Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - государственный долг. Предмет исследования - процесс управления государственным долгом на примере субъекта РФ – Республика Бурятия. Целью данной работы является раскрытие управления государственным долгом в Республики Бурятия.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в Республики Бурятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. 1. Теоретические аспекты управления государственным долгом.…..4
1.1 Сущность и значение государственного долга, долга субъекта РФ и государственных гарантий……………………..…………………………..…….4
1.2 Управление государственным долгом…………..………………………….13
Глава 2. Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ..………….17
2.1 Анализ управления внешним долгом России за 2006-2008 гг……………17
2.2 Анализ управления внутренним долгом России за 2006-2008 гг………...20
2.3. Анализ управления государственным долгом Республики Бурятия за 2008-2010гг.............................................................................................................25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…..……………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

    Основными причинами возникновения бюджетного дефицита являются:

    · сокращение общественного производства;

    · эмиссия необеспеченных денег;

    · чрезмерные затраты на социальные программы;

    · чрезмерные объемы накопленных государственных  долгов с неблагоприятными условиями  обслуживания.

    Прогнозирование дефицита бюджета и государственного долга не может осуществляться в отдельности, в отрыве от прогнозирования макроэкономического развития страны в целом, а лишь как естественная составляющая такого развития. В свою очередь, общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит от формирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов и характеристик государственного долга. [7]

    С позиции кредитных отношений, государственный  долг - это величина задолженности  государства всем своим кредиторам. Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов. [16]

    Согласно  статье 115 БК РФ, государственной гарантией  признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

    Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются  Правительством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации  либо иной уполномоченный орган представляет Правительство Российской Федерации  на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и заключает соответствующие соглашения от имени Правительства Российской Федерации.

    В случае предоставления государственной  гарантии Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии Российской Федерации. [1]

    Письменная  форма государственной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).

    В государственной гарантии должны быть указаны: сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; определение объема обязательств по гарантии.

    Срок  гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена  гарантия. Гарантии предоставляются  на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной гарантии, в полном объеме, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг Российской Федерации, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.

    Общая сумма предоставленных государственных  гарантий Российской Федерации для  обеспечения обязательств в валюте Российской Федерации включается в  состав государственного внутреннего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии Российской Федерации, выдаваемые отдельному субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 млн. минимальных размеров оплаты труда.

    Общая сумма предоставленных государственных  гарантий Российской Федерации для  обеспечения обязательств в иностранной  валюте включается в состав государственного внешнего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии Российской Федерации на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте утверждается в порядке, предусмотренном для государственных внешних заимствований в составе Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.

    При исполнении получателем государственной гарантии Российской Федерации своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается внешний либо внутренний государственный долг Российской Федерации, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов Российской Федерации либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям.

    На  основании данных этого учета  Государственной Думе представляется подробный отчет о выданных гарантиях  по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям. [1]

    ВЫВОД: Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования  для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

    Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

    Отрицательное влияние государственных заимствований  отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. 
 
 
 

1.2 Управления государственным долгом 

    Управление государственным долгом - это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга. [10]

    Управление государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

    · разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;

    · процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной  год;

    · исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение  планового года.

    Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:

    · своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;

    · проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;

    · осуществление контроля за соблюдением  предельного значения и структуры  государственного долга;

    · контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;

    · контроль за эмиссией ценных бумаг  и их размещением с учетом необходимой  обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;

    · экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;

    · экспертиза проектов законов, других нормативных  правовых актов органов государственной  власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

    Ключевой  целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов. [6]

    Управление  внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное  использование внешнего долга может  стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. [9]

    В последние годы наметились качественно  новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным  переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций - мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Управление госдолгом должна иметь два режима функционирования:

    · управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;

    · кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада  производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

    Разница между этими режимами лежит в  плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований. [5]

    Нормальный  режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием дефицитного бюджета; в-третьих, с созданием условий для сближения усредненной реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.

    Госдолг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. К ним можно отнести: стабилизационные инструменты в госдолге, управление динамикой долга, уменьшение государственного внутреннего долга, реструктуризация задолженностей экономических субъектов (предприятий и организаций) бюджету, контроль за заимствованиями субъектами РФ, сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы, снижение стоимости обслуживания госдолга.

    Основным  методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия «метод регулирования», представляя собой практически программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами. [12]

    Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и его обслуживания, включая следующие меры: обесценение эквивалентности текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга. 
Эффективным методом управления госдолгом является удлинение государственного долга. Он является одним из ключевых и связан с процессом замещения «коротких» и «дорогих» долгов на «длинные» и 
«дешевые».

Информация о работе Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ