Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, рассмотрение роли и особенностей бюджета России в условиях экономического и финансового кризиса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

3
1. Социально-экономическая сущность и роль Федерального бюджета Российской Федерации.………………………………………………………….
6
1.1. Экономическая сущность Федерального бюджета РФ, его функции и бюджетное устройство…..………………………………………………………
6
1.2. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества…………………………………………….
13
2. Анализ параметров социально-экономического развития Российской Федерации в современных условиях и на перспективу……………….……….
16
2.1 Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ 2011-2013 гг., характеристика его социальной направленности………………………………
16
2.2 Анализ влияния мирового финансового кризиса на социально- экономическое развитие Российской Федерации в 2010-2012 годах…………
22
3 Проблемы сбалансированности государственного бюджета в современных условиях…………………….………………..……………...........
28
3.1 Состояние Федерального бюджета России ………………………………... 28
3.2 Возможные меры бюджетной политики, как инструмента восстановления сбалансированности бюджета………………………………...
31
Заключение……………………………………………………………………….. 36
Библиографический список……………………………………………………... 3

Работа содержит 1 файл

Курсовая Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сферы.doc

— 494.00 Кб (Скачать)

     - безусловное исполнение законодательно  установленных обязательств по  выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

     - обеспечение сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации для дальнейшего развития  пенсионной системы;

     - индексация в 2011 году денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;

     - обеспечение обязательств в сфере  образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;

     - обеспечение закупок новых видов  вооружения, совершенствования боевой  подготовки, реализации социальных  гарантий для военнослужащих, обеспечения  постоянным и служебным жильем военных;

     - обеспечение содержания и развития  транспортной инфраструктуры, в  том числе автомобильных дорог;

     - постепенное сокращение антикризисных  мер поддержки экономики, концентрация  ресурсов на мероприятиях, направленных  на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках.

     - подготовка особо значимых международных  мероприятий (проведение XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).

     При этом при формировании объема бюджетных  ассигнований реализованы следующие  подходы:

     1) концентрация ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах с уточнением объемов бюджетных ассигнований на исполнение отдельных расходных обязательств, оптимизацией расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти;

     2) рассмотрение вопросов финансового обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 (в части передачи на федеральный бюджет милиции общественной безопасности), в том числе за счет обмена полномочиями между уровнями государственного управления, и вопросов реформирования денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, при подготовке проекта федерального бюджета на 2012-2014 годы;

     3) определение бюджетных ассигнований, необходимых для индексации в  2011 году на 6,5% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 апреля 2011 года, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников с 1 июня 2011 года, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2011 года;

     4) сохранение в 2011-2013 годах действующих  в текущем году условий денежного  содержания федеральных государственных  гражданских служащих с учетом  сокращения численности федеральных  государственных служащих в течение 2011-2013 годов на 20% и сохранения 50% расчетной экономии по фонду оплаты труда в распоряжении соответствующих федеральных органов государственной власти;

     5) увеличение в 2011 году бюджетных  ассигнований на оплату услуг  связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц исходя из расчетного объема бюджетных ассигнований на исполнение указанных обязательств в 2010 году и индекса роста потребительских цен в 2011 году 6,5 процента;

     6) продления до 2014 года приостановки  действия нормативных правовых  актов об увеличении численности  работников федеральных государственных  органов, ранее приостановленных  на текущий год, в том числе  Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы, МЧС России.

     При формировании проекта федерального бюджета на 2011-2013 годы внесены изменения  в классификацию расходов бюджетов, в том числе:

     - отнесение межбюджетных трансфертов  федерального бюджета бюджетам  субъектов Российской Федерации  и государственным внебюджетным  фондам Российской Федерации  по их функциональной направленности  на соответствующие разделы классификации расходов бюджетов;

     - обособление в отдельные разделы  функциональной классификации расходов  на обслуживание государственного  долга Российской Федерации (из  раздела «Общегосударственные вопросы»); физическую культуру и спорт  (из раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт»), поддержку средств массовой информации (из раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации»);

     - отнесение расходов на развитие  туризма, имущественные взносы  в государственные корпорации  «Олимпстрой» и «Роснанотехнология» в раздел «Национальная экономика».

     

     

      С учетом межбюджетных трансфертов  наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика. Сокращение расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В 2012 и 2013 годах планируется рост расходов в указанной сфере в среднем на 8 процентов в год.

     Увеличится  объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

     Снижение  объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012 и 2013 годах обусловлено  сокращением бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП и непрограммной  части ФАИП, в том числе на обеспечение  военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного фонда, переданного в собственность Российской Федерации в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.

     По  другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим на изменение объема бюджетных  ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП  и непрограммной части ФАИП, которые имеют измеримый и законченный срок реализации (исполнения).

     В целом объем бюджетных ассигнований обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных  бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах. 

     2.2. Доходы Федерального бюджета  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

      

      При расчете объема доходов федерального бюджета учитывались вступающие в силу с 1 января 2011 года изменения и дополнения в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения, оказывающие влияние на доходы федерального бюджета, а именно:

     1) индексация специфических ставок акцизов по подакцизным товарам (на спирт этиловый из всех видов сырья, на табачную продукцию, на автомобили легковые и мотоциклы);

     2) установление нулевой ставки  акциза на спирт этиловый из  пищевого сырья при отгрузке  его производителям алкогольной, спиртосодержащей, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств;

     3) индексация ставки налога на  добычу полезных ископаемых на  нефть (с 1 января 2012 г. на 6,5%, с  1 января 2013 г. на 5,4%) и на газ  горючий природный (с 1 января 2011 г. на 61,0%, с 1 января 2012 г. на 6,0%, с 1 января 2013 г. на 5,4%);

     4) индексация ставок водного налога  и платы за пользование водными  объектами: в 2011 г. – в 1,25 раза к ставкам 2005г. (по водному  налогу) и к ставкам 2007 г. (по  плате за пользование водными объектами), 2012 г. – в 1,26 раза к ставкам 2011 г., 2013 г. - в 1,27 раза к ставкам 2012 г.;

     5) установление государственной пошлины  за действия уполномоченных органов,  связанные с лицензированием  и государственной аккредитацией  образовательных учреждений и научных организаций;

     6) установление норматива зачисления  в доходы федерального бюджета  от поступления акцизов на  нефтепродукты в целях формирования  дорожного фонда на федеральном  уровне (2011 г. - 30%, 2012 г. - 23%, 2013 г. –  28%);

     7) отмена пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири: Ванкорское месторождение - с 2011 года, Верхнечонское месторождение - с 2012 года, Талаканское и Алинское месторождения - с 2013 года;

     8) установление ставок вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, в размере 56, 58, 60% от ставок пошлины на нефть в 2011-2013 годах;

     9) увеличение ставки вывозной таможенной  пошлины на никель с 5% до  уровня в соответствии со шкалой  ставок;

     10) установление ставки вывозной таможенной пошлины на медь в размере 10%.

     Вышеназванные изменения приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 году относительно действующего законодательства на 274,3 млрд. рублей или на 0,5% к ВВП, в том числе:

     в результате индексации ставок акцизов по подакцизным товарам и установления нулевой ставки акциза на спирт этиловый из пищевого сырья при отгрузке его производителям алкогольной, спиртосодержащей, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 20,2 млрд. рублей;

     в связи с индексацией ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ  горючий природный доходы федерального бюджета увеличатся на 47,5 млрд. рублей;

     в результате индексации ставок водного  налога и платы за пользование водными объектами увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 3,7 млрд. рублей;

     в связи с установлением государственной  пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием  и государственной аккредитацией образовательных учреждений и научных организаций, доходы федерального бюджета увеличатся на 0,1 млрд. рублей;

     в результате установления норматива  зачисления в доходы федерального бюджета  от поступления акцизов на нефтепродукты  увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 84,3 млрд. рублей;

     в связи с отменой пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на Ванкорском месторождении  Восточной Сибири, доходы федерального бюджета увеличатся на 97,3 млрд. рублей;

     в результате установления ставок вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, в размере 56% от ставки пошлины на нефть увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 5,9 млрд. рублей;

     в связи с повышением ставки вывозной таможенной пошлины на никель доходы федерального бюджета увеличатся на 6,5 млрд. рублей;

     в результате установления ставки вывозной таможенной пошлины на медь увеличение доходов федерального бюджета оценивается  в сумме 8,8 млрд. рублей.

     В связи с внесением вышеуказанных изменений доходы федерального бюджета в 2012 году увеличатся на 338,3 млрд. рублей (0,6% к ВВП), в 2013 году - на 530,0 млрд. рублей (0,9% к ВВП).

Информация о работе Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сферы