 | 4,2 |
Реальная заработная плата | -3,5 | 4,9 | 3,5 | 4,0 | 4,7 |
Оборот розничной торговли | -4,9 | 5,2 | 5,0 | 5,6 | 6,0 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США | 303,4 | 378 | 389 | 412 | 432 |
Импорт товаров, млрд. долл. США | 191,8 | 241 | 277 | 303 | 334 |
3.3. Факторы и условия
социально-экономического развития Российской
Федерации в 2011-2013 гг.
Разработка прогноза социально-экономического развития и параметров прогноза на период до 2013 года осуществлялась на вариантной основе в составе двух базовых (варианты 2b и 1b) и двух дополнительных (варианты 1а и 2с) вариантов.
Базовые варианты прогноза базируются на относительно консервативных оценках внешних условий: устойчивое восстановление мировой экономики и умеренный рост цен на нефть Urals до 78-79 долларов США за баррель в 2012-2013 годах.
Умеренно-оптимистичный вариант 2b является инвестиционно обусловленным вариантом развития экономики. В 2011 году предполагаются значительные объемы инвестиций компаний топливно-энергетического комплекса. При общей социальной направленности расходов федерального бюджета предусматривается рост расходов на программы развития высокотехнологичного комплекса, жилищного строительства, здравоохранения. Возобновится рост банковского кредитования.
Предполагается
относительное повышение
Рост ВВП в 2010-2013 гг. прогнозируется на уровне 3,9-4,5%.
Консервативный вариант 1b отражает развитие экономики в условиях реализации рисков, связанных с медленным восстановлением кредитной активности, низкой инвестиционной активностью на фоне снижения конкурентоспособности при возрастании налоговой нагрузки и стагнации государственного спроса. Годовые темпы роста экономики в 2011-2013 гг. оцениваются на уровне 3-3,3 процента.
Дополнительно проработаны варианты с различной динамикой цен на нефть и темпов роста мировой экономики.
Вариант 1а разработан в условиях замедления в 2011 году выхода мировой экономики из кризиса (в т.ч. и временной паузы роста американской экономики) и снижения цены на нефть Urals в 2011 году до 68 долларов США за баррель и в 2013 году – до 60 долларов США за баррель. Адаптация российской экономики к такому пессимистическому сценарию потребует значительного снижения курса рубля и будет связана с замедлением темпов роста российской экономики (до 2,2-2,9 процента).
Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сферы