Аудиторский контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты финансового контроля
1.1 Содержание и значение финансового контроля
1.2 Виды финансового контроля
2. Методологические основы аудиторского контроля
2.1 Понятие и задачи аудиторского контроля
2.2 Виды аудиторского контроля
2.3. Связь аудита с другими формами экономического контроля
3. Основные направления совершенствования финансового контроля в РФ
3.1. Перспективы развития финансового контроля в РФ

Работа содержит 1 файл

ФиК курсовая.docx

— 80.18 Кб (Скачать)

Общественный  контроль реализуется без посредства специальных государственных органов  через общественные институты на основе зако-нов,  обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу. 35

    Большую роль в осуществлении общественного  контроля играют средства массовой информации,  выражающие интересы различных общественных и политических объединений.

    Несмотря  на тесную связь аудита с другими  формами экономического контроля, между  ними существуют и принципиальные различия. Отличительные черты аудита представлены в таблице № 1. 
 
 
 

    Таблица №1. Отличие аудита от других видов  контроля

 

Признаки Аудит Ревизия Налоговая проверка Судебно-бухгалтерская

экспертиза

право Гражданское

право на ос-

нове  догово-

ров

Административ-

ное право  на ос-

нове  законов 

и Инструкци

Налоговое, уго-

ловное  право 

на основе законов

и инструкций

Уголовное право 

на основе законов 

и инструкций

цели Проверка

финансовой

отчетности 

с целью  вы-

ражения

мнения

о ее досто-

верности

Выявление 

и оценка недос-

татков, наруше-

ний, злоупот-

реблений, с це-

лью их устране-

ния 

и наказания 

виновных

Определение правильности исчисления, полноты 

И своевременности  уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей

Осуществление незави-

симых экспертиз бухгал-

терской отчетности, на-

логовых деклараций,

первичных документов 

с целью  обоснования ис-

ковых требований, по-

данных 

в следственные или су-

дебные  органы

задачи Устанавли-

ваются  за-

казчиком

при 

заключении

договор

Определяются 

органом, 

назначившим 

ревизию

Налоговая проверка организаций

проводится  на основании решения

руководителя  налогового орган

Судебно–бухгалтерская

экспертиза  организации

проводится  на основании

постановления следова-

теля  или суда для сбора 

доказательств наруше-

ний законодательств

объект Годовая

бухгалтер-

ская (финан-

совая)

отчетность

Устанавливается

органом, назна-

чающим 

проверку

Расчеты 

с бюджетом

Исследование  конкрет-

ных фактов, 

определенных

правоохранительными

органами

достаточность Принцип 

разумной 

уверенности

Принцип макси-

мально  возмож-

ной точности в

выявление ви-

новных  лиц и

размера ущерба

Принцип макси-

мально  возможной

законности  и вы-

явление налоговых

правонарушений

Принцип максимально

возможной точности 

и законности и выявле-

ние нарушений  законо-

дательства

методы Идентичны, используются в различных пропорциях,исходя из конкретно поставленных целей  и задач Имеются ограничения  в части используемых методов  проверки (нельзя проводить инвентаризации, получать информацию от 3-х лиц, 

привлекать  экспертов 

и др.)

управление Связи гори-

зонтальные, 

добровольные

Связи вертикальные
Оплата  труда Заказчик услуг  или орган,

нуждающийся

в подтвер-ждении дос-

товерности

отчетности

    Государственный орган Оплата производится 

за счет проверяемого 

субъекта  по ставкам, 

ежегодно  утверждаемым

Правительством  РФ 

с учетом средней ставки

оплаты, сложившейся на

рынке аудиторских услу

результат Аудиторское

заключение

Акт ревизии Акт налоговой 

проверки

Заключение  эксперта– 

бухгалтера

 

 

3. Основные направления совершенствования  финансового контроля в РФ

 
3.1. Перспективы развития финансового  контроля в РФ

Роль  финансового контроля в создании адекватной современным экономическим  условиям системы управления финансами  трудно переоценить. В связи с  этим большое значение приобретает  необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления  контроля положительных результатов  намеченным целям с одновременным  учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.). 
 
Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание ме-тодологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ. 
 
В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля. 
 
Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников. 
 
В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации госу-дарственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов. 
 
В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование. 
 
Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств. 
 
Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний. 
 
Контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющий механизм возврата бюджетных средств и ответствености должностных лиц за предоставление необеспеченных безпроцентных кредитов и ссуд и т.п. 
 
Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п. Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, — Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля. 

 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Изменения в социально-экономической сфере, произошедшие в России в последние  десятилетия, явились необходимой  предпосылкой становления и развития аудита - неотъемлемого элемента рыночной экономики.

     В условиях рынка предприятия, кредитные  учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения  по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться  возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

     Наличие достоверной информации позволяет  повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность  оценивать и прогнозировать последствия  различных экономических решений.

     Независимое подтверждение информации о результатах  деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству  для принятия решений в области  экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения  достоверности интересующей их финансовой отчетности.

     Правильные  данные нужны не только непосредственным инвесторам или акционерам, но и  кредиторам для оценки надежности погашения  займов и выплаты процентов. Поставщиков  интересует информация о способности  предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия - стабильность и рентабельность его  деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и  других льгот и выплат. Правительство  заинтересовано в информации, необходимой  для разработки экономической политики, включая налоговые меры.

     В Российской Федерации существуют две  формы аудита: обязательный и инициативный. Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

     Аудит - это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов в конечном счете способствуют экономическому успеху клиента.

     На  макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

     а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными  пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества  экономического субъекта, реальными  и потенциальными инвесторами, работниками  и заказчиками, органами власти и  общественностью в целом;

     б) бухгалтерская отчетность может  быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности  неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду  возможной пристрастности ее составителей;

     в) степень достоверности бухгалтерской  отчетности, как правило, не может  быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной  и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов. 
 

     Список  использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. — М., 1997.
    2. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. – М.: Информационно – внедренческий центр “Маркетинг”, 2000.
    3. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. – М., 2001.
    4. Лабынцев Н.П. Аудит: Теория, методология и практика. – М.: Финансы и статистика, 1998.
    5. Атанесян Г.А. Судебная бухгалтерия: учебник. / Г.А. Атанесян, С.П. Голубятников. – М., 1989.
    6. Судебная бухгалтерия: учебник. / Под ред. С.П. Голубятникова. – М., 2006.
    7. Дмитриенко Т.М. Судебная (правовая) бухгалтерия: учебник. / Т.М. Дмитриенко. – М., 2006.
    8. Подольский В.И. Аудит: учебник для вузов. / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
    9. Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ от 30.12.2008.
    10. Стандарты аудиторской деятельности. 34 федеральных правила. 2009.
    11. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.
    12. Барышников П. Организация и методика проведения общего аудита. / П. Барышников. – М.: ИИД Филинъ, 2005.
    13. Бурцев В.В., Внутренний аудит компании: вопросы организации и управления.// Финансовый менеджмент №4. 2003.
    14. Бычкова С.М., Фомина Т.Ю. Практический аудит. 2009
    15. Гутцайт Е.М. Аудит: концепция, проблемы, стандарты. - М.: Современная экономика и право, 2000
    16. Кочинев Ю.Ю. Аудит: теория и практика. 4-е изд., обновленное и дополненное.- СПб.: Питер, 2009.
    17. Лабынцев Н. Т., Ковалева О.В. Аудит: теория и практика: Учеб.пособие. -М. : Издательство ПРИОР, 2000..
    18. Лабынцев Н.Т. Аудит: теория и практика: учебное пособие / Н.Т. Лабынцев, О.В. Ковалева. – М.: ПРИОР, 2006.
    19. Налетова И.А., Слободчикова Т.Е. Аудит. Учебное пособие, 2005
    20. Подольский В.И. Аудит: учебник для вузов. / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Информация о работе Аудиторский контроль