Банковская система РФ: её уровни и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Демонополизация банковской системы и децентрализация способствовали развитию банковской конкуренции и созданию финансовых рынков, в частности, рынка депозитов и рынка ссудных капиталов. В результате мероприятий, направленных на проведение экономической реформы, в том числе реорганизации банковской системы страны на основе принятых законов о банках и банковской деятельности право привлекать денежные средства населения в депозиты и выполнять широкий спектр операций по обслуживанию частных клиентов получили все коммерческие банки. Формирование рыночных отношений в России, преобразование в связи с этим банковской системы коренным образом изменило характер проведения процентной политики.

Содержание

1.Введение …………………………………………………………...…3
2.Центральный банк, его задачи и основные функции .......................4
3. Законодательные основы деятельности Банка России…………...10
4.1 Корреспондентские отношения в банковской системе РФ ………22
4.2. Порядок установления корреспондентских отношений. Экономический смысл корреспондентского счета ……………………..24
4.3. Межбанковские расчеты на основе прямых корреспондентских отношений …………………………………………………………………26
5.Заключение……………………………………………………………27
Список литератры……………………………

Работа содержит 1 файл

ФиК.docx

— 55.06 Кб (Скачать)

     регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;

     открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;

     кредитование кредитных организаций:

     управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг;

     в 1996 г. ЦБ РФ ввел новый инструмент регулирования банковской ликвидности — операции типа репо;

     В целях воздействия на ликвидность банковской системы ЦБ РФ рефинансирует банки путем представления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов регистрация эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;

    установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;

     регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций (осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций, подобный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте);

     надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, проверка деятельности кредитных организаций.

     Таким образом, для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.

     В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные управления Банка России, являющиеся его филиалами.

    Банк России в соответствии-с законодательством является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

     Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами. Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

     Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

     Банк России не имеет права:

осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных  в ст. 47 Федерального закона «О центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)»;

     приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 указанного Федерального закона;

     осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

     заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской .Федерации (Банке России)» пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение

     может быть сделано по решению Сонета директоров. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

     Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской. Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона. Закон о ликвидации Банка России определяет и порядок использования его имущества. 

3. Законодательные основы деятельности  Банка России.

 

    Банковское  законодательство является отраслью  права, представляющей систему  нормативных актов, регулирующих  банковскую деятельность. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Закон о Банке России), Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности", другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.

     В соответствии  с пунктом "ж" статьи 71 Конституции  Российской Федерации в ведении  Российской Федерации находятся,  в частности, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование,  денежная эмиссия, основы ценовой  политики, данное положение означает, что правовое регулирование банковской  деятельности может осуществляться  только на федеральном уровне.

      В  части 2 статьи 75 Конституции Российской  Федерации закреплен принцип  независимости Банка России от  других государственных органов  при осуществлении своей основной  функции — защиты и обеспечения  устойчивости рубля. 

     Закон  о Банке России конкретизировал  принцип независимости Банка  России, установив, что функции  и полномочия, предусмотренные Конституцией  Российской Федерации и Законом  о Банке России, Банк России  осуществляет независимо от других  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления.

     Закон о Банке России установил правовой статус Банка России; размер его уставного капитала; порядок формирования и основные функции Национального банковского совета и органов управления; урегулировал взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также взаимоотношения Банка России с кредитными организациями; обозначил принципы организации безналичных расчетов и наличного денежного обращения; определил принципы осуществления и основные инструменты денежно—кредитной политики; установил перечень операций и сделок Банка России; полномочия по банковскому регулированию и банковскому надзору; принципы организации Банка России, его отчетности и аудита.

     Статьей  4 Закона о Банке России установлен  перечень функций, выполняемых  Банком России.  

    Статьей 7 Закона о Банке России установлено, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции названным Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. За отдельными исключениями нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Помимо издания собственных нормативных актов Банк России активно участвует и в других формах законотворческого процесса, так как проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, в соответствии с законом направляются на заключение в Банк России.

      Другим основным федеральным законом, регулирующим банковскую деятельность, является Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", которым установлены основные понятия, используемые при правовом регулировании банковской деятельности, такие, как: "кредитная организация", "банк", "небанковская кредитная организация", "банковская группа" и т.д.

     Названным Федеральным законом определены составляющие банковской системы Российской Федерации, установлен перечень банковских операций и иных сделок, определены особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, установлен порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, а также порядок открытия филиалов и представительств кредитных организаций. Им сформулированы принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, перечислены основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, сформулированы принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, установлен режим банковской тайны, антимонопольные ограничения для кредитных организаций, сформулированы принципы организации сберегательного дела в Российской Федерации.

     Важным  шагом к формированию в Российской  Федерации цивилизованной, соответствующей  общепризнанным мировым стандартам  системы признания кредитных  организаций несостоятельными (банкротами) стало принятие Федерального  закона от 25 февраля 1999 года №  40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций" (далее  – Закон о несостоятельности).

     Закон  о несостоятельности устанавливает  порядок и условия осуществления  мер по предупреждению несостоятельности  (банкротства) кредитных организаций,  а также особенности оснований  и процедур признания кредитных  организаций несостоятельными (банкротами) и их последующей ликвидации. При этом отношения, связанные  с осуществлением мер по предупреждению  несостоятельности (банкротства)  кредитных организаций, не урегулированные  Законом о несостоятельности,  регулируются иными федеральными  законами и принимаемыми в  соответствии с ними нормативными  актами Банка России. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные Законом о несостоятельности, регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и в случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, нормативными актами Банка России.  

    В соответствии с Законом о несостоятельности кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения её обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

     Особое  внимание в Законе о несостоятельности  уделено мерам по предупреждению  банкротства, которые проводятся  до отзыва лицензии на осуществление  банковских операций. К числу  указанных мер относятся: 

     — финансовое  оздоровление кредитной организации;

     — назначение  временной администрации по управлению  кредитной организацией;

     — реорганизация  кредитной организации. 

     Правовое  регулирование системы противодействия  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем,  и финансированию терроризма  осуществляется в соответствии  с Федеральным законом от 7 августа  2001 года № 115-ФЗ "О противодействии  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем,  и финансированию терроризма" (далее – Закон о противодействии  легализации доходов).

     Закон  о противодействии легализации  доходов содержит критерии объема, операций, подлежащих обязательному  контролю, их перечень, а также  определяет организации, осуществляющие  операции с денежными средствами  или иным имуществом, которые  обязаны информировать уполномоченный  орган об этих операциях, в  число которых в том числе  входят кредитные организации. 

     Учитывая многообразие путей и способов "отмывания" капиталов, на такие организации, возложена обязанность проведения внутреннего контроля с целью выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

     При  этом в Законе о противодействии  легализации доходов предусмотрено,  что представление уполномоченному  органу сведений и документов  организациями, осуществляющими  операции с денежными средствами  или иным имуществом в порядке,  предусмотренном данным Федеральным  законом, не является нарушением  служебной, банковской, налоговой  и коммерческой тайны. 

Информация о работе Банковская система РФ: её уровни и структура