Банковский надзор. Международный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Можно выделить несколько видов контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль. Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений. Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами. Независимый контроль — это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Целью данной дипломной работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России и анализ опыта других стран в этой области.

Работа содержит 1 файл

банковский надзор международный опыт.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

2.2. Этапы банковского  надзора

    Банковский  надзор осуществляется последовательно  и состоит из следующих этапов:

  • лицензирование;
  • проверка отчетности, предоставляемой банками;
  • инспектирование (ревизия) на местах;
  • контроль за соблюдением банками требований надзорных органов.

2.2.1. Лицензирование банков

    Создание  нового банка обычно регулируется общим  или специальным банковским законодательством. В большинстве стран необходимо специальное разрешение (лицензия) на открытие банка. Лицензирование (первый этап надзора) имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа. Для получения лицензии подавшее заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований, прежде всего относительно:

      минимального размера уставного  капитала; источников первоначально  инвестируемого капитала;

    состава основных акционеров; квалификации и  моральной характеристики руководства;

    круга предполагаемых операций и стратегии  деятельности;

    правильности  оценки банковских активов по их рыночной стоимости;

    комплекса мер по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности.

    Помимо  этого, при решении вопроса о  выдаче лицензии надзорные органы могут  учитывать, например, условия по формированию сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учреждения на уровень конкуренции в кредитно-финансовом секторе, национальную принадлежность капитала или учредителя в тех случаях, когда в стране действует особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц. Лицензия должна содержать положения о сроках ее действия, условиях их продления, возможности внесения в нее поправок или ее аннулирования. В ней может быть оговорено утверждение центрального банка кандидатур на высшие руководящие посты в банке после проверки их квалификации и опыта, существенных (свыше 5%) изменений в структуре собственности, слияний, а также перемены названия, уменьшения оплаченного капитала.

    Аннулирование лицензии возможно при следующих  обстоятельствах: неспособность создаваемого банка начать по истечении определенного срока осуществление операций; невыполнение банком условий лицензии или осуществление операций, не предусмотренных в лицензии; нарушение законов или нормативных актов; нанесение ущерба интересам кредиторов и вкладчиков при проведении операций.

    Порядок лицензирования банковской деятельности имеет некоторые особенности  в отдельных странах. В Италии в 1980-е гг. после периода жестких  лицензионных ограничений на учреждение новых банков процедура выдачи разрешений была несколько смягчена. В настоящее время получение лицензии на создание нового банка предполагает выполнение следующих условий: размер минимального первоначального капитала банка около 8 млн. долл.; достаточный уровень компетентности администрации; неукоснительное соблюдение определенных требований, касающихся деловой репутации аудиторов и учредителей. Учредители должны вместе с заявкой предоставить полное описание развития банка. Определенные требования предъявляются и к акционерам банка: гарантированное устойчивое и продуманное управление банком; четкое разграничение между банковскими и небанковскими операциями во избежание использования средств банков их акционерами — нефинансовыми компаниями — в ущерб интересам самого банка и его вкладчиков.

    В соответствии с банковским законодательством  Банк Италии должен выдавать разрешение на участие потенциальных акционеров в капитале банка, если их доля составляет не менее 5 % его совокупного капитала, или для приобретения пакета акций, позволяющего управлять банком. Небанковским и нефинансовым учреждениям запрещено владеть более 15 % капитала банка. Такая же норма определена и на участие банков в акционерном капитале нефинансовых компаний. В настоящее время открытие новых банковских филиалов уже не требует обязательного предварительного разрешения Банка Италии. Однако органы надзора могут вводить ограничения на расширение филиальной сети банка, если оно не соответствует сложившейся в нем финансовой и управленческой ситуации.

    К компетенции Банка Италии относятся также вопросы слияний банков, решаемые с учетом финансового состояния каждого банка, участвующего в таких процедурах, достаточности капиталов, перспектив получения доходов, возможностей эффективного управления, а также влияния слияний на конкуренцию в банковском секторе. Для увеличения банковского капитала за счет эмиссии обыкновенных акций также требуется специальное разрешение Банка Италии, обращающего особое внимание на наличие у банка возможности выплачивать дивиденды по новым акциям без снижения объема нераспределенной прибыли.

    В течение длительного времени  и до конца 1970-х гг. в Великобритании применялась особая процедура при  учреждении новых банков — регистрационная  система. Для открытия банка не нужно  было специального разрешения. Создание и деятельность банков регулировалось общим Законом о компаниях (1948 г.). С 1979 г. проведение отдельных видов банковских операций стало возможным только с разрешения Банка Англии. В настоящее время банкам лицензия не требуется, но они должны отвечать установленным Банком Англии критериям: размер уставного капитала не менее 5 млн. ф. ст.; предоставление достаточного диапазона банковских услуг; наличие солидной репутации. Подобным критериям соответствуют крупные клиринговые банки, торговые банки и учетные дома, а также филиалы зарубежных банков.

    Другие  кредитные учреждения должны получить разрешение Банка Англии на ведение  банковских операций. Лицензия выдается после тщательной проверки соблюдения ими требований, предъявляемых Банком Англии к размеру капитала (не менее 1 млн. ф. ст.); степени ликвидности; реалистичности бизнес-плана; системы учета и контроля; достаточности резервов для покрытия возможных убытков; добросовестности руководства, соблюдению им принципов рациональности, расчетливости и бережливости.

2.2.2. Проверка отчетности, предоставляемой  банками

    Второй  этап надзорной деятельности — дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство. Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении экономических нормативов и предоставляться в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.

    Важнейшими  показателями финансового состояния  банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:

      достаточность капитала (отношение  собственных средств к ликвидным  активам);

    качество  его активов с точки зрения риска ликвидности;

      доходность, или прибыльность (уровень  прибыли на 1 акцию или 1 занятого);

      ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства) — соотношение ликвидности и прочих активов.

    В 1974 г. в связи с растущей интернационализацией деятельности кредитно-финансовых учреждений, необходимости обеспечения стабильности всей мировой банковской системы, требующими координации действий национальных надзорных органов, был создан Международный комитет по банковскому надзору. В Комитет входят 9 европейских стран, а также США, Канада и Япония, представленные центральными банками и другими надзорными органами. Целью Комитета являются создание международной системы всеобъемлющего банковского надзора, а непосредственной задачей — развитие сотрудничества в разработке банковских нормативов и создание единых норм.

    В 1988 г. Комитет разработал первое международное соглашение по стандартам достаточности капитала для банков, которое было взято за основу многими странами. Например, при определении достаточности капитала в его составе стали выделять капитал первого уровня, или основной, и капитал второго уровня, или дополнительный. Основной капитал включает полностью оплаченный акционерный капитал (обыкновенные акции) и публикуемые резервы — учредительскую прибыль от продажи акций по цене выше номинала; дополнительные средства, вносимые акционерами; нераспределенную прибыль предыдущих лет (после выплаты налогов и дивидендов акционерам).

    В состав дополнительного капитала входят отраженные в отчете о прибылях и  убытках, но непубликуемые резервы, размер которых утвержден органами банковского надзора; общие резервные отчисления на покрытие убытков будущих периодов; резервы на переоценку активов; долгосрочные (не менее чем на 5 лет) субординационные долговые обязательства банка. Субординационные долговые обязательства, эмитируемые банком субординационные ценные бумаги, являющиеся бессрочным долговым обязательством и одновременно — свидетельством участия в капитале, — обращаются на рынка ценных бумаг, котируются на бирже в разряде обычных облигаций.

    Финансовое  состояние банка во многом определяется качеством его активов. Глубокий анализ качества активов, выявление невозвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены в процессе инспектирования на месте. Однако представляемая банком отчетная документация может использоваться как показатель состояния его активов, и на ее основе в некоторой мере можно оценить кредитный риск, или риск неуплаты по кредиту, со стороны заемщика.

    Поскольку уровень риска непосредственно  зависит от степени концентрации ссуд, во многих странах введены  ограничения на размер предоставляемых ссуд одному клиенту или группе связанных между собой заемщиков. Так, в Италии банки и банковские группы имеют право предоставлять одному заемщику или группе связанных между собой заемщиков ссуду в размере не более 25 % собственных средств банков. Совокупная величина крупных кредитов (каждый из которых составляет не менее 10 % собственных средств банка или банковской группы) не может превышать размер собственных средств более чем на 80 %.  Помимо этого установлено ограничение на выдачу ссуд связанным между собой лицам (основным держателям акций, располагающие более 15 % акционерного капитала банка, и компаниям, в капитале которых участие банка превышает 20 %) в пределах 20 % собственных средств банков. Банки, входящие в состав банковской группы, не относящейся к категории связанных между собой юридических лиц.

    От  качества активов в существенной степени зависит доход банка, поскольку сомнительные или безнадежные  кредиты означают для него прямые потери. В связи с этим банки  должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд: при занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной стоимость активов банка, что искажает показатель достаточности капитала. При оценке величины созданных банком резервов центральный банк проверяет резервную политику соответствующего банка, методы и систему наблюдения за кредитным риском и взыскания долгов, структуру задолженности, а также практику получения залога. С целью уменьшения странового риска Банк Англии в 1987 году установил лимиты на предоставление ссуды заемщикам из разных стран с учетом их финансово-экономического положения, что дает банкам возможность довольно объективно оценивать достаточность резервов, создаваемых под ссуды, по каждой стране.

    Величина  капитала банка, качество его активов  непосредственно связаны с доходностью (или прибыльностью) банка. При анализе рентабельности банка органы надзора прежде всего проверяют достоверность документального оформления доходов, правильность формирования резервов на покрытие возможных убытков, начисления процентов, уплаты налогов и выплаты дивидендов, качество доходов по источникам их происхождения и регулярности поступления. На базе отчетной документации доходность может быть определена как отношение чистой прибыли после налогообложения до выплаты дивидендов к общей сумме активов.

    Для расчетов по текущим обязательствам банки должны иметь наличность или  другие ликвидные активы в достаточном  объеме. Поэтому весьма важно, чтобы  структура банковских депозитов  была различной по срокам и размерам. Во многих странах органы надзора устанавливают показатели ликвидности, отражающие требования по поддержанию банками определенного соотношения между ликвидными активами и величиной депозитов с разбивкой по их видам. Такими показателями могут быть соотношения между представленными кредитами и депозитами;

      ликвидными активами и депозитами (или суммой депозитов и кредитов, полученных в центральном банке  или в других банках);

      стабильными депозитами (то есть  теми, которые замещаются на прогнозируемый  срок) и общей суммой депозитов.

    Анализ  финансового состояния банка  на базе изучения его периодической  отчетной документации позволяет сделать  вывод и о внутрибанковской системе  управления и контроля, степени компетентности его руководящего звена. На основе оценок различных аспектов деятельности банка делается общее заключение о его финансовом положении, формулируются рекомендации или решения о необходимости принятия соответствующих мер.

Информация о работе Банковский надзор. Международный опыт