Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:44, курсовая работа
Объект исследования - государственный долг. Предмет исследования - процесс управления государственным долгом на примере субъекта РФ – Республика Бурятия. Целью данной работы является раскрытие управления государственным долгом в Республики Бурятия.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в Республики Бурятии.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. 1. Теоретические аспекты управления государственным долгом.…..4
1.1 Сущность и значение государственного долга, долга субъекта РФ и государственных гарантий……………………..…………………………..…….4
1.2 Управление государственным долгом…………..………………………….13
Глава 2. Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ..………….17
2.1 Анализ управления внешним долгом России за 2006-2008 гг……………17
2.2 Анализ управления внутренним долгом России за 2006-2008 гг………...20
2.3. Анализ управления государственным долгом Республики Бурятия за 2008-2010гг.............................................................................................................25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…..……………
Из таблицы видно, что в период 2006-2008 гг. государственный внутренний долг увеличивается.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 года - 1 148,7 млрд. рублей, или 4,2% ВВП. На 2008 год - 1824,7 млрд. рублей, что на 37,04% больше по сравнению с предыдущим годом. [2]
Объем внутреннего долга, выраженный в ценных бумагах, на 1 января 2006 года составит 1 032,1 млрд. рублей или 89,8% объема внутреннего долга и увеличится за 2006 год на 649,2 млрд. рублей, или на 38,6%.[3]
Увеличение объемов государственного внутреннего долга при сохранении профицита федерального бюджета обусловлено содержащимся в Основных направлениях долговой политики положением о целесообразности сохранения присутствия государства на национальном финансовом рынке в качестве заемщика в целях поддержания способности государства осуществлять заимствования на приемлемых условиях при любой финансово-экономической и политической ситуации в мире, рефинансирования государственных внутренних и внешних долговых обязательств на финансирование расходов, поддержания пенсионной системы. В 2008 году объем государственных ценных бумаг составил 1681,3 млрд. рублей, что на 25,9% больше по сравнению с 2007 годом. [20]
Средства федерального бюджета на погашение основной суммы внутреннего долга и на его обслуживание планируются в объеме 209,25 млрд. рублей, в том числе 132,35 млрд. рублей на погашение основного долга по внутренним долговым обязательствам, на обслуживание государственного внутреннего долга предусмотрено 76,9 млрд. рублей. Указанные расходы составили 44,4% расходов на погашение и обслуживание государственного долга в 2006 году. Расходы федерального бюджета на обслуживание внутреннего долга на 2007 год составили 106,5 млрд. рублей или 56,7% выплат по государственному долгу, на 2008 год - 134,2 млрд. рублей. [23]
Вывод:
Внутренний долг - это обязательства,
возникающие в валюте Российской
Федерации. В среднесрочной перспективе
за счет роста внутреннего долга увеличится
государственный долг до 2 926,76 млрд. рублей,
или 7,6% ВВП, к концу 2008 года. Основными направлениями
долговой политики на 2006-2008 годы стало
достижение превышения внутреннего долга
над внешним планировалось на 2008 год. В
следующим параграфе будем рассматривать
анализ управления государственным долгом
Республики Бурятия за 2008-2010 годы.
2.3. Анализ
управления государственным долгом Республики
Бурятия за 2008-2010 гг.
Республикой Бурятия на 2008 - 2010 годы предельные параметры по объему государственного долга, в том числе по объему обязательств по государственным гарантиям Республики Бурятия, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия соблюдены. Объем государственного долга Республики Бурятия на 1 июля 2008 года составил 892018,39 тыс. рублей, или 9,6 % от верхнего предела государственного долга на 1 января 2009 года, установленного статьей 12 Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»; на 1 июля 2009 года составил 1202498,45 тыс. рублей, или 10,4 % от верхнего предела на 1 января 2010 года, установленного статьей 14 Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»; на 1 июля 2010 года составил 2 242 718,7 тыс. рублей, или 20,74 % от верхнего предела на 1 января 2011 года, установленного статьей 12 Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2010 год».
Объем обязательств по государственным гарантиям Республики Бурятия на 1 июля 2008 года составил 71,3 % от предельного объема обязательств, установленного статьей 12 Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»; на 1 июля 2009 года составил 39,4 % от предельного объема обязательств, установленного статьей 14 Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2009 год и на плановый период до 2010 и 2011 годов» на 1 января 2010 года; на 1 июля 2010 года составил 0 % от предельного объема обязательств, установленного статьей 12 Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2010 год» на 1 января 2011 года.
Структура государственного долга Республики Бурятия представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура государственного внутреннего и внешнего долга Республики
Бурятия
по видам долговых обязательств
№
п/п |
Наименова
ние долговых обязательств |
1.07.2008 г. | 1.07.2009 г. | 1.07.2010 г. | |||||||
На 01.07.2008г. (тыс. рублей) | Удельный вес (%) | Изменения
(тыс. рублей) * |
На 01.07.2009 г., тыс. рублей | Удельный вес (%) | Изменения
(тыс. рублей) * |
На 01.07.2010г. (тыс. рублей) | Удельный вес (%) | Изменения
(тыс. рублей) * | |||
Объем государственного внутреннего долга | |||||||||||
1. | Кредитные договоры и соглашения Республики Бурятия | 600 000,00 | 67,26 | - 548 211,5 | 770 000,00 | 64,03 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
2. | Бюджетные кредиты из федерального бюджета | 29 565,35 | 3,32 | 0,00 | 217 791,23 | 18,11 | 0,00 | 2 111 090,41 | 94,13 | 0,00 | |
3. | Государственные гарантии Республики Бурятия | 151 478,23 | 16,98 | + 7 223,52 | 82 678,10 | 6,88 | -19 130,35 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
4. | Государственные ценные бумаги | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Итого объем государственного внутреннего долга | 781 043,58 | 87,56 | - 540 987,98 | 1 070 469,33 | 89,02 | -19 130,35 | 2 111 090,41 | 94,13 | 0,00 | ||
Объем государственного внутреннего долга | |||||||||||
1 | Государственный кредит, полученный из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ | 110 974,81 | 12,44 | - 5 151,51 | 132 029,12 | 10,98 | 1 291,58 | 131 628,27 | 5,87 | 2 952,79 | |
Итого объем государственного внешнего долга** | 110 974,81 | 12,44 | - 5 151,51 | 132 029,12 | 10,98 | 1 291,58 | 131 628,27 | 5,87 | 2 952,79 | ||
Всего объем государственного долга Республики Бурятия | 892 018,39 | 100,00 | - 546 139,49 | 1 202 498,45 | 100,00 | -17 838,77 | 2 242 718,68 | 100,00 | 2 952,79 |
* - изменения по отношению с 01.06.2008 г. по 01.06.2010 г.
** - в соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязательства, возникшие в иностранной валюте, учитываются как внешний долг. Объем обязательств Республики Бурятия рассчитан по курсу 23,4573 рублей за 1 доллар США на 28.06.2008г.; 30.06.2009г. -31,2904 рублей за 1 доллар США; 30.06.2010г. - 31,1954 рублей за 1 доллар США.
Таблица 2
Источники финансирования дефицита республиканского бюджета
(тыс.
рублей)
Наименование вида источника финансирования | По состоянию на 01.07.2008г. | По состоянию на 01.07.2009г. | По состоянию на 01.07.2010г. |
Ценные бумаги | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Бюджетные кредиты, от других бюджетов бюджетной системы РФ | 0,00 | -212 808,18 | 1 638 559,80 |
Кредиты кредитных организаций в валюте РФ | - 548 211,5 | - 600 000,00 | 0,00 |
Акции и иные формы участия в капитале | 77,65 | - | - |
Иные
источники внутреннего |
2 079,29 | 10 229, 94 | 31 898,49 |
Изменение остатков средств на счетах | - 1 422 891,73 | -2 002 549,01 | -2 583 845,11 |
Источники финансирования дефицита бюджета - всего | - 1 968 946,29 | -2 805 127,25 | -913 386,83 |
Таблица
3
Операции
Республики Бурятия на внутреннем рынке
заимствований по состоянию на 01.07.2008 -
01.07.2010 гг.
По состоянию на 01.07.2008г. | По состоянию на 01.07.2009г. | По состоянию на 01.07.2010г. | ||||
САЛЬДО | 51 788,50 | - 812 808,18 | 1 638 559,80 | |||
ПРИВЛЕЧЕНИЕ | ПОГАШЕНИЕ | ПРИВЛЕЧЕНИЕ | ПОГАШЕНИЕ | ПРИВЛЕЧЕНИЕ | ПОГАШЕНИЕ | |
600 000,00 | 548 211,50 | 270 000,00 | 1 082 808,18 | 1 638 559,80 | 0,00 | |
в том числе | ||||||
Кредиты коммерческих банков | 600 000,00 | 548 211,50 | 270 000,00 | 870 000,00 | 0,00 | 0,00 |
Бюджетные кредиты | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 212 808,18 | 1 638 559,80 | 0,00 |
Ценные бумаги | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
В соответствии с условиями основного договора гарантированного Республикой Бурятия по договору о предоставлении государственной гарантии от 10.07.2007 года ОАО «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» привлечен транш в сумме 2000,0 тыс. рублей в Байкальском филиале ЗАО «Русь-Банк» во II квартале 2008 год.
В соответствии с Программой государственных гарантий Республики Бурятия на 2008-2010 годы утвержденной Законом Республики Бурятия « О республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года во II квартале 2008 года, I полугодии 2009 года, первом полугодии 2010 года Республикой Бурятия государственные гарантии не предоставлялись.
Управление государственным долгом Республики Бурятия, в том числе определение сроков, порядка, условий выпуска (выдача, подписание) и обращение долговых обязательств, осуществляется Правительством Республики Бурятия.
Право осуществления государственных заимствований и выдачи государственных гарантий третьим лицам принадлежит Правительству Республики Бурятия с оформлением распорядительных документов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Текущее управление
Информация о государственном долге Республики
Бурятия вносится в Государственную республиканскую
долговую книгу Республики Бурятия в срок,
не превышающий трех дней с момента возникновения
соответствующего обязательства.
Государственная
Министерство финансов Республики Бурятия
обеспечивает ведение Государственной
республиканской долговой книги Республики
Бурятия.
Форма, порядок формирования и ведения
Государственной республиканской долговой
книги Республики Бурятия утверждается
Правительством Республики Бурятия.
Управление,
учет, регистрация и иные вопросы,
связанные с муниципальным
Заключение
Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.
Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.
Отрицательное
влияние государственных
Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.
В
последние годы наметились качественно
новые тенденции в сфере
Информация о работе Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ