Анализ основных статистических данных финансовой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью написания курсовой работы является раскрытие сущности системы государственного регулирования финансов организаций и роли государственного финансового регулирования в современной экономике.

Исходя из поставленной цели, в ходе написания курсовой работы, решаются следующие задачи:

изучение системы государственного регулирования финансов организаций
знакомство с административными и экономическими методами государственного регулирования финансов
определение роли государственного финансового регулирования в современной экономике
анализ основных инструментов системы государственного регулирования финансов организаций

Содержание

Введение
Глава 1. Система государственного регулирования финансов организаций

1.1. Сущность государственного регулирования, цели и задачи

1.2. Методы, формы и виды государственного регулирования финансов

1.3. Административные методы государственного регулирования финансов

1.4. Экономические методы: бюджетное, налоговое и кредитно- денежное государственное регулирование финансов

Глава 2. Роль государственного финансового регулирования в современной экономике

2.1. Понятие и структура финансового рынка

2.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Глава 3. Анализ основных статистических данных финансовой системы Российской Федерации

3.1. Анализ финансового состояния организаций

3.2. Анализ финансовых рынков

3.3. Анализ налоговых отчислений по видам налогов


Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Система гос регулирования финансов организации на современном этапе.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

     Например, освобождение от НДС отдельных товаров  или услуг, выбираемых в соответствии с приоритетами государственной  экономической политики - это могут  быть социально значимые товары (некоторые  продукты питания, товары первой необходимости, лекарства и т.п.), потребление которых производится в основном малообеспеченными категориями граждан, и освобождение таких товаров от НДС служит одной из мер социальной защиты граждан. От НДС могут освобождаться некоторые виды финансовых операций, развитие которых целенаправленно стимулируется государством (например, страхование).

     Введение  акцизов регулирует потребление  в сторону уменьшения спроса на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, в том числе товары, затраты на которые являются непроизводительным использованием значительных денежных средств (предметы роскоши, ювелирные изделия), товары, производство или потребление которых несет экологическую опасность (автомобили, бензин и другие нефтепродукты), товары неэластичного спроса (алкоголь, табачные изделия).

     "Злоупотребление"  фискальной стороной косвенных  налогов в ущерб регулированию  и стимулированию имеет отрицательный  социальный эффект. Косвенные налоги  по сути являются регрессивными,  так как бедный отдает за подлежащие косвенному налогообложению товары и услуги большую часть своего дохода, чем богатый. Сложившаяся в последние годы в развитых странах тенденция роста доли косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений говорит о том, что все большая часть налогового бремени перекладывается на средне- и низкодоходные группы населения.

     Проведение  регулирования через систему  государственных расходов является основой кейнсианской экономической  политики. Регулирующее воздействие  может осуществляться через изменение общих объемов финансирования, направлений расходования государственных средств, периодичности финансирования, организации и контроля за системой распределения государственных средств, их доведения до конечного получателя и т.п. Перераспределяя средства между отраслями или регионами, государство вносит необходимые коррективы в воспроизводственные пропорции, сглаживая неравномерность их развития и обеспечивая финансирование стратегических секторов экономической и социальной сферы (таких как военно-промышленный комплекс, государственное управление и правоохранительные органы, учреждения социально-культурной сферы и др.)

     Регулирование через систему бюджетных расходов включает:

  1. Использование прямого государственного финансирования - бюджетных субсидий (дотаций, субвенций). Экономическая сущность этой группы операций - перераспределение государственных средств, носящее непроизводительный характер.
  2. Использование системы государственных заказов и закупок. Экономическая сущность этой системы - перераспределение государственных средств в пользу производителей приобретаемой государством продукции (работ, услуг). Средства направляются в сферу материального производства, следовательно, в отличие от предыдущей группы, данный вид расходов носит производительный характер.

     Согласно  кейнсианской теории, государственные  расходы увеличивают совокупный спрос и приводят к мультипликативному росту национального продукта, а  следовательно, занятости. "Государственные  расходы, также как и частные  инвестиции, оказывают мультиплицированное (умноженное) воздействие на доход вследствие того, что непосредственно за этим имеют место производные потребительские расходы со стороны тех, чей труд оплачивается государством".5 Сам Дж. М. Кейнс считал, что если государство финансирует организацию общественных работ, пусть даже неэффективных, это "привело бы к значительному увеличению, как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами". Однако в современных условиях такая позиция не является бесспорной. Возможный негативный эффект увеличения бюджетных расходов связан с тем, что они финансируются не за счет налоговых поступлений, а за счет роста бюджетного дефицита, в результате чего возникают инфляционные тенденции.

     Бюджетная политика (включая и налоговую, и расходную политику) может быть сдерживающей и стимулирующей.

     Достигнуть  при помощи бюджетных регуляторов  увеличения совокупного спроса можно  за счет снижения уровня налогообложения  и роста государственных расходов (стимулирующая политика). С одной стороны, это позволяет достигать экономического роста, с другой, провоцирует инфляционные процессы, сопровождаемые хроническим бюджетным дефицитом.

     Для снижения совокупного спроса и сдерживания  роста цен используется повышение  уровня налогообложения и политика жесткой экономии бюджетных средств (сдерживающая политика). Это имеет сильный антиинфляционный эффект, однако вместе с инфляцией, как правило, подавляется и экономический рост.

     В финансовом регулировании могут  также использоваться внебюджетные фонды. Механизм их использования аналогичен налоговому регулированию - сдерживающая политика предполагает увеличение уровня обязательных платежей (за счет повышения ставок, расширения категорий плательщиков, сокращения числа операций, необлагаемых взносами во внебюджетные фонды), стимулирующая политика - обратные меры.

     В условиях стагфляции, то есть параллельного  развития процессов инфляции и падения  объемов производства, чисто финансовое регулирование зачастую оказывается  неэффективным. Финансовая система хотя и способна оказывать значительное влияние на денежно-кредитную систему, тем не менее сама по себе не гарантирует ее стабилизации (скорее напротив, оказывает дестабилизирующее воздействие, самым ярким проявлением которого является инфляция). Кроме того, одно финансовое регулирование не удовлетворяет полностью потребностей государства в рычагах воздействия на экономику, поэтому возникает необходимость в других регуляторах, в частности, в кредитно-денежных методах регулирования.

     Кредитно-денежное регулирование осуществляется государством при ведущей роли центрального банка. К его методам относят учетную политику (изменение учетной ставки), регулирование обязательных минимальных резервов (изменение резервной нормы), операции на открытом рынке.

     Цель  увеличения предложения денег достигается путем экспансии, "политики дешевых денег". Она применяется, как правило, как антикризисная мера, направленная на повышение совокупного спроса. Политика дешевых денег включает следующие действия Центрального банка: скупка государственных ценных бумаг, уменьшение учетной ставки, понижение нормы резервов.

     На  сокращение предложения денег направлена так называемая "политика дорогих  денег" - продажа государственных  долговых обязательств, повышение процентной ставки и нормы резервов. Политика дорогих денег применяется как антиинфляционная мера.

     Преимущества  кредитно-денежных методов (на которых  акцентировали внимание представители  неоклассической экономической  школы6):

  • позволяют эффективно бороться с инфляцией и бюджетным дефицитом;
  • действуют значительно быстрее бюджетных;
  • дают меньший социально-политический резонанс (в случае "непопулярных" мер).

     К недостаткам кредитно-денежных методов  регулирования следует отнести  тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач государства.

 

      Глава 2. Роль государственного финансового регулирования  в современной  экономике

     2.1. Понятие и структура  финансового рынка 

     Финансовый  рынок представляет собой организованную  или неформальную систему торговли финансовыми  инструментами.  На  этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые  инструменты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают деньги и ценные бумаги.

     Посредством финансового рынка может осуществляться перелив финансовых ресурсов из одних  секторов экономики в другие. Всего  выделяют 4 сектора: домохозяйства, коммерческие фирмы, государственный сектор и  финансовые посредники. Большая часть капитала домашних хозяйств формируется за счет собственных средств. Именно здесь образуется основной избыток финансовых средств, направляемый на финансирование коммерческих фирм, государства и размещается в финансовых институтах (инвестиционные фонды, банки и т. д.). Наибольшую потребность в финансовых средствах испытывает крупнейший сектор – государство. Оно является крупнейшим заемщиком на финансовом рынке, но также выступает как крупнейший кредитор домохозяйств, коммерческих фирм и финансовых посредников. Имеет место и внутрисекторное движение средств. Однако эти денежные потоки "взаимопогашаются", т. к. в конечном итоге сумма сбережений (финансовых активов) равна сумме инвестиций (финансовым обязательствам).

     Финансовый  рынок  предназначен  для  установления  непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Принято выделять  несколько  основных  видов  финансового рынка: валютный рынок, рынок золота и рынок капиталов.

     На  валютном рынке совершаются валютные сделки через банки  и другие кредитно-финансовые учреждения.

     На  рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом.

     На  рынке капиталов аккумулируются и образуются  долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики с помощью  которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности. Рынок капиталов иногда подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Рынок  ценных  бумаг,  в  свою  очередь, подразделяется на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

     Первичный рынок ценных бумаг - выпуск и  первичное  размещение ценных бумаг. На этом рынке  компании получают необходимые финансовые ресурсы путем продажи своих ценных бумаг.

     Вторичный рынок предназначен для обращения  ранее  выпущенных ценных бумаг. На вторичном рынке компании не получают  финансовых ресурсов непосредственно, однако  этот  рынок  является исключительно важным, поскольку дает возможность инвесторам при необходимости получить обратно денежные средства,  вложенные  в  ценные бумаги, а также получить доход от операций с ними.

     Биржевой  рынок представляет собой рынок  ценных  бумаг,  осуществляемый фондовыми  биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами.

     Фондовый  рынок возникает из объективной  необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов для предприятия, корпорации, государства. В то же время  имеется ряд лиц (как юридических, так и физических), располагающих временно свободными денежными средствами. На фондовом рынке происходит купля-продажа финансовых средств. Фондовый рынок играет немалую роль в системе рыночных отношений, которую можно свести к следующим факторам:

     1) привлечение свободных средств в виде инвестиций для развития производства,

     2) обеспечение перелива капитала  из затухающих отраслей в быстро  прогрессирующие отрасли, 

     3) привлечение средств для покрытия  дефицита бюджета, 

     4) генерация индикаторов, по которым  можно оценить состояние экономики в целом,

     5) влияние на изменение темпов  инфляции.

     Внебиржевой рынок предназначен для обращения  ценных  бумаг, не получивших допуска  на фондовые биржи.

     Основу  денежного рынка составляют деньги. Основой  денежного рынка являются банки.

     Денежный  рынок обеспечивает механизм распределения  и перераспределения денег между  кредиторами и заемщиками при  помощи посредников на основе спроса и  предложения.  Главная функция  денежного рынка - трансформация  бездействующих денежных средств в ссудные средства. 

 

      2.2. Государственное  регулирование рынка  ценных бумаг 

Информация о работе Анализ основных статистических данных финансовой системы Российской Федерации