Безналичные расчеты в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Следует отметить, что безналичные расчеты – это не движение денежных средств, а движение денежных обязательств.
В виду повсеместного использования безналичных расчетов – эта тема актуальна. И в данной работе мы:
- дадим определение безналичных расчетов;
- рассмотрим основные принципы организации безналичных расчетов;
- рассмотрим их значение в платежной системе;
- развитие безналичных расчетов в историческом аспекте;
- рассмотрим основные формы безналичных расчетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 4
1.1 Сущность и значение безналичных расчетов 5
1.2 Принципы организации безналичных расчетов 7
2 РАЗВИТИЕ ФОРМ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 14
3 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 17
3.1 Расчеты платежными поручениями. 18
3.2 Расчеты в порядке плановых платежей. 19
3.3 Аккредитивная форма расчетов 20
3.4 Расчеты чеками 23
3.5 Расчёты платежными требованиями-поручениями 24
3.6 Зачет взаимных требований 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Д.К.Б..doc

— 156.00 Кб (Скачать)

   Согласно  Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам, стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.

   Третий  принцип – поддержание ликвидности  на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики должны планировать поступления, списание средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

   Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип  реализуется путем применения:

   -либо  соответствующего платежного инструмента  (чека, простого векселя, платежного  поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

   -либо  специального акцепта документов, выписанных получателями средств  (платежных требований-поручений,  платежных требований, переводных  векселей).

   Вместе  с тем законодательством предусмотрено случаи бесспорного списания средств (без согласия плательщиков): недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептное согласие за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

   Пятый принцип – срочность платежа  – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой  является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том что, непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведет к нарушению кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.

   В современных условиях платежного кризиса  этот принцип фактически не выдерживается. Проблема соблюдения рассматриваемого принципа может быть решена путем  преодоления платежного кризиса  и развитие всех остальных принципов, развитие шестого и седьмого принципов.

   Шестой  принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений  о порядке их проведения – подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внешний и внутренний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «о бухгалтерском учете» публичности бухгалтерской отчетности. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года следующего за отчетным.

   Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий  и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки не редко принимают на себя контроль за проведением расчетов. В частности, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов.

   В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долу доходов. Многие российские банки переходят к подобной системе работы, усиливая свой капитал с клиентами. Все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система управления денежным потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков – сбалансирование ликвидности и диверсификацию вложений, так и для клиентов – финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств.

   Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими.

   Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением  договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различных форм собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.

   С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип  – их имущественной ответственности  за соблюдением договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушение договорных обязательств в частности расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки, а также иные меры ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвращать неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, -практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившее прежние меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.

   В связи с внедрением денежных основ  в экономику России, пожалуй, не в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов. В Гражданском кодексе значительно усилена ответственность за невыполнение денежных обязательств.

   Дальнейшее  развитие получило правовое регулирование  процесса взыскания по налогам: отнесение  к числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку платежа 0,7% суммы за каждый день просрочки; применение порядка бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращение на суммы, причитающиеся от его дебиторов, а также на имущество недоимщиков и др.

   Взаимные  претензии между плательщиком и получателем средств рассматривается обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитражном. Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменном виде в обслуживающий их банк. Последний ведет переписку по этим претензиям с другими банками, и ,при необходимости, с участием РКЦ.

   Несмотря  на предпринимаемые меры, проблема укрепления принципа имущественной ответственности в процессе организации расчетов осталась одной из трудноразрешаемых.

   Самое большое количество претензий и  исков, предъявляемых в связи  с исполнением обязательств по договорам, объясняется ненадлежащим исполнением  или неисполнением условий расчетов за товар. Недостаточная ответственность недобросовестных получателей продукции стала одной из причин несвоевременных платежей. Множество нарушений и экономических преступлений связано с расчетами, а также с использованием счетов в банках.

   Подытоживая изложение двух последних взаимосвязанных между собой принципов организации безналичных расчетов, следует отметить, что пока еще не налажена целостная система контроля за сферой расчетов со стороны коммерческих и центрального банков, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства налогов и сборов РФ, Прокуратуры РФ и других органов. Во многом это связано со становлением новых условий деятельности самих этих органов применительно к рыночной экономике, а также недостатками в создании соответствующей законодательной базы. Отсюда своевременной является задача подготовки и  издания Федерального закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации», поставленная в Указе Президента РФ от 25 июля 1996 г. №1095.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2 РАЗВИТИЕ ФОРМ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 
 

   Безналичные расчеты проводятся на основании  расчетных документов установленной  формы и с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости  от вида расчетных документов, способа  платежа и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов:  расчеты платежными поручениями, аккредитивную форму расчетов, расчеты чеками, расчеты платежными требованиями-поручениями, зачет взаимных требований.

   Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).

     После Октябрьского переворота 1917 г. в нашей стране происходили  глубокие преобразования в экономической  жизни общества. Была реформирована  банковская система; серьезные изменения затронули денежно-кредитную систему в связи с гражданской войной, военной интервенцией и, позднее, переводом экономики на мирные рельсы. В этот период, несмотря на сужение сферы товарно-денежных отношений, все же применялись безналичные расчеты с использованием векселей, чеков, выполнялись банковские переводы. Однако единой унифицированной системы безналичных расчетов в стране не существовало.

   В ходе проведения кредитной реформы 1930-1932 гг. коммерческий кредит и косвенный  банковский кредит были заменены прямым банковским кредитом, и, соответственно, использование векселей на территории страны было запрещено. Вместе с тем впервые были введены такие формы безналичных расчетов, как акцептная, аккредитивная и расчеты по особым счетам. Последняя являлась своеобразной разно­видностью аккредитивной формы расчетов и предполагала возможность для покупателя: а) рассчитываться с несколькими поставщиками с одного особого счета, на котором предварительно бронировались средства для расчетов; б) получать наличные денежные средства с особого счета на оплату канцелярских расходов и на выплату командировочных уполномоченному покупателя, осуществлявшему приемку товара по качеству в пункте нахождения поставщика.

   Кредитная реформа 30-х гг. подвела определенные итоги в эконо­мическом развитии страны и была нацелена на создание экономических предпосылок для перехода от рыночной экономики к плановой (ад­министративно-командной). Изучение кредитной реформы 30-х гг. имеет особое значение сегодня, поскольку в настоящее время в России осуществляется обратное движение от административно-командной к рыночной экономике, но на новом витке исторического развития. В частности, в сфере расчетов с 1989 г. в стране вновь стали использовать вексель для расчетных операций.

   В период существования плановой социалистической экономики система безналичных расчетов претерпела серьезные изменения, но главным ее преимуществом были строгая унификация форм безналичных расчетов на территории всей страны и жесткий контроль за соблюдением платежной дисциплины со стороны государственных банков.

   Современное экономическое развитие страны имеет  ряд особенностей, важнейшей из которых  выступает переход к рынку. Переходная экономика не может быть стабильной. В денежно-кредитной сфере это проявляется в обострении противоречий. Проявлениями экономического кризиса в России (как и в большинстве стран бывшего социалистического лагеря) были: разрыв хозяйственных связей между субъектами экономики, резкое падение объемов производства, инфляция, платежный кризис, обострение напряженности в денежно-кредитной сфере (бюджетный дефицит, рост внутреннего и внешнего долгов, валютный кризис, кризис банковской ликвидности), неплатежеспособность и банкротство предприятий и финансовых структур, нарастание политической и социальной напряженности и др.

   В этих условиях очевидным было стремление преодолеть платежный кризис, в том  числе путем совершенствования  системы безналичных расчетов. В  результате Банк России принял меры к  ограничению сферы применения форм расчетов, не дающих гарантии платежа (например, была отменена акцептная форма расчетов, позднее ЦБ РФ предусмотрел возможность использования платежных требований для безакцептного списания средств со счета в уплату налогов в бюджет, штрафов, пени, неустоек и по соглашению между поставщиками и покупателями продукции). Одновременно была расширена практика использования расчетов платежными поручениями с предварительной оплатой.

Информация о работе Безналичные расчеты в РФ