Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:38, курсовая работа
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.
Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Введение
1. Теоретические аспекты финансового контроля
1.1 Содержание и значение финансового контроля
1.2 Виды финансового контроля
2. Методологические основы аудиторского контроля
2.1 Понятие и задачи аудиторского контроля
2.2 Виды аудиторского контроля
2.3. Связь аудита с другими формами экономического контроля
3. Основные направления совершенствования финансового контроля в РФ
3.1. Перспективы развития финансового контроля в РФ
Основные функции внутреннего аудита:
1.
Проверка действующей системы
бухгалтерского учета,
2.
Проверка оперативной и
3.
Проверка наличия имущества,
4.
Проверка соблюдения законов
и других нормативных актов,
а также требований учетной
политики, решений руководства,
5.
Разработка мер и предложений
по устранению выявленных
6.
Проверка деятельности
7.
Расследование случаев
8.
Оценка используемого
9. Работа над специальными проектами,и др.
Функции внутреннего аудита могут выполнять спец. службы или отдельны аудиторы, состоящие в штате экон. субъекта, ревизионные комиссии или ревизоры, привлекаемые для целей внутреннего аудита, сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экон. субъекта, т.к. внутренний аудит подчиняется и представляет отчеты, назначившему его руководству и (или) собственнику.
Наличие
службы внутреннего аудита в организации
повышает степень доверия к отчетности
клиента со стороны внешних аудиторов.
Они при планировании проверки изучают
работу внутренних аудиторов, оценивают
её и принимают решение об использовании
её результатов и порядке
II. По отношению к требованиям законодательства различают:
а) обязательный аудит
б) инициативный аудит
Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бух. учета и финансовой (бухгалтерской) проверки организаций и индивидуальных предпринимателей.
Основная цель: проверка и подтверждение законности хоз. операций, правильности их отражения в учете и достоверности фин. отчетности субъектов, попадающих под обязательный аудит.
Согласно ст.7 ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательному аудиту подлежат следующие группы экономических субъектов: 1) по организационно-правовой форме: ОАО; 2) по виду деятельности: а) банки и другие кредитные учреждения; б) страховые организации (за исключением с/х кооперативов) и общества взаимного страхования; в) товарные и фондовые биржи; г) инвестиционные фонды; д) государственные внебюджетные фонды, образованные за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; е) фонды, образованные за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц. 3) по финансовым показателям деятельности (за исключением с/х кооперативов и их союзов): а) если объем выручки организации или индивидуальных предпринимателей за год превышает в 500 тыс. раз установленного законодательством МРОТ; б) если сумма актива баланса на конец отчетного года превышает в 200 тыс. раз МРОТ (МРОТ берут для расчетов в среднегодовом исчислении); в) для государственных, муниципальных и унитарных предприятий финансовые показатели могут быть понижены законодательством субъектов РФ. 4) организации и индивидуальные предприниматели, обязательный аудит которых предусмотрен другим ФЗ.
Обязательные аудиторские проверки стали проводить, начиная с годового отчета за 1995 г. Обязательный аудит вправе проводить только аудиторские организации.
Заключение
договоров для проведения обязательного
аудита в организациях, в уставных
и складочных капиталах которых
доля гос. собственности или
Если финансовая отчетность аудируемых лиц содержит сведения, являющиеся государственной тайной, то аудиторскую проверку отчетности таких организаций вправе осуществлять аудиторские фирмы, в уставном капитале которых нет доли иностранных инвесторов и имеющие соответствующее разрешение.
Расходы по проведению обязательного аудита включаются в затраты организации.
Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению клиентов. Основная цель – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, в проведении анализа фин. состояния, а так же оказание помощи в организации бухгалтерского учета и отчетности, подготовка к обязательному аудиту.
Инициативный
аудит можно проводить в
Так же существуют различные варианты аудиторского контроля.
В теории аудита различают варианты аудита в зависимости от признака лежащего в основе его проведения:
1) по виду объектов аудита (аудируемых лиц):
А) банковский
Б) аудит страховых организаций (страховой)
В) аудит бирж
Г) аудит инвестиционных фондов
Д) аудит внебюджетных фондов
Е) общий аудит
2)
по периодичности
А) первоначальный
Б) периодический (повторяющийся)
Первоначальный аудит - проведение проверки аудитором или аудиторской фирмой в данной организации впервые, такой аудит связан с большим риском и трудоемкостью, так как у аудиторов отсутствуют сведения о клиенте и его особенностях.
Периодический
аудит - проведение проверки аудитором
или аудиторской фирмой в данном
экономическом субъекте повторно или
периодически на основе заключаемых
договоров. Такой аудит основан
на знаниях специфики клиента
и принадлежащем осуществлении
предпочтителен не только для аудиторов,
но и для самого клиента. Клиент в
результате такой проверки может
получить более точную всестороннюю
и квалифицированную
3) по назначению:
А)
аудит бух. отчетности - проверка отчетности
экономического субъекта с целью
вынесения заключения о её соответствии
установленным критериям и
Б) аудит на соответствие - проверка соблюдения в процессе финансово-хозяйственной деятельности установленных норм, законодательных актов, инструкций и т. п. Кроме того, аудит на соответствие может быть проведен в отношении персонала организации со стороны администрации или по заказу собственников, акционеров на предмет их соответствия занимаемой должности, а также для проверки соблюдения администрацией норм управления согласно Уставу.
В) операционно-управленческий - проверка функционирования отдельных подразделений организации для оценки их эффективности, надежности, значимости в целях управления.
Г) налоговый аудит - проверка правильности взаимоотношений организации с налоговыми органами по уплате налогов и др. обязательных платежей.
Д) специальный (технический, экологический и др.)
4) по характеру проверки:
А) подтверждающий аудит - основан на проверки и подтверждении каждой хозяйственной операции бух. документов и отчетности.
Б)
аудит базирующийся на риске. Выборочная
проверка, которая в основном сконцентрирована
на тех областях деятельности организации,
где вероятность наличия
В)
системно-ориентированный
Аудиторский контроль, является методом осуществления независимого финансового контроля. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогатет выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.
Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, безусловно, имеет важное значение.
На
современном этапе развития аудиторского
контроля в его результатах заинтересованы
не только собственники и инвесторы, но
и сами экономические субъекты, нормальное
развитие которых зачастую невозможно
без привлечения средств инвесторов, спонсоров
и кредиторов. Для того чтобы привлечь
финансовые вложения, хозяйствующий субъект
должен быть преуспевающим, его финансовая
(бухгалтерская) отчетность должна вызывать
доверие у потенциальных инвесторов и
кредиторов.
2.3
Связь аудита с другими
Контроль – это неотъемлемая часть системы управления, одна из
форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает
реальную информацию о действительном состоянии управляемой систе-
мы. Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих реше-
ний, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования. 33
По организационным формам контроль подразделяется на:
- государственный;
- ведомственный;
- вневедомственный;
- аудиторский;
- внутрихозяйственный;
- общественный.
Государственный контроль осуществляется государственными ор-
ганами контроля. Он в свою очередь подразделяется на общегосударст-
венный (налоговый, таможенный, валютный и др.), бюджетно-
государственный (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский контроль. Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачами финансовой политики государства. Государственный контроль ведется в масштабе Российской Федерации и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления. Государственный контроль осуществляют: Федеральное
казначейство, Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина РФ, Государственный таможенный комитет и др.
Ведомственный
контроль – это внутренний контроль
отдельных государственных
такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических
проверок.
Целью осуществления
своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального исполнения ресурсов и т. п.
Вневедомственный
контроль осуществляется уполномоченными
органами в отношении различных
предприятий и организаций. Примером
вневедомственного контроля может
являться судебно–бухгалтерская
Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и
аудиторами
(имеющими лицензию), по договору с
заказчиком. Назначение аудиторского
контроля – это удовлетворение потребностей
заказчиков аудиторской проверки в
объективной информации о результатах
финансово–хозяйственной
Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются
спецификой
финансово-хозяйственной