Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:34, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие классификации и роли стандартов аудиторской деятельности.
Задачи данной работы:
– выявление сходства и различия российских и международных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
– выявление факторов, мешающих внедрению международных стандартов аудиторской деятельности в российскую практику;
– определение возможных путей развития российского аудита.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и классификация стандартов аудиторской деятельности
Общие понятия
Международные стандарты аудиторской деятельности
2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА
2.1 Основные определения и этапы развития аудита в России
2.2 Федеральные стандарты аудиторской деятельности
2.3 Проблемы внедрения МСА в России
2.4 Пример внедрения МСФО
3. Республиканские правила аудиторской деятельности на примере Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Следующая проблема внедрения МСА – отсутствие взаимопонимания и открытой информации. Вследствие чего большинство иностранных инвесторов не представляют себе общей картины сделанного на нашем национальном уровне в области разработки и создания собственных стандартов, а отечественные аудиторы не представляют понятия МСА. Нет ничего удивительного в отсутствии понимания определения МСА, если аудиторы мало знакомы даже с отечественными стандартами аудиторской деятельности.
Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации избрала путь самостоятельной разработки стандартов, подготовленных на базе МСА.
На основе международного опыта по ведению аудита сделан вывод, что необходимы две группы нормативных документов:
– законодательные акты государства – прежде всего Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»;
–
аудиторские стандарты и другие
регуляторы, т.е. основополагающие принципы
и приемы, которым должен следовать
аудитор в своей
2.4
Пример внедрения МСФО
Рассмотрим пример, подготовленный в рамках проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации», финансируемого при поддержке ЕС (процесс трансформации на примере компании «ЗунАгро»).
Пример отражает практический опыт, полученный во время фазы применения (пример по трансформации) и описывает шаги, необходимые для принятия в процессе подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
Процесс
трансформации отчетности начинается
с оборотно–сальдовой ведомости, соответствующей
всем российским стандартам бухгалтерского
учета. Он показывает соответствующие
шаги и определенные корректировки,
которые требуются для
Целью данного примера является продемонстрировать шаги процесса трансформации от первоначального плана к окончательному представлению финансовой отчетности. Во время подготовки данной отчетности «ЗунАгро» помогали внешние аудиторы и независимые консультанты Проекта.
Вместе они подготовили иллюстративную оборотно–сальдовую ведомость и финансовую отчетность в соответствии с МСФО, а также инструкции по корректировкам бухгалтерского учета, которые необходимо сделать.
Компания
с ограниченной ответственностью «ЗунАгро»
– российская компания, занимающаяся
растениеводством. Полученный урожай
продается местным
Вследствие вышесказанного руководство считает необходимым направить действия компании на развитие, прежде всего, внешнеэкономической деятельности на базе существующего бизнеса, но с необходимой вероятностью расширения в будущем с привлечением внешних источников финансирования.
В рамках данной стратегии компания решила рассмотреть варианты и процедуры подготовки ежегодной финансовой отчетности с использованием МСФО.
Новую
систему бухгалтерских
Чтобы трансформировать один комплект документов (в соответствии с РПБУ) в другой (в соответствии с МСФО), бухгалтеры сначала выявили различия между этими двумя комплектами.
На первоначальном этапе, ознакомившись с основными принципами МСФО, содержащимися в документах, они сочли необходимым ограничиться применением некоторых принципов учетной политики компании и подготовить бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках согласно МСФО. Вместе с консультантом бухгалтеры определили следующие МСФО:
– МСФО (IAS) 1: Представление финансовой отчетности;
– МСФО (IAS) 8: Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки;
– МСФО (IAS) 18: Выручка;
– МСФО (IAS) 12: Налоги на прибыль;
– МСФО (IAS) 16: Основные средства;
– МСФО (IAS) 24: Информация о связанных сторонах;
– МСФО (IAS) 36: Обесценение активов;
– МСФО (IAS) 38: Нематериальные активы;
– МСФО (IAS) 41: Сельское хозяйство.
Проведенное исследование показало, что принципы учетной политики:
– идентичны в наиболее существенных отношениях, поэтому изменений не требуется;
– схожи в концепции, но различаются по оценке (определении стоимости);
– схожи в признании и оценке, но способ учета и дата внесения записи о сделке отличаются;
– не определяется по РПБУ, но требуется по МСФО.
На основе этого они определили моменты, которые могут оказать влияние на финансовую отчетность:
–
основные средства – в особенности
обесценение отдельных объектов
сельскохозяйственного
–
влияние МСФО (IAS) 41 на определение
стоимости собранной
–
признание нематериальных активов
(учитываются как расходы
– налоги на прибыль (расчет отложенного налогообложения) в первый раз;
– вопросы, касающиеся операций и задолженностей со связанными сторонами.
Таким образом, прежде чем рассчитать и учесть корректировки, бухгалтеры составили проекты пяти новых принципов учетной политики, основанной на МСФО:
– балансовая стоимость материалов и оборудования – пересматривается на предмет обесценения. Убытки от обесценения признаются в отчете о прибылях и убытках;
–
определение стоимости
– нематериальные активы – капитализируются по себестоимости;
– налог на прибыль – учитывается по балансовому методу и отражает влияние налогообложения всех существенных временных разниц между оценкой на основе налоговой базы активов и обязательств и их учетной стоимости в финансовой отчетности на отчетную дату;
–
раскрытие экономической
Основными этапами процесса трансформации, проведенного, в основном, с использованием таблиц в формате Excel, были:
– переложение плана счетов, составленного по РПБУ, в формат отчетности по МСФО;
– подготовка оборотно–сальдовой ведомости с использованием данных по РПБУ;
–
перегруппировка отдельных
– выявление и подготовка бухгалтерских корректировок для изменения показателей по РПБУ, чтобы они соответствовали МСФО;
– завершение подготовки оборотно–сальдовой ведомости по МСФО;
– подготовка финансовой отчетности по МСФО.
Консультанты
Проекта, финансируемого ЕС, помогли
«ЗунАгро» в следующих
– предоставление первоначального обучения МСФО (включая) МСФО (IAS) 41;
– предоставление учебных пособий для самостоятельного изучения по всем вопросам МСФО;
– мониторинг процесса применения МСФО, оказание помощи в при внесении корректировок;
– общее руководство и повышение мотивированности во время процесса;
– проверка и комментарии к подготовленной финансовой отчетности.
На
примере отчетливо видно, что
переход к МСАД и МСФО достаточно
долгий и кропотливый процесс, который
может вызвать необходимость
привлечения сторонней помощи и
внешних источников финансирования.
И это только на примере одного
предприятия. На национальном уровне данный
процесс может потребовать
3 РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПРАВИЛА
Система МСА обновляется МФБ ежегодно. Обычно вносимые изменения незначительны, но раз в несколько лет это обновление носит существенный характер – появляются новые стандарты, серьезно модернизируются имеющиеся и т.п.
В
соответствии с Законом Республики
Беларусь «Об аудиторской деятельности»
республиканские правила
В настоящее время на основе МСА разработано 38 республиканских правил аудиторской деятельности, содержащих соответствующие требования и принципы проведения аудита.
Республиканские
правила аудиторской
Применять
стандарты аудиторской
На 1 января 2011 года в Республике Беларусь действуют следующие правила аудиторской деятельности (ПАД):
– Международные стандарты аудита (МСА):
– 200 – общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита (Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой отчетности), Постановление МФ от 26.10.2000 № 114) – МСА включают дополнительные разделы, содержащие требования к определению аудиторского риска и существенности, приемлемости принципов финансовой отчетности, порядку выражения мнения в отношении финансовой отчетности. В настоящее время разрабатывается новая редакция республиканских ПАД;
–
210 – условия аудиторских заданий
(Порядок заключения договоров оказания
аудиторских услуг, Постановление
МФ от 31.10.2001 № 106) – республиканские
ПАД включают дополнительные положения,
соответствующие
– 220 – контроль качества аудита финансовой отчетности (Внутренний контроль качества аудита, Постановление МФ от 23.01.2002 № 8) – республиканские ПАД включают положения МСА 220, устанавливающего порядок реализации внутрифирменных процедур контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания, и положения Международного стандарта по контролю качества (МСКК 1), устанавливающего основные принципы и процедуры в отношении обязанностей фирмы по организации системы контроля за качеством проводимого аудита;