Банковский надзор. Международный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Можно выделить несколько видов контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль. Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений. Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами. Независимый контроль — это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Целью данной дипломной работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России и анализ опыта других стран в этой области.

Работа содержит 1 файл

банковский надзор международный опыт.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

    В США 3 органа, контролирующие банковскую деятельность, в течение долгого  времени применяли собственные системы оценки финансового положения банков. С 1978 г. внедрена единая оценочная система CAMEL, составленная по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

  • С — capital adeguacy (достаточности капитала). Система определяет, каким капиталом располагает банк для защиты вкладчиков, а соответственно — достаточности его величины;
  • A — asset guality (качество активов), определяет степень "возвратности активов" и внебалансовых статей, а также финансовое воздействие проблемных кредитов;
  • M — management (качество управления). Система оценивает качество банковского менеджмента на основе результатов работы, устоявшейся политики, глубины контроля, соблюдения законов и инструкций. Это самый главный элемент международной системы оценки CAMEL. Поскольку этот вопрос в данной дипломной работе не может быть подробно рассмотрен, остановимся на его основных направлениях, применяемых в практике высокоразвитых стран.

    Для того чтобы получать доход и проводить  продуманную политику, необходимо, в первую очередь, определить "здоровье банка", а это можно сделать только путем правильно организованной системы управления. Управление в банковской деятельности включает следующие основные направления: планирование деятельности банка, управление кредитными рисками, финансовое управление, управление человеческими ресурсами, система контроля за исполнением управленческих решений. Качество менеджмента можно оценить только на основе оценки всей финансовой отчетности и определения результатов деятельности.

  • E — earnings (доходность или прибыльность), определяет достаточность доходов для будущего роста банка;
  • L — liguiditi (ликвидность). Система определяет, достаточно ли ликвиден банк, чтобы выполнить обычные и неожиданные обязательства.

    В соответствии с этой рейтинговой  системой общая оценка состояния банка (от 1 — прочное состояние — до 5 — неудовлетворительное состояние) является средней арифметической из баллов, определяемых по 5 вышеназванным критериям. Предварительная рейтинговая оценка дается в процессе документарного надзора, а окончательная — лишь после завершения инспекции на месте. Общий рейтинг достаточно точно отражает положение банка и предопределяет необходимость принятия надзорным органам надлежащих мер по отношению к данному банку. Систему CAMEL стали применять и надзорные органы других стран.

2.2.3. Инспектирование  (ревизия) на местах

    Проверка  степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование максимально точного представления  о положении банка, качестве его  менеджмента могут быть обеспечены только в ходе проверки на месте. Этим определяется значение 3-го этапа надзора за функционированием кредитных учреждений, инспектирования (ревизии) на местах. В связи с трудоемкостью проведения ревизий на местах органы надзора осуществляют их периодически (они могут быть плановыми, регулярными и внеочередными) и устанавливают характер инспекций, которые в зависимости от целей и масштабов проверки могут быть общими, ограниченными и специальными.

    Во  время общей проверки анализируются  различные аспекты деятельности банка и главные области риска. Как правило, выявляются соблюдение банком законов, правильность составления отчетов, наличие эффективной системы управления и производится оценка общего финансового состояния банка. При ограниченных проверках рассматриваются определенные аспекты деятельности банка, отдельные зоны риска, например, анализируется кредитный портфель. В ходе специальных проверок объектом изучения становятся конкретные операции банка, например, сделки с иностранной валютой или компьютерная обработка информации.

    Частота проведения ревизий и их объем  варьируются в зависимости от степени доверия надзорных органов  к кредитным учреждениям, их роли в кредитно-финансовой системе, наличия  у них проблем. Обычно проверки устанавливаются  чаще в крупных банках, а также в кредитных учреждениях, испытывающих серьезные затруднения. В одних странах ревизии на местах проводятся редко и их объектом являются, как правило, нестабильные банки, в других проверкам придается большее значение.

    Особенно  четкая процедура инспектирования характерна для США. Федеральные и штатные органы банковского надзора — Служба контролера денежного обращения, ФРС, Федеральная корпорация страхования депозитов, отделы уполномоченных банков при правительстве штатов — проводят независимо друг от друга всесторонние проверки подведомственных банков не реже 1 раз в 1 – 2 года. В результате на 1 коммерческий банк в США из-за параллелизма в деятельности надзорных органов приходится 4 – 6 плановых полномасштабных ревизий в год, каждая из которых может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель.

    В Италии проверки на местах осуществляются каждые 4 – 5 лет в небольших и  каждые 8 – 9 лет — в крупных  банках. Как правило, инспекции длятся 4 – 6 месяцев и в них участвуют 5 – 6 инспекторов из Банка Италии. Инспекции планируются в начале года как региональными отделениями Банка Италии, так и Центральным инспекционным отделом. Более мелкие банки проверяются служащими отделений, осуществляющими и обычный документарный надзор за данными кредитными учреждениями. В ходе проверок им оказывает содействие группа старших инспекторов из центрального аппарата Банка Италии. Как правило, инспекторы знакомятся с информацией о банке в его головной конторе, но иногда посещают и филиалы банка — местные и зарубежные. Инспекторы обязаны информировать Банк Италии обо всех фактах противоправной деятельности, обнаруженных во время ревизий, соблюдать конфиденциальность полученной информации, отчитаться непосредственно перед управляющим Банком Италии.

    Во  всех странах по результатам проверок на месте составляются письменные отчеты, доводимые до сведения руководства центрального банка, оценивающего информацию инспекторов и дающего при необходимости разрешение на принятие соответствующих мер воздействия на банк. Затем отчет вместе с сопроводительным письмом направляется в банк, где на Совете директоров обсуждается сделанные по результатам проверки заключения.

2.2.4. Контроль за соблюдением  банками требований  надзорных органов

    Завершающий этап надзора за банками — контроль за соблюдением ими в строго определенные сроки предписаний органов надзора по устранению обнаруженных недостатков.

    Набор неофициальных и официальных  мер воздействия на банки во всех странах достаточно широк. К неофициальным  мерам воздействия относятся: гарантийное  письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных недостатков и определением способа их устранения; письменное соглашение между органом надзора и банком об исправлении выявленных существенных негативных аспектов его деятельности. Официальные меры воздействия включают в себя предупреждение; директивы по устранению недостатков; штрафные санкции; приказ о снятии с должности руководителя банка; передача банка под опеку надзорного органа; организацию слияния или поглощения; лишение лицензии на проведение банковских операций; ликвидацию кредитного учреждения. Ликвидация кредитного учреждения используется как крайняя мера, поскольку это затрагивает непосредственные интересы вкладчиков. В целях защиты их интересов во многих странах организованна система страхования депозитов.

    В США, Канаде, Великобритании, Италии, Японии подобные системы находятся под  государственным контролем. Коммерческие банки США, Канады, Японии выплачивают  ежегодные взносы в фонд страхования  депозитов. В Великобритании создан Фонд защиты депозитов, в который все коммерческие банки вносят средства пропорционально величине своих депозитов в фунтах стерлингов. При банкротстве банка вкладчики Фонда получают компенсацию в размере, не превышающем 15 тыс. ф. ст. на 1 вкладчика. В Италии банки не делают ежегодных регулярных отчислений в Межбанковский фонд страхования депозитов, но вносят средства на покрытие расходов по выплате компенсаций клиентам разорившихся кредитных учреждений.

    В Нидерландах компенсацию кредиторам при банкротстве банковского учреждения выплачивает центральный банк. Коммерческие банки покрывают его расходы единоразовыми взносами пропорционально величине активов каждого из них. В США Федеральная корпорация страхования депозитов выплачивает компенсацию в пределах 100 тыс. долл. на 1 вкладчика. Максимальные ежегодные отчисления для банка — члена Корпорации в страховой фонд установлены в размере 0,325 % от общей суммы депозитов.

    Располагая  достаточно широким диапазоном мер  воздействия на банки, органы надзора  предпочитают поддерживать постоянные неофициальные контакты с банками для регулярного обсуждения их планов, общих направлений их деятельности, возникающих затруднений. Такие контакты создают для банков возможность по собственной инициативе информировать органы надзора о своих проблемах.

3. Банковский надзор  в России

3.1. Правовые основы  банковского надзора  в России

    Правовые  основы организации надзора и  контроля определены в Федеральном  законе от 02.12.90 № 394-1 (ред. от 20.06.96) "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В статье 4 пункта 7 читаем: "Банк России выполняет следующие функции: осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц".

    Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.

    Проекты федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России. В главе "Банковское регулирование и надзор", в статье 55 сказано, что: "Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

    Банк  России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями  банковского законодательства, нормативных  актов Банка России, в частности  установленных ими обязательных нормативов Приказ ЦБ РФ от 30.01.96 № 02-23 (ред. от 20.08.96) "О введении в действие инструкции № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" (вместе с инструкцией ЦБ РФ № 1).

    Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров. В статье 74 выше названного Закона подчеркивается, что "для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

    Проверки  могут осуществляться уполномоченными  Советом директоров представителями  Банка России и по его поручению  — аудиторскими фирмами".

    В Федеральном законе от 02.12.90 № 395-1 (ред. от 03.02.96) "О банках и банковской деятельности" в главе VII. "Бухгалтерский  учет в кредитных организациях и  надзор за их деятельностью", в статье 41 говорится, что "надзор за деятельностью  кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами".

    В статье 19 выше названного Закона указаны  меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных  актов Банка России. "В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В статье 75 указывается, что Банк России может "требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев".

    В случае невыполнения в установленный  Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в  случае, если эти нарушения или  совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам  кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

  • взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;
  • потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации:
    • в том числе изменения структуры активов;
    • замены руководителей кредитной организации; реорганизации кредитной организации;
  • изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
  • ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
  • назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
  • отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Информация о работе Банковский надзор. Международный опыт