Аудиторский контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты финансового контроля
1.1 Содержание и значение финансового контроля
1.2 Виды финансового контроля
2. Методологические основы аудиторского контроля
2.1 Понятие и задачи аудиторского контроля
2.2 Виды аудиторского контроля
2.3. Связь аудита с другими формами экономического контроля
3. Основные направления совершенствования финансового контроля в РФ
3.1. Перспективы развития финансового контроля в РФ

Работа содержит 1 файл

ФиК курсовая.docx

— 80.18 Кб (Скачать)

    д) страховой;

    е) инвестиционный;

    ё) контроль за денежной массой.

    Так же можно выделить обязательный и  инициативный финансовый контроль.

    1. Обязательный финансовый контроль.

    а) в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год); б) по решению компетентных государственных  органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения  со стороны органов государственной  налоговой службы, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов).

    2. Инициативный финансовый контроль  осуществляется по самостоятельному  решению хозяйствующих субъектов.

    По  приемам и способам осуществления  финансового контроля различают:

    а) проверки;

    б) обследование; 

    в) надзор;

    г) анализ финансовой деятельности;

    д) наблюдение;

    е) мониторинг.

    В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

    Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

    Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установ ленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

    Анализ  финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

    Наблюдение (мониторинг) постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

    Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

    Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результата ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности. 

    Реализацию  финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение  для выполнения государством его  функций и программ. Важнейшее  место среди этих мероприятий  принадлежит правовой регламентации  форм и норм финансовых отношений. Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально  возможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований.

    Значение  финансового контроля выражается в  том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной  власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая  обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.

    Современный этап развития Российской Федерации  характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической  сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

    Наличие финансового контроля объективно обусловлено  тем, что финансам как экономической  категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому  использование государством и муниципальными образованиями для решения своих  задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. 

 

    2. Аудиторский контроль 

    2.1 Понятие и задачи аудиторского  контроля 

    Аудиторский контроль (аудит) – это независимый  вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей  лицензию на осуществление аудиторской  деятельности. Основная задача аудита – установление достоверности, полноты  и реальности бухгалтерской и  финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства. Следует  отметить, что аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм), осуществляющих независимые  вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной  документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и  требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские  услуги. Такая деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными  на это госорганами.

    Согласно  п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ «Об  аудиторской деятельности» –  основной целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения  бухучета законодательству Российской Федерации.

    В зависимости от того, кто осуществляет контроль, аудит подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой  и направлен на повышение эффективности  управленческих решений по экономичному и рациональному использованию  ресурсов организации с целью  максимизации прибыли и рентабельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во- вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами.

    Что касается внешнего аудита, то его выполняют  специальные аудиторские фирмы  или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой инспекции  и другими органами, банками и  другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д. Причем основной задачей  внешнего аудита, который проводится на платной основе, является не только установление достоверности и вынесение  заключения по финансовому отчету проверяемой  организации, но и разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков  и нарушений финансово-хозяйственной  деятельности, а также предложений  по улучшению и повышению финансовых результатов.

    Аудиторский контроль (аудит) может быть обязательным и добровольным (инициативным). Так, обязательный аудит проводится в  случаях, прямо установленных законодательством  Российской Федерации, или по поручениям государственных органов. Обязательной проверке подлежат: все акционерные  общества; банки и другие кредитные  учреждения, страховые организации  и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды; экономические субъекты, имеющие в уставном капитале долю иностранного капитала; и т.п.

    Аудит информирует руководство экономического субъекта и государственные органы – заказчиков аудита – о состоянии  деятельности проверяемого субъекта, позволяет субъекту выйти на новый  уровень своего развития, выдержать  рыночную конкуренцию, избежать многих проблем во взаимоотношениях с государственными органами и т.п. По результатам аудита составляют аудиторское заключение, имеющее силу официального документа. 

    2.2 Виды аудиторского контроля 

    Аудит можно классифицировать по различным  признакам:

    I. В зависимости от пользователей  информации аудит разделяют на 2 вида:

    а) внешний

    б) внутренний

    Внешний аудит проводится внешними независимыми аудиторами и аудиторскими организациями на основе заключенных с клиентом договорах.

    Особенностью  внешнего аудита является то, что аудиторы, проводящие проверку не должны иметь  на проверяемом объекте никаких  интересов, т.е. не являться учредителями, акционерами, собственниками, руководителями или другими должностными лицами объекта контроля, которые несут  ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерской  отчетности, не состоят в родстве  и сходстве с руководителями организации  и не связаны с ними служебными отношениями.

    С другой стороны аудируемая организация  также не должна быть связана с  аудиторской, т.е. не может являться акционером, учредителем, собственником.

    Цель  внешнего аудита – подтверждение  достоверности финансовой отчетности и установление состояния финансово-хозяйственной  деятельности аудируемого лица. На основе договора основная цель может  быть дополнена широким спектром задач по организации, ведению, восстановлению бух. учета, по планированию и оптимизации  налогооблагаемых баз и расчету  налогов, по анализу фин.-хоз. деятельности, по решению других вопросов.

    Внешний аудит направлен в первую очередь  на защиту интересов собственников  организации, акционеров и других пользователей  фин. отчетности и фин. информации.

    Внешняя аудиторская проверка проводится за определенный проверяемый период и  ограничена временными рамками. Она  не позволяет оперативно устранить  выявленные нарушения.

    Результаты  внешней аудиторской проверки оформляют  в виде аудиторских заключений, отчетов, справок, рекомендаций, проектов.

    Внутренний  аудит осуществляется специалистами или службой экономического субъекта. Основная задача внутреннего аудита – решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит направлен на обеспечение эффективной деятельности экономического субъекта и его структурных звеньев.

    В правиле (стандарте) аудиторской деятельности РФ «Изучение и использование  работы внутреннего аудита» сказано, что «внутренний аудит – это  организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бух. учета и надежности функционирования СВК.

    Институтом  внутренних аудиторов в США установлено  следующее определение: внутренний аудит – это независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в ее интересах.

    Цель  внутреннего аудита – помочь сотрудникам  организации эффективно выполнять  свои функции.

    Потребность во внутреннем аудите в первую очередь  возникает в крупных компаниях, где руководство не в силах  осуществлять постоянный контроль деятельности организации и ее структурных  подразделений.

Информация о работе Аудиторский контроль