Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа
В основе синергетической теории лежит мотив повышения стоимости объединенных компаний за счет возможностей, возникающих в результате объединения (Р. Брейли, С. Майерс, Дж. К. Ван Хорн).33 В тоже время синергетические эффекты возникают и в результате дезинтеграционных процессов, после ликвидации неэффективных подразделений. При рассмотрении видов синергетических эффектов в рамках данной теории выделяют операционные и финансовые синергетические эффекты, также часть авторов (Н.Б. Рудык, Е.В. Семенкова) рассматривают и управленческую синергию.
2. Теория Дж. Матсусаки (2001 г.)
Создание конгломератов он объясняет возможностью, использовать в объединенной компании организационные возможности компании (навыки и возможности менеджеров компании), которые не были востребованы в узкоспециализированной компании. Чтобы не ликвидировать сразу узкоспециализированную компанию, что связано с большими издержками и разрушением стоимости, необходимо диверсифицировать бизнес. Реакция рынка на конгломеративное слияние будет положительной, т.к. это будет сигналом, что компания ищет пути выхода из ситуации, ведущей к ликвидации, т.е. у нее есть перспективы развития. С другой стороны, дисконт в цене конгломератов можно объяснить тем, что компания не нашла еще бизнес, в котором может максимально проявить свои организационные возможности и ей следует продолжить поиск.
Проведенные Дж. Матсусаки эмпирические исследования 63 конгломератов подтвердили его теорию.
3. Теория Максимовича и Филипса (2002 г.).
Они предположили, что направления деятельности конгломерата выбираются исходя из его конкурентоспособности в различных отраслях. Менеджмент компании пытается понять, в каких отраслях, в которых присутствует конгломерат, появляются благоприятные возможности и, исходя из имеющихся в этих отраслях у компании преимуществ, осуществляет экспансию или сокращает сове присутствие отраслях. Если у компании наилучшие конкурентные позиции (возможности) в какой-то одной отрасли, то она будет больше стремиться к специализации.
Максимович и Филипс провели эмпирические исследования по 50 ООО американским компаниям за период с 1974 по 1992 гг. с целью проверки своей гипотезы. Они пришли к выводам, подтверждающим их точку зрения, в частности: большая эффективность производственных мощностей, принадлежащих конгломератам по сравнению с производственными мощностями, принадлежащим узкоспециализированным компаниям; конгломераты больше инвестировали и быстрее росли в тех отраслях, в которых у них были более эффективные производства.
С теоретической точки зрения эффективность конгломератов зависит в значительной степени от развитости рынка: чем менее развит рынок60, тем более привлекательна конгломеративная форма организации бизнеса. Конгломерат может стать «инкубатором» для выживания бизнеса, еще не оцененного рынком в сегодняшних условиях. Конгломерат должен постоянно совершенствоваться, адаптируясь к внешней среде, увеличивая инвестиции в те виды бизнеса, в которых имеет наибольшие компетенции и конкурентные преимущества и дивестируя из тех бизнесов, издержки существования которых внутри конгломерата больше ожидаемых выгод.
Эмпирические исследования
конгломеративной формы организации
бизнеса (Кампа и Кедиа; Грехем, Леммон
и Вульф) показали, что причиной дисконта
к стоимости конгломератов
Неразвита банковская система, фондовый рынок, не защищены права инвесторов, существуют значительные информационные асимметрии.
По результатам
исследований можно сформулировать
факторы, обуславливающие эффективность/
Таблица 1.7
Факторы эффективности/неэффективности конгломератов
Факторы эффективности
Факторы неэффективности
Асимметрия информации.
Отсутствие перспективы основного бизнеса
компании.
Монопольное положение компании-покупателя.
Монопольное положение
компании-цели. Развитые внешние рынки
капитала. Симметричность информации.
«Молодой» бизнес. Высококонкурентный
рынок. Источник: составлено автором.
1. Слияния/поглощения
являются одной из стратегий
реструктуризации компании, заключающейся
в изменении структуры
2. Критерием процесса
реструктуризации компании не
может быть только рост
a) AV = max (Vj - VTeK); где:
AV - абсолютный эффект процесса реструктуризации;
Vi - инвестиционная стоимость компании по i-му варианту реструктурирования; VTeK. - рыночная стоимость компании (без учета преобразований), VTeK = max (Удох., Уак., VpbIH.),
Vaox. - рыночная стоимость компании, определенная доходным подходом; VaK. - рыночная стоимость активов компании;
VPbiH. - рыночная стоимость компании, определенная сравнительным (рыночным) подходом.
b) Э = AV / Затраты на реструктуризацию; где:
Э - относительная эффективность процесса реструктуризации;
Затраты на реструктуризацию, дисконтированные к текущему моменту времени.
c) Эсоц = max (Соц. Затраты* / Ч,); где:
Эсоц - социальная эффективность реструктуризации;
Соц. Затраты; - социальные затраты по i-му варианту реструктурирования (затраты на переобучение работающих, социальные компенсации и льготы); Ч; - численность работающих по i-му варианту реструктурирования.
Мотивом сделок слияний/поглощений является получение синергетических эффектов — новых возможностей (конкурентных преимуществ компании), возникающих в результате реструктуризации компании в различных функциональных сферах ее деятельности (организационной, производственной, коммерческой, финансовой, инновационной, инвестиционной, спекулятивной) и приводящих к росту инвестиционной и рыночной стоимости.
Одним из мотивов
конгломеративных слияний/поглощений
является приобретение гудвилла компании
и получение следующих
Для определения стоимости гудвилла целесообразно применение метода избыточных активов компании, основанного на расчете общей величины активов, необходимых для инвестирования в бизнес при условии среднеотраслевой оборачиваемости активов.