Банковский надзор. Международный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Можно выделить несколько видов контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль. Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений. Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами. Независимый контроль — это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Целью данной дипломной работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России и анализ опыта других стран в этой области.

Работа содержит 1 файл

банковский надзор международный опыт.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

    Источником  финансовой поддержки мероприятий  по реструктуризации могли бы быть кредиты Всемирного банка и ЕБРР, специально выделяемые аккредитованным  банкам. Не исключается также возможность  регулируемого допуска в качестве совладельцев российских кредитных организаций иностранных коммерческих структур с солидным финансовым состоянием и надежной репутацией путем продажи им долей участия в капитале проблемных отечественных банков.

Заключение

    Современное состояние банковской системы России требует принятия комплексных мер по ее укреплению, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса. Нарастание проблем в банковском секторе определяется, главным образом, низким уровнем управления банками в сочетании с неблагоприятными тенденциями общеэкономического развития. По разным оценкам, только 40 – 60 % общего числа банков можно считать финансово устойчивыми. Непосредственными причинами финансовых трудностей конкретных банков стали:

  • неквалифицированное управление;
  • отсутствие стратегического планирования;
  • неумение грамотно сформировать кредитный портфель и управлять рисками;
  • прямые и опосредованные формы давления на банки;
  • мошенничество со стороны их владельцев и менеджеров;
  • "исторические" причины. Так, основная часть банков, созданных на базе бывших государственных специализированных банков, унаследовала отягощенную долгами убыточных предприятий структуру баланса, которая без вмешательства государства в виде реструктурирования активов не может обеспечить нормальное их функционирование;
  • негативное влияние на финансовое положение банков оказало предоставление государством предприятиям в 1980-х – начале 1990-х годов централизованных кредитов, которые во многих случаях оказались безнадежными к возврату. Невыполнение бюджетом обязательств перед государственными предприятиями сделало их неплательщиками перед кредитными организациями;
  • известную роль в процессе ухудшения ликвидности банков играет общий дефицит ликвидности в экономике.

    Ситуация  в экономике и банковском секторе  не позволяет рассчитывать на оздоровление отечественной банковской системы только путем отзыва лицензий и банкротства слабых банков. При этом крайне мала или практически отсутствует вероятность участия государства (бюджета) в стабилизационных мероприятиях. Вместе с тем, очевидно, что без серьезной реорганизации банковской системы и необходимых для этого дополнительных финансовых вливаний не обойтись.

    В настоящее время сфера активных операций на внутренних рынках с приемлемым уровнем доходности и риска ограниченны  операциями с государственными ценными бумагами и кредитованием производства, связанного, главным образом, с внешней торговлей и некоторыми другими отраслями с высокой оборачиваемостью капиталов. Перспективы выживания основной массы банков в таких условиях сомнительны. Даже самые жесткие регулятивные нормы не смогут обеспечить им одновременно ликвидность и доходность.

    С формальной точки зрения надзорный  орган может самоустраниться  от активного вмешательства в  процессы, происходящие в банковской системе. Позиция наблюдателя предполагает ограничение участия надзорного органа в деятельности банков контролем за требованиями, предъявляемыми к структуре баланса, а также оказанием финансовой поддержки отдельным банкам по принципу "латания дыр". Однако достижение удовлетворительных результатов надзора для системы в целом на таких принципах в сегодняшней ситуации весьма проблематично.

    Усиление  надежности кредитных организаций  путем повсеместного сокращения объемов их сомнительных активов  затронет в первую очередь кредитные  вложения. Такие результаты надзора с формальной точки зрения содействуют достижению его цели. Однако успехи на таком пути могут оказаться обманчивыми. Сокращение кредитования хозяйства в целях усиления надежности банков может ударить по ним бумерангом из-за уменьшения средств клиентов, формирующих ресурсную базу кредитных организаций. В итоге для банковской системы по линии надзора создается по существу дополнительный стимул пассивно следовать за тенденциями экономического развития, определяемыми на сегодня стагфляцией. Тем самым формируется банковская система, обслуживающая кризисную экономику.

    В дипломной работе основное внимание уделено проблеме банковского надзора  при работе с уже созданными кредитными учреждениями, в частности, в аспекте  работы с проблемными банками, так как этот вопрос в ближайшее десятилетие для банковской системы будет наиболее актуален. Вопросы создания, поглощения, слияния отражены в конспективной форме (на базе решения этих вопросов в развитых государствах) из-за ограниченного объема дипломной работы. При этом в работе специально не уделено много места лицензированию и методике документарной проверки в кредитных организациях, так как этот вопрос детально проработан Департаментом банковского надзора ЦБ РФ в инструкциях ЦБ РФ — соответственно от 27.08.96 № 49 "О порядке регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности" и от 19.02.96 № 34 "О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)". Порядок и требования этих инструкций хорошо согласуется с опытом передовых стран в области банковского надзора.

    Сейчас  в России основное — добиться выполнение уже принятых законов, не нарушив  работу банковской системы. Опыт надзорных  органов зарубежных стран помогает банковской системе России, встающей на рыночные отношения (в эпоху "дикого" капитализма) формировать взгляды специалистов и учиться на ошибках финансистов развитых стран.

    Общее направление развития законодательной  базы в банковской сфере видится не через нормативные документы, указания ЦБ РФ и его функциональные структуры, а законодательно через Государственную Думу. Такое развитие будет учитывать корпоративные интересы больших слоев населения в России и, следовательно, будет приносить более позитивные сдвиги в совершенствовании финансовой системы страны. Хотя мнение профессионалов необходимо использовать как экспертов.

    У Банка России есть уникальные (в  отличие от других государственных  органов) возможности осуществлять банковский надзор не только административными, но и экономическими мерами, создавая условия для повышения эффективности работы подконтрольных кредитных организаций. Реализация такой политики предполагает конструктивный, созидательный характер надзорной деятельности. Под конструктивностью имеется в виду использование в практике регулирования таких инструментов, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию работоспособной прогрессивной банковской системы. Вместе с тем эффективность надзора при таком подходе зависит не только от Банка России, но и от общей экономической политики, а также от ее конкретных результатов.

Библиографический список

  1. Банковский надзор и аудит: учебное пособие / Под общ. ред. И. Д. Мамоновой. — М.: ИНФРА-М, 1995.
  2. Деньги и кредит. № 8. 1996.
  3. Инструкция ЦБ РФ №19, ГТК РФ № 01-20/10283 от 12.10.93 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров".
  4. Инструкция ЦБ РФ № 30, ГТК РФ №01-20/10538 от 26.07.95 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары".
  5. Инструкция ЦБ РФ от 19.02.96 № 34 "О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".
  6. Инструкция ЦБ РФ от 27.02.95 № 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками".
  7. Инструкция ЦБ РФ от 27.08.96 № 49 "О порядке регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности".
  8. Письмо ЦБ РФ от 24.08.93 № 181-93 "О составлении общей финансовой отчетности коммерческими банками" (вместе с временной инструкцией ЦБ РФ от 24.08.93 № 17 "По составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками").
  9. Поляков В. П., Московкина Л. А. Структура и функции центральных банков: зарубежный опыт: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1995.
  10. Приказ ЦБ РФ от 30.01.96 № 02-23 (ред. от 20.08.96) "О введении в действие инструкции № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" (вместе с Инструкцией ЦБ РФ № 1).
  11. Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. / Пер. с нем. Под ред. и с предисл. В. Н. Шенаева. — М.: Финансы и статистика, 1986.
  12. Роуз П. Банковский менеджмент. / Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: Дело Лтд, 1995.
  13. Федеральный закон от 02.12.90 № 394-1 (ред. от 20.06.96) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
  14. Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 (ред. от 03.02.96) "О банках и банковской деятельности".
  15. Frederick C. Schadrack, Leon Korobow The basic elements of bank supervision. Lectures, At Fairfield University Fairitld, Сonnecticut, Federal Reserve Bank of New York, July 1993.

Информация о работе Банковский надзор. Международный опыт