Анализ основных статистических данных финансовой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью написания курсовой работы является раскрытие сущности системы государственного регулирования финансов организаций и роли государственного финансового регулирования в современной экономике.

Исходя из поставленной цели, в ходе написания курсовой работы, решаются следующие задачи:

изучение системы государственного регулирования финансов организаций
знакомство с административными и экономическими методами государственного регулирования финансов
определение роли государственного финансового регулирования в современной экономике
анализ основных инструментов системы государственного регулирования финансов организаций

Содержание

Введение
Глава 1. Система государственного регулирования финансов организаций

1.1. Сущность государственного регулирования, цели и задачи

1.2. Методы, формы и виды государственного регулирования финансов

1.3. Административные методы государственного регулирования финансов

1.4. Экономические методы: бюджетное, налоговое и кредитно- денежное государственное регулирование финансов

Глава 2. Роль государственного финансового регулирования в современной экономике

2.1. Понятие и структура финансового рынка

2.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Глава 3. Анализ основных статистических данных финансовой системы Российской Федерации

3.1. Анализ финансового состояния организаций

3.2. Анализ финансовых рынков

3.3. Анализ налоговых отчислений по видам налогов


Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Система гос регулирования финансов организации на современном этапе.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

     Процесс регулирования характеризуется  многообразием объективных и  субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

 

      1.2. Методы, формы и виды государственного регулирования финансов 

     Моделям государственного регулирования свойственна  циклическая взаимозаменяемость. Кризис в экономике всегда приводит к  смене модели регулирования. Следовательно, государственное регулирование - это  динамичная система, зависимая от конъюнктурных колебаний. Конъюнктурное регулирование - воздействие на совокупный спрос и предложение в зависимости от фазы экономического цикла - более характерно для кейнсианского регулирования, тогда как неоклассические концепции провозглашают борьбу с циклом как единым целым.

     Государственное воздействие на спрос и предложение  сегодня чаще используется не в макроэкономическом регулировании, а для регулирования рынков отдельных товаров или услуг. При этом регулирование некоторых рынков (таких как денежный рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.) оказывает заметное макроэкономическое влияние. Поэтому на таких рынках допустимым считается не только регулирование, но и финансовая поддержка или создание специфического правового режима, например протекционизм по отношению к отечественным производителям финансовых услуг, или отраслям промышленности, дающим наибольший вклад в обеспечение занятости.

     Обращаясь к классификации регулирования (Схема № 1), рассмотрим следующий критерий деления государственного регулирования - по целям и задачам государства. В зависимости от целей и задач, решаемых в рамках государственной экономической политики, регулирование может быть тактическим и стратегическим Стратегическое соответствует решению глобальных, долгосрочных государственных задач, а тактическое направлено на получение конкретных результатов, необходимых для постепенного продвижения к поставленным стратегическим целям.

     

     Схема № 1 Система государственного регулирования финансов. 2

     Поэтому использование одного и того же экономического рычага может иметь различные последствия с точки зрения тактического и стратегического регулирования.

     Одно  и то же государственное решение  может иметь разный экономический  смысл в текущем и перспективном  планировании. Например, понижение  ставки налога на прибыль: тактическое регулирование имеет, на первый взгляд, отрицательный результат - снижение поступлений в бюджет, однако понижение налога стимулирует активизацию предпринимательства, а следовательно, рост налогооблагаемой базы и общей массы поступлений в бюджет, что и является целью стратегического регулирования.

     Еще один критерий классификации - по уровням  государственной власти, на которых  осуществляется принятие регулирующих решений. В рамках национальной экономики, государственное регулирование может осуществляться как на центральном, так и на региональном уровне. Два уровня регулирования имеют место в унитарных государствах, притом центральный уровень имеет, безусловно, приоритетное значение, а на региональном уровне регулируются узкие направления, имеющие "местное" значение.

     В отличие от унитарных государств, в государствах с федеративным устройством, к которым относится РФ, разделение регулирующих функций по 3-м уровням (федеральный, субъектов федерации, местных властей) более ярко выражено и имеет более важное значение. Особенность, например, американской системы государственного регулирования - передача части функций федерального уровня на уровень субъектов федерации (включая механизм государственных расходов, часть налогов и сборов, муниципальные займы, страховой надзор и пр.) К тому же законодательство штатов может ставить экономических субъектов иногда в принципиально разные условия в разных штатах. На федеральном уровне регулируется денежное обращение, внешнеэкономическая деятельность, федеральные налоги, расходы на государственный аппарат, оборону и т.п., то есть решается ограниченный круг задач, имеющих общенациональное значение.

     Проблемы  федерализма в использовании финансово-кредитных регуляторов народного хозяйства считаются сейчас одними из наиболее актуальных не только для нашей страны, но и для Германии, США, Канады.

     Для современной экономической жизни  важное значение имеет и еще один уровень регулирования, исторически  появившийся последним, - межгосударственное экономическое регулирование. Международное разделение труда и интернационализация производства вызвали необходимость участия национальных экономик в мировой экономической системе, которая регулируется на уровне межгосударственных экономических организаций при приоритете экономических, а не административных регуляторов. Поэтому процессы глобализации затронули не только сами регулируемые экономические отношения, но и инструменты государственного воздействия на них.

     Увеличение  роли негосударственных финансов в  глобальной экономике (как механизма саморегулирования) потребовало роста масштабов и многообразия способов их использования и в государственном регулировании, поскольку, как мы уже говорили выше, финансовый капитал - это "невольный" носитель государственных регулирующих воздействий. На характер таких воздействий в финансово-кредитной системе в последние годы оказала влияние гармонизация законодательств и развитие международных регулирующих институтов в первую очередь (наиболее быстрыми темпами) - в рамках ЕС. Однако такая тенденция является не только европейской, но и общемировой - в рамках формирующейся системы межгосударственного регулирования глобальной экономики закладываются основы постепенного сближения экономических законодательств и либерализации режимов доступа на внутренние рынки стран.

     К числу современных тенденций  в регулировании финансового  сектора и использования его  как инструмента других отраслей экономики следует отнести появление  т.н. "интегрированного надзора" на рынках финансовых услуг. Он возник из-за появления, например, "банкассюранс" и подобных ему типов комплексного финансового обслуживания населения и корпораций.

     Потребитель финансовых услуг, как известно, сегодня  весьма требователен, и его не устраивает просто страхование, просто банковское обслуживание, просто накопление пенсии и т.п., ему нужна комплексная финансовая услуга, дающая и накопление средств, и доходность инвестиций, и рост капитала, и безопасность имущества и защиту финансовых интересов.

     1.3. Административные методы государственного регулирования финансов 

     Как уже было отмечено, государственное  регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется  через нормативно-правовые акты различного уровня.

     Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К ним относятся:

     - ограничения;

     - запреты;

     - лимиты;

     - квотирование.

     Повышение эффективности государственного управления и регулирования направлено на продолжение реформирования системы государственного управления и повышение его эффективности, осуществление административной реформы.

     Основными целями административной реформы являются:

  • улучшение качества и доступности государственных услуг;
  • ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе дальнейшая работа по прекращению избыточного государственного регулирования.

     Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • повысить эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также прозрачность деятельности органов исполнительной власти;
  • разработать и внедрить стандарты государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;
  • оптимизировать функционирование органов исполнительной власти и ввести механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;
  • модернизировать систему информационного обеспечения органов исполнительной власти;
  • сформировать необходимое организационное, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение административной реформы в рамках совершенствования системы государственной службы в целом;
  • оптимизировать систему территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

     

     1.4. Экономические методы: бюджетное, налоговое и кредитно- денежное государственное регулирование финансов 

     По  мнению ряда исследователей рыночной и переходной экономики, в рыночной экономике преобладают экономические, а не административные регуляторы.3 Финансово-кредитная система представляет многообразие финансовых и денежно-кредитных инструментов государственного регулирования.

     Основой использования финансов для воздействия  на воспроизводственный процесс  является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое  регулирование), так и государственных  расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды. Использование финансовых регуляторов имеет две стороны:

  1. Дискреционная государственная финансовая политика - предполагает сознательное манипулирование налогами (налоговыми ставками и структурой налогообложения) и государственными расходами в целях изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
  2. Автоматическая финансовая политика основывается на действии встроенных стабилизаторов. Согласно определению "Экономикс" Макконнелла и Брю, встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков.4 Например, при помощи прогрессивной шкалы чистого налогообложения она приводит изменение налогов в прямое соответствие с уровнем национального дохода.

     Налоговое регулирование осуществляется в  процессе мобилизации доходов бюджета. Инструментами регулирования являются все прямые и косвенные налоги.

     Регулирующее  воздействие может осуществляться через повышение или понижение  ставок налогов, дифференциации ставок для различных категорий налогоплательщиков или типов объектов налогообложения, расширение или сужение налогооблагаемой базы и необлагаемых налогом минимумов, освобождение от налогов отдельных категорий налогоплательщиков, предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов, изменение периодичности уплаты налога, распределение налогов по уровням бюджетной системы.

     Прямые налоги (налог на прибыль, на имущество и др.) служат целям стимулирования эффективности вложений в хозяйственную деятельность, особенно если речь идет о прямых налогах с предприятий, фискальное значение которых в последнее десятилетие в развитых странах падает, а регулирующее - все более возрастает.

     Подоходный  налог с граждан, также относящийся  в прямым налогам, исчисляется в  большинстве стран по прогрессивной  шкале, что само по себе содержит регулирующий элемент (действие встроенного стабилизатора). В развитых странах на сегодняшний день из прямых налогов подоходный налог с граждан является первым по сумме поступлений в бюджет.

     Регулирующий  потенциал косвенных налогов (НДС, акцизов) заключается в возможности  через них влиять, прежде всего, на структуру потребления, и через него - на производство.

Информация о работе Анализ основных статистических данных финансовой системы Российской Федерации