Аудиторский контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты финансового контроля
1.1 Содержание и значение финансового контроля
1.2 Виды финансового контроля
2. Методологические основы аудиторского контроля
2.1 Понятие и задачи аудиторского контроля
2.2 Виды аудиторского контроля
2.3. Связь аудита с другими формами экономического контроля
3. Основные направления совершенствования финансового контроля в РФ
3.1. Перспективы развития финансового контроля в РФ

Работа содержит 1 файл

ФиК курсовая.docx

— 80.18 Кб (Скачать)

    Основные  функции внутреннего аудита:

    1. Проверка действующей системы  бухгалтерского учета, внутреннего  контроля и разработка рекомендаций  по их улучшению;

    2. Проверка оперативной и бухгалтерской  информации;

    3. Проверка наличия имущества, его  состояния и обеспечения условий  сохранности;

    4. Проверка соблюдения законов  и других нормативных актов,  а также требований учетной  политики, решений руководства, инструкций;

    5. Разработка мер и предложений  по устранению выявленных недостатков;

    6. Проверка деятельности различных  звеньев управления;

    7. Расследование случаев злоупотреблений;

    8. Оценка используемого программного  средства;

    9. Работа над специальными проектами,и др.

    Функции внутреннего аудита могут выполнять  спец. службы или отдельны аудиторы, состоящие в штате экон. субъекта, ревизионные комиссии или ревизоры, привлекаемые для целей внутреннего  аудита, сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

    Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в  структуре управления экон. субъекта, т.к. внутренний аудит подчиняется  и представляет отчеты, назначившему его руководству и (или) собственнику.

    Наличие службы внутреннего аудита в организации  повышает степень доверия к отчетности клиента со стороны внешних аудиторов. Они при планировании проверки изучают  работу внутренних аудиторов, оценивают  её и принимают решение об использовании  её результатов и порядке взаимодействия со службами внутреннего аудита.

    II. По отношению к требованиям  законодательства различают:

    а) обязательный аудит

    б) инициативный аудит

    Обязательный  аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бух. учета и финансовой (бухгалтерской) проверки организаций и индивидуальных предпринимателей.

    Основная  цель: проверка и подтверждение законности хоз. операций, правильности их отражения  в учете и достоверности фин. отчетности субъектов, попадающих под  обязательный аудит.

    Согласно  ст.7 ФЗ «Об аудиторской деятельности»  обязательному аудиту подлежат следующие  группы экономических субъектов: 1) по организационно-правовой форме: ОАО; 2) по виду деятельности: а) банки и другие кредитные учреждения; б) страховые организации (за исключением с/х кооперативов) и общества взаимного страхования; в) товарные и фондовые биржи; г) инвестиционные фонды; д) государственные внебюджетные фонды, образованные за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; е) фонды, образованные за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц. 3) по финансовым показателям деятельности (за исключением с/х кооперативов и их союзов): а) если объем выручки организации или индивидуальных предпринимателей за год превышает в 500 тыс. раз установленного законодательством МРОТ; б) если сумма актива баланса на конец отчетного года превышает в 200 тыс. раз МРОТ (МРОТ берут для расчетов в среднегодовом исчислении); в) для государственных, муниципальных и унитарных предприятий финансовые показатели могут быть понижены законодательством субъектов РФ. 4) организации и индивидуальные предприниматели, обязательный аудит которых предусмотрен другим ФЗ.

    Обязательные  аудиторские проверки стали проводить, начиная с годового отчета за 1995 г. Обязательный аудит вправе проводить  только аудиторские организации.

    Заключение  договоров для проведения обязательного  аудита в организациях, в уставных и складочных капиталах которых  доля гос. собственности или собственности  субъекта РФ не менее 25 %, проводится по результатам открытого конкурса, порядок проведения которого утверждается Правительством РФ.

    Если  финансовая отчетность аудируемых лиц  содержит сведения, являющиеся государственной  тайной, то аудиторскую проверку отчетности таких организаций вправе осуществлять аудиторские фирмы, в уставном капитале которых нет доли иностранных  инвесторов и имеющие соответствующее  разрешение.

    Расходы по проведению обязательного аудита включаются в затраты организации.

    Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению клиентов. Основная цель – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, в проведении анализа фин. состояния, а так же оказание помощи в организации бухгалтерского учета и отчетности, подготовка к обязательному аудиту.

    Инициативный  аудит можно проводить в качестве подготовки и проведения обязательного  аудита.

    Так же существуют различные варианты аудиторского контроля.

    В теории аудита различают варианты аудита в зависимости от признака лежащего в основе его проведения:

    1) по виду объектов аудита (аудируемых  лиц):

    А) банковский

    Б) аудит страховых организаций (страховой)

    В) аудит бирж

    Г) аудит инвестиционных фондов

    Д) аудит внебюджетных фондов

    Е) общий аудит

    2) по периодичности осуществления:

    А) первоначальный

    Б) периодический (повторяющийся)

    Первоначальный  аудит - проведение проверки аудитором  или аудиторской фирмой в данной организации впервые, такой аудит  связан с большим риском и трудоемкостью, так как у аудиторов отсутствуют сведения о клиенте и его особенностях.

    Периодический аудит - проведение проверки аудитором  или аудиторской фирмой в данном экономическом субъекте повторно или  периодически на основе заключаемых  договоров. Такой аудит основан  на знаниях специфики клиента  и принадлежащем осуществлении  предпочтителен не только для аудиторов, но и для самого клиента. Клиент в  результате такой проверки может  получить более точную всестороннюю и квалифицированную информацию. Существует так же и недостатки такого аудита, так как внимание аудитора может быть несколько притупившимся, поэтому необходимо периодически менять группы аудиторов.

    3) по назначению:

    А) аудит бух. отчетности - проверка отчетности экономического субъекта с целью  вынесения заключения о её соответствии установленным критериям и общепринятым правилам ведения бухгалтерского учета.

    Б) аудит на соответствие - проверка соблюдения в процессе финансово-хозяйственной  деятельности установленных норм, законодательных  актов, инструкций и т. п. Кроме того, аудит на соответствие может быть проведен в отношении персонала  организации со стороны администрации  или по заказу собственников, акционеров на предмет их соответствия занимаемой должности, а также для проверки соблюдения администрацией норм управления согласно Уставу.

    В) операционно-управленческий - проверка функционирования отдельных подразделений  организации для оценки их эффективности, надежности, значимости в целях управления.

    Г) налоговый аудит - проверка правильности взаимоотношений организации с  налоговыми органами по уплате налогов  и др. обязательных платежей.

    Д) специальный (технический, экологический  и др.)

    4) по характеру проверки:

    А) подтверждающий аудит - основан на проверки и подтверждении каждой хозяйственной  операции бух. документов и отчетности.

    Б) аудит базирующийся на риске. Выборочная проверка, которая в основном сконцентрирована на тех областях деятельности организации, где вероятность наличия ошибок, пропусков, недостатков более высокая. При такой проверке задача аудитора заключается в правильном определении  рисков для предприятия (аудируемого  лица). Такие проверки позволяют  сократить время, материальные затраты  и получить приемлемый результат.

    В) системно-ориентированный аудит  – выборочная проверка, которая  основана на глубоком предварительном  анализе системы внутреннего  контроля (СВК). По мнению аудитора, если СВК эффективна, то вероятность ошибок в данных бух. учета и отчетности не значительна и нет необходимости  проводить более детальную проверку. 
 

          Аудиторский контроль, является методом осуществления независимого финансового контроля. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогатет выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

    Наличие достоверной информации позволяет  повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность  оценивать и прогнозировать последствия  принятия экономических решений.

    Проведение  аудиторской проверки даже в тех  случаях, когда она не является обязательной, безусловно, имеет важное значение.

    На  современном этапе развития аудиторского контроля в его результатах заинтересованы не только собственники и инвесторы, но и сами экономические субъекты, нормальное развитие которых зачастую невозможно без привлечения средств инвесторов, спонсоров и кредиторов. Для того чтобы привлечь финансовые вложения, хозяйствующий субъект должен быть преуспевающим, его финансовая (бухгалтерская) отчетность должна вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов. 

    2.3 Связь аудита с другими формами  экономического контроля.

    Контроль  –  это неотъемлемая часть системы  управления,  одна из

    форм  обратной связи, благодаря которой  управляющая система получает

    реальную  информацию о действительном состоянии  управляемой систе-

    мы. Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих реше-

    ний, соблюдение заданных нормативов и условий  хозяйствования. 33

    По  организационным формам контроль подразделяется на:

    - государственный; 

    - ведомственный; 

    - вневедомственный;

    - аудиторский; 

    - внутрихозяйственный; 

    - общественный.

    Государственный контроль осуществляется государственными ор-

    ганами  контроля.  Он в свою очередь подразделяется на общегосударст-

    венный  (налоговый,  таможенный,  валютный и др.),  бюджетно-

    государственный  (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский контроль.  Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами  во всех сферах производства задачами финансовой политики государства.  Государственный контроль ведется  в масштабе Российской Федерации  и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления.  Государственный контроль осуществляют:  Федеральное

казначейство,  Счетная палата РФ,  Контрольно-ревизионный  аппарат Минфина РФ, Государственный  таможенный комитет и др.

Ведомственный контроль – это внутренний контроль отдельных государственных ведомств  (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Его  проводят специальные подразделения, созданные внутри ведомства. Обычно

такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических

проверок. Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государственных средств,  полноты и

своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета,  рационального  исполнения ресурсов и т. п.

Вневедомственный  контроль осуществляется уполномоченными  органами в отношении различных  предприятий и организаций.  Примером вневедомственного контроля может  являться судебно–бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными  органами при рассмотрении уголовных  и гражданских дел. Аудит также  представляет собой форму вневедомственного  контроля.

Аудиторский контроль представляет собой независимую  проверку финансовых отчетов и относящейся  к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и

    аудиторами  (имеющими лицензию),  по договору с  заказчиком.  Назначение аудиторского контроля – это удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в  объективной информации о результатах  финансово–хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.

    Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности  его организации определяются

спецификой  финансово-хозяйственной деятельности предприятия,  его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность  за разработку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного контроля несет руководство предприятия  или организации.  В экономическом  субъекте в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего  распорядка может быть создана ревизионная  комиссия, отдел«внутреннего аудита»  или назначен ревизор.

Информация о работе Аудиторский контроль