Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 21:53, курсовая работа
Пластиковая карточка в мире уже давно превратилась в важнейший инструмент не только банковской системы, но и повседневной жизни. Нашей стране, которая в последнее десятилетие все активнее “стучится в двери” семьи цивилизованных стран, давно пора вплотную познакомиться с этим “инструментом” не только в крупных городах, но и на всех просторах необъятной Украины.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы пластиковых карточек ……………………….4
1.1.Сущность и виды пластиковых карт…………………………………….4
1.2.История возникновения пластиковых карт……………………………..7
1.3.Методика осуществления расчётов с помощью пластиковых карт…10
Глава 2. Анализ операций банков с пластиковыми карточками……………15
2.1Анализ зарплатных проектов……………………………………………15
2.2Банкомат.Пос-терминал………………………………………………….18
2.3Анализ эмиссии пластиковых карт……………………………………..24
Глава 3. Пластиковые карточки в Украине и за рубежом…………………….29
3.1.Зарубежный опыт……………………………………………………….29
3.2.Мероприятия по уменьшению карточных рисков…………………….31
3.3.Оценка мероприятий, направленных на улучшение карточного дела в Украине………………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………39
Приложения…………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………44
Точная статистика по числу используемых в мире банкоматов отсутствует, однако, по оценкам Ассоциации производителей банкоматов, в мире установлено 2 миллиона банкоматов общий объем расходов на изготовление и эксплуатацию этих машин достигает 30 миллиардов долларов, а через три года — приблизится к отметке в 50 миллиардов долларов.
Компании Diebold и NCR являются основными поставщиками банкоматов в мире, сообщает Картик Мехта, аналитик исследовательской компании «Northcoast Research» из Кливленда..
Действительно, сегодня концентрация карточного бизнеса очень высока. Он находится в руках нескольких банков-лидеров, захвативших более 50% рынка, остальные банки пытаются такими методами составить им конкуренцию. Расширение банкоматной сети - это конкурентное преимущество. Когда банк, подписывая договор с одним или несколькими финучреждениями, увеличивает сеть в несколько раз, он увеличивает конкурентное преимущество. Это одна из основных идей, реализация которой ориентирована на собственных клиентов, на стремление банка предоставить им возможность более широкого использования своих карт.
Украинские банки успели выпустить всевозможных пластиковых карточек – и кредитных, и обычных платежных – на 10 миллионов больше, чем населения в стране. Это понятно: часто на одного человека приходятся по две-три карточки, а то и больше. Тем не менее, цифра впечатляет.
В июне 2008 года в Украине было 56 423 260 пластиковых карточек. Тогда как в мае 2010 года Государственный комитет статистики зарегистрировал 46 263 079 украинцев, в том числе, маленьких детей и пенсионеров. Разница – 10 160 181.
Всего в Украине установлен 20 031 банкомат. Получается, что на использование каждой машины в среднем претендуют 2310 украинцев. Учитывая, что, например, в США на каждый банкомат – 1000 американцев, ситуация у нас не настолько сложная, как может показаться. (рис.8.)
Рисунок 8. Количество граждан на 1 банкомат
На каждый украинский банкомат одного из банков-лидеров приходится от 2 до 6,5 тысяч выпущенных карточек. Справедливости ради стоит отметить, что кроме банкоматов есть еще кассиры в отделениях банков, но обычно АТМ популярнее длинных очередей.
Порядка 50% парка действующих банкоматов принадлежат двум банкам: АППБ «Аваль» и КБ «ПриватБанк». Первому принадлежит около 1 200, второму – 2 230 банкоматов из свыше 7 200, установленных в нашей стране. Оставшиеся 50% рынка разделены между остальными участниками.(рис.9.) Общее количество банкоматов в Украине стремительно растет, но базовое разделение рынка в ближайшие годы вряд ли изменится.
Рисунок 9 .Количество банкоматов среди Украинских банков
Подавляющее
число банкоматов сегодня
Пока
такие проекты поддерживают
На сегодняшний день все ведущие мировые платежные системы, такие как Visa и MasterCard, переходят на карты с чипом, или так называемые EMV карты, на западе хождение «чиповых» карт происходит наряду с картами с магнитной полосой через, 3–4 года это ожидает и нас. У банков просто не будет выбора.
В
отличие от стабильного «
На
практике же такое отставание
обернулось одним неоспоримым
преимуществом для наших
С другой стороны, насыщение рынка уже начинается. В Киеве, например, все меньше интересных в коммерческом смысле мест для установки банкоматов. Но, очевидно, речь идет именно о нехватке коммерческих мест в Киеве и, возможно, в некоторых других крупных городах, а не о тотальном насыщении рынка.
На западе, помимо «хольных» и сквозьстенных моделей банкоматов, существуют также модели, предназначенные для установки «в чистом поле». В Украине они пока просто не востребованы.
Это,
скорее всего, позиция
ПОС-терминал или просто ПОС (от английского Point of Sale - точка, место продажи) - электронное устройство, позволяющее считывать информацию с магнитной полосы или микрочипа карточки и осуществлять связь с банком для проведения авторизации с целью осуществления операции по банковской карточке. В отличие от АТМ, работающего самостоятельно, терминал обслуживается кассиром.
Для обеспечения
связи с банком терминал обычно оснащен
модемом с возможностью автодозвона.
ПОС обладает "интеллектуальными"
возможностями - его можно программировать.
Это позволяет проводить
На Западе ПОС-терминал - непременный атрибут практически любого заведения, которое хоть что-нибудь продает, будь то небольшая автозаправка на глухой дороге или гипермаркет в центре города. В Украине же на начало 2005 года насчитывалось до 15 миллионов эмитированных карточек, а ПОС-терминалов - аж... 20 тысяч. И наибольшая их концентрация на один квадратный километр бутиков и супермаркетов, естественно, в Киеве.
Украинский рынок банкоматов еще далек до своего насыщения. Но сегодня отечественные банкиры достаточно хорошо осведомлены о его реальном потенциале. Безусловно, в ближайшем будущем через банкомат вряд ли будут продаваться машины, однако данное направление уже определено как перспективное и подлежащее дальнейшему развитию. Вслед за первыми ласточками объединения банкоматов, очевидно, последуют следующие, осуществление которых возможно будет на более высоком технологическом и функциональном уровне. Главное, чтобы гонка за количеством и престижем не преобладала над качественными параметрами, в том числе не сказывалась на эффективности работы банка.
2.3.Анализ эмиссии пластиковых карт
Карточный рынок начал восстанавливаться после кризиса — повышаются почти все показатели, характеризующие активность в данном сегменте. Хотя о достижении объемов двухгодичной давности говорить пока рано.
С 2002-го по 2007-й рынок пластиковых карт рос на 80–100% ежегодно: банки готовились к продаже, а потому раздавали пластиковые карты всем подряд, дабы показать потенциальным инвесторам, что у них много клиентов. Рост объемов карточной эмиссии был связан и с рекламными кампаниями финн. учреждений.
С 2008-го рынок пластиковых карт начал сокращаться: банки снизили частоту кредитования с помощью пластика, при этом многие учреждения (в основном проблемные) закрыли кредитные линии своим клиентам, от их услуг отказались крупные компании, участвовавшие в зарплатных проектах. По данным НБУ, количество кредитных карт в 2008-м уменьшилось на 2,19 млн шт., или 19,5% (с 11,223 млн до 9,032 млн). В то же время число карточных транзакций в 2008 году выросло в среднем на 20–25%, пик клиентской активности пришелся на октябрь: тогда количество операций с платежными и кредитными картами увеличилось на 32%. Объясняется это просто: осенью, когда началась предкризисная паника и население массово снимало деньги со своих карточных счетов, банки установили лимиты на изъятие средств, в результате приходилось возвращаться к терминалам снова и снова.
По итогам II квартала 2010 года Национальный банк Украины снова зафиксировал хоть и незначительное, всего на 1,8%, но сокращение количества активных платежных карт на руках у населения — до 28,7 млн шт. Среди лидеров карточного рынка наибольшие потери понес Проминвестбанк (-153 тыс. карт), тогда как, скажем, ПриватБанк сумел увеличить количество “пластика” на 102 тыс. — до 13,1 млн шт. (см. рис.10.)
Большинство пластиковых карт на Украинском рынке выпущено ПриватБанком . Лидер выпуска пластиковых карт стремительно завоевывает доверие граждан и зарабатывает на свой счёт хорошую репутации. (рис.11.)
рисунок 11.
Суммарное уменьшение количества карт в обращении наблюдается со второй половины 2008 г. С тех пор количество “рабочих” карт сократилось почти на 30%. Это связано прежде всего с тем, что с рынка уходили (или существенно сокращали свое присутствие) такие крупные проблемные фин.учреждения, как Укрпромбанк , “Надра Банк ”, “Родовид Банк ” и др. Неудивительно, что уменьшение количества карт сопровождалось сокращением объемов операций и сворачиванием инфраструктуры карточного рынка, прежде всего PoS-терминалов.
Однако, как свидетельствует свежая статистика итогов первого полугодия 2010 года, ситуация начала меняться. Почти все показатели карточного рынка потихоньку идут в рост. Так, банкоматный парк за апрель — июнь увеличился на 1,4 тыс. — до 29,7 тыс. автоматов, PoS-терминалов за этот же период стало больше на 4 тыс., теперь их 107 тыс.шт. На 13% — до 105 млрд грн. — увеличился по сравнению с первым кварталом объем карточных операций. Зафиксирован также прирост количества карточных транзакций.
Однако настоящий прорыв на рынке заключается в том, что во II квартале 2010 г. банки возобновили активную выдачу кредитных карт (или открытие кредитных лимитов) населению. По данным НБУ, за этот период карт с функцией кредитования выдано больше почти на 4,2%, теперь их около 5 млн шт. (см.рис.12.). Если верить данным Нацбанка, то за первое полугодие текущего года население воспользовалось карточными кредитами на 7,5 млрд грн. При этом средневзвешенная процентная ставка за использование средств составила 31,3% годовых (см. рис.12.).
До кризиса банки активно выпускали кредитки — на начало июля 2008 г. их количество достигало 12,2 млн шт. Однако затем фин.учреждения резко снизили активность, заблокировав даже существующие кредитные лимиты.(рис.13)Шаг этот выглядел вполне оправданным, если учесть, что доля дефолтов по карточным займам достигла 30% портфеля. (см. рис.14)
Рисунок 13.
Памятуя уроки кризиса, банкиры стали более консервативно подходить к карточному кредитованию. Сейчас людям “с улицы”, т.е. тем, кто не является клиентами данного банка, кредитные карты готовы предложить считанные фин.учреждения: ПриватБанк, “Дельта Банк ” и “Ренессанс Кредит ”. При этом с учетом всех комиссионных эффективная процентная ставка по таким продуктам колеблется в диапазоне 38-68% годовых. Так, ПриватБанк предлагает кредитные карты с максимальным лимитом в 8 тыс.грн. Правда, без справки о доходах потенциальный заемщик может претендовать на пробный лимит в размере всего 500 грн. Льготный период, в течение которого не производятся процентные начисления за пользование кредитом, может составлять 55 дней. При этом действует он только в том случае, если кредитные средства используются для безналичных расчетов в торговых точках. Кроме того, заемщик должен ежемесячно выплачивать минимум 7% суммы фактической задолженности по кредитной карте.
“Дельта Банк” обещает потенциальным клиентам открыть кредитный лимит на сумму до 30 тыс.грн. Однако для этого официальный доход заемщика должен составлять не менее 4 тыс.грн. в месяц. Ежемесячно требуется погашать не менее 5% задолженности. Решение о выдаче “кредитки” в фин.учреждении обещают принять в течение пяти рабочих дней. Отметим, что до начала кризиса “Дельта Банк” выпустил почти 1 млн кредитных карт. К 1 апреля 2010 года активными остались всего 45 тыс. карт, но уже к 1 июля их количество возросло до 85 тыс. Любопытно, что в банке “Ренессанс Кредит” обещают оформить кредитную карту с максимальным лимитом в 8 тыс.грн. прямо в отделении. Заемщик при этом должен располагать официальным ежемесячным доходом не менее чем в 1 тыс.грн.