Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:38, курсовая работа
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.
Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Введение
1. Теоретические аспекты финансового контроля
1.1 Содержание и значение финансового контроля
1.2 Виды финансового контроля
2. Методологические основы аудиторского контроля
2.1 Понятие и задачи аудиторского контроля
2.2 Виды аудиторского контроля
2.3. Связь аудита с другими формами экономического контроля
3. Основные направления совершенствования финансового контроля в РФ
3.1. Перспективы развития финансового контроля в РФ
Общественный
контроль реализуется без посредства
специальных государственных
Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений.
Несмотря
на тесную связь аудита с другими
формами экономического контроля, между
ними существуют и принципиальные различия.
Отличительные черты аудита представлены
в таблице № 1.
Таблица №1. Отличие аудита от других видов контроля
Признаки | Аудит | Ревизия | Налоговая проверка | Судебно-бухгалтерская
экспертиза |
право | Гражданское
право на ос- нове догово- ров |
Административ-
ное право на ос- нове законов и Инструкци |
Налоговое, уго-
ловное право на основе законов и инструкций |
Уголовное право
на основе законов и инструкций |
цели | Проверка
финансовой отчетности с целью вы- ражения мнения о ее досто- верности |
Выявление
и оценка недос- татков, наруше- ний, злоупот- реблений, с це- лью их устране- ния и наказания виновных |
Определение правильности
исчисления, полноты
И своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей |
Осуществление
незави-
симых экспертиз бухгал- терской отчетности, на- логовых деклараций, первичных документов с целью обоснования ис- ковых требований, по- данных в следственные или су- дебные органы |
задачи | Устанавли-
ваются за- казчиком при заключении договор |
Определяются
органом, назначившим ревизию |
Налоговая проверка
организаций
проводится на основании решения руководителя налогового орган |
Судебно–бухгалтерская
экспертиза организации проводится на основании постановления следова- теля или суда для сбора доказательств наруше- ний законодательств |
объект | Годовая
бухгалтер- ская (финан- совая) отчетность |
Устанавливается
органом, назна- чающим проверку |
Расчеты
с бюджетом |
Исследование
конкрет-
ных фактов, определенных правоохранительными органами |
достаточность | Принцип
разумной уверенности |
Принцип макси-
мально возмож- ной точности в выявление ви- новных лиц и размера ущерба |
Принцип макси-
мально возможной законности и вы- явление налоговых правонарушений |
Принцип максимально
возможной точности и законности и выявле- ние нарушений законо- дательства |
методы | Идентичны, используются в различных пропорциях,исходя из конкретно поставленных целей и задач | Имеются ограничения
в части используемых методов
проверки (нельзя проводить инвентаризации,
получать информацию от 3-х лиц,
привлекать экспертов и др.) | ||
управление | Связи гори-
зонтальные, добровольные |
Связи вертикальные | ||
Оплата труда | Заказчик услуг
или орган,
нуждающийся в подтвер-ждении дос- товерности отчетности |
Государственный орган | Оплата производится
за счет проверяемого субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услу | |
результат | Аудиторское
заключение |
Акт ревизии | Акт налоговой
проверки |
Заключение
эксперта–
бухгалтера |
3.
Основные направления
3.1. Перспективы развития
Роль
финансового контроля в создании
адекватной современным экономическим
условиям системы управления финансами
трудно переоценить. В связи с
этим большое значение приобретает
необходимость
Совершенствование финансового контроля
в РФ должно осуществляться по следующим
основным направлениям. Создание ме-тодологических
основ финансового контроля в РФ как важнейшей
составляющей общенационального контроля
позволит всем субъектам контроля и субъектам
хозяйствования получить четкие ориентиры
в процессе определения и реализации своих
задач, функций, полномочий, а также определить
цели, задачи, принципы, этические нормы
финансового контроля и т.п. Следует также
законодательно определить: виды финансового
контроля, субъекты и объекты финансового
контроля, разделить сферы внешнего и
внутреннего финансового контроля. Отсутствие
общих подходов к классификации финансового
контроля, единой терминологии в части
определения таких ключевых понятий, как
вид, форма, методы контроля, создает трудности
в разработке и применении нормативно-правовых
актов (методических документов контролирующих
органов и т.п.), способствует возникновению
ряда спорных ситуаций, например, в отношении
мер ответственности за финансовые нарушения.
Необходимо также завершить разработку
единой кодифицированной системы стандартов
финансового контроля, используя опыт
Счетной палаты РФ.
В вопросах совершенствования финансового
контроля большая роль принадлежит различным
профессиональным ассоциациям, объединениям
органов финансового контроля, деятельность
которых позволит решать, как отдельные
вопросы осуществления того или иного
вида финансового контроля в РФ, так и
ключевые вопросы методологии финансового
контроля.
Ключевым направлением совершенствования
государственного финансового контроля
как важнейшей составляющей финансового
контроля в РФ и повышения его эффективности
является принятие единой концепции государственного
финансового контроля в РФ, которая должна
установить единые методологические и
правовые основы осуществления государственного
финансового контроля в РФ, определить
систему органов, осуществляющих контроль,
а также механизм их взаимодействия. В
рамках этих вопросов необходима разработка
научно-методических основ оценки эффективности
деятельности органов государственного
финансового контроля и их сотрудников.
В современных условиях отсутствует механизм
взаимодействия органов государственного
финансового контроля и законодательной
(представительной) и исполнительной власти,
разработка которого является ключевым
вопросом организации госу-дарственного
финансового контроля в РФ. Важным вопросом
является также определение органа, обладающего
статусом высшего контрольного органа.
Кроме того, необходимо четко определить
статус органов государственного финансового
контроля по отношению к органам аудиторского
контроля, законодательно закрепив их
приоритет в вопросах методологии финансового
контроля. До сих пор не решен вопрос о
необходимости разработки основополагающих
правовых актов, таких как Федеральный
закон о государственном финансовом контроле
в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.
В целях повышения эффективности расходования
государственных средств перспективным
направлением совершенствования контроля
является переход к аудиту эффективности
государственных расходов, который представляет
собой направление деятельности контрольных
органов, предполагающее анализ результативности
и экономности использования государственных
средств, оценку возможных резервов их
роста и обоснованности расходования.
В настоящее время отсутствует единая
методика проведения аудита эффективности
государственных расходов, не определены
критерии и показатели эффективности
использования государственных средств.
Требует завершения работа по конкретизации
и законодательному закреплению критериев
неэффективного использования бюджетных
средств, распоряжения государственной
собственностью, а также ответственность
за их неэффективное использование.
Значительную долю в общем объеме финансовых
нарушений, выявляемых в ходе осуществления
финансового контроля, является нецелевое
использование бюджетных средств. При
этом недостаточно четко определены основания,
по которым использование бюджетных средств
может трактоваться как нецелевое, а также
отсутствуют правовые механизмы, которые
должны быть направлены на усиление мер
ответственности за нецелевое и неэффективное
расходование государственных средств.
Важной проблемой осуществления контроля
является низкий процент возврата бюджетных
средств по результатам проведенных ревизий
и проверок. В связи с этим необходимо
принять комплекс мер: по повышению уровня
результативности контрольных мероприятий,
направленных на уточнение ответственности
государственных должностных лиц за нарушение
требований закона об исполнении бюджетов
и внебюджетных фондов и о распоряжении
государственной собственностью; по повышению
ответственности должностных лиц за неисполнение
предписаний.
Контрольных органов; по установлению
правовых норм, закрепляющий механизм
возврата бюджетных средств и ответствености
должностных лиц за предоставление необеспеченных
безпроцентных кредитов и ссуд и т.п.
Для повышения эффективности проведения
ревизий финансово-хозяйственной деятельности
как одного из основных методов финансового
контроля необходимо в законодательном
порядке закрепить основы проведения
ревизии, определив цель и задачи ревизии,
порядок ее проведения; состав органов,
имеющих право на проведение ревизии,
их права и обязанности; определить права
и обязанности ревизуемых организаций
и т.п. Важным вопросом совершенствования
контроля является исключение дублирования
действий контрольных органов, заключающееся
в совершении различными органами своих
функций в отношении одних и тех же объектов
контроля, — Министерства финансов РФ,
органов федерального казначейства, Счетной
палаты РФ, контрольных органов, созданных
главными распорядителями и распорядителями
бюджетных средств при осуществлении
последующего финансового контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменения
в социально-экономической
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Наличие
достоверной информации позволяет
повысить эффективность функционирования
рынка капитала и дает возможность
оценивать и прогнозировать последствия
различных экономических
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Правильные данные нужны не только непосредственным инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия - стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры.
В Российской Федерации существуют две формы аудита: обязательный и инициативный. Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Аудит - это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов в конечном счете способствуют экономическому успеху клиента.
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
б)
бухгалтерская отчетность может
быть подвержена искажениям в силу
ряда факторов, в частности применения
оценочных значений и возможности
неоднозначной интерпретации
в)
степень достоверности
Список использованной литературы