Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа
В основе синергетической теории лежит мотив повышения стоимости объединенных компаний за счет возможностей, возникающих в результате объединения (Р. Брейли, С. Майерс, Дж. К. Ван Хорн).33 В тоже время синергетические эффекты возникают и в результате дезинтеграционных процессов, после ликвидации неэффективных подразделений. При рассмотрении видов синергетических эффектов в рамках данной теории выделяют операционные и финансовые синергетические эффекты, также часть авторов (Н.Б. Рудык, Е.В. Семенкова) рассматривают и управленческую синергию.
определение стоимости избыточных активов как разницы между величиной активов, необходимых для получения среднеотраслевой оборачиваемости, и стоимостью активов предприятия, отражаемых в его финансовой отчетности.
Таким образом, гудвилл компании может быть определен следующим образом:
GW=(-?— -А); Об.А У
(1.7)
где:
GW— гудвилл компании; В — выручка компании;
Об.А — долгосрочная среднеотраслевая совокупных активов, рассчитанная как среднеарифметическая взвешенная за ряд лет по статистическим данным и скорректированная на долгосрочный темп роста;
06.А. = (Е Об.А-i * t / L
t) * (1 + g);
(1.8)
где:
Об.А., - среднеотраслевая оборачиваемость активов за i-ый период; t -номер i-oro периода (1,2,...п);
g - долгосрочный темп роста оборачиваемости активов;
А — стоимость совокупных активов, отражаемых в финансовой отчетности компании.
Данная методика
позволяет учесть особенности формирования
стоимости гудвилла, избежать сложностей
в обосновании значения ставки капитализации
при использовании метода избыточных
прибылей и недостатков, присущих показателю
прибыли. Так, прибыль во многом зависит
от методов бухгалтерского учета
и учетной политики предприятия
(учет запасов, амортизации). Применение
различных методик
Автор считает, что
одним из мотивов реализации стратегии
конгломеративного слияния/
получение информации, позволяющей повысить конкурентоспособность компании (информация о рынках, покупателях, технологиях, и т.д.);
получение доступа к административным ресурсам;
повышение и развитие компетенций менеджеров компании (опыт разработки и реализации управленческих, маркетинговых технологии и
т.д.);
получение информационных технологий;
внедрение новой организационной культуры, др.
Необходимое условие
успешной реализации данной стратегии
— «дружественное» слияние. Один
из аргументов против данной точки
зрения следующий: выгоды реализуются
только при активном взаимодействии
персонала компаний друг с другом.
Не проще ли привлечь в компанию
только менеджмент, работников компании-цели,
не покупая ее материальные активы?
Но, дело в том, что экономические
выгоды возникают при частичном
обмене компетенциями компаний, нужно
также учитывать, что информация
в компании распределена между различными
людьми, отделами, и отдельный индивидуум
не владеет всей информацией и
лишь объединение личностных и профессиональных
компетенций, информационных технологий,
способов обработки информацией, управленческих
технологий, «сетевых» активов может
обеспечить синергетические эффекты.
С этой точки зрения, покупая компанию,
покупается «венчурный проект», характеризующийся,
с одной стороны, высоким риском,
а с другой -возможностью реализации
значительных синергетических эффектов,
связанных с нестандартным
Еще один аргумент в пользу конгломеративных слияний/поглощений — получение финансовых синергии. Как уже отмечалось выше (§ 1.2), эта гипотеза вызывает сомнения у многих исследователей, но, эмпирические исследования показывают, что в результате слияний долговая нагрузка компаний возрастает выше нормального уровня в отрасли.50
«Исследования Мида, Вестона, Мелихера и Раша, Вестона и Мансннхка, Мичела и Шейкда показали, что конгломеративные слияния приводят к значительному увеличению долговой нагрузки новой компании» -Цит по Рудык Н.Б. Конгломеративные слияния и поглощения: Книга о пользе и вреде непрофильных активов: Учеб.-практич. пособие / Н.Б. Рудык. — М.: Дело, 2005. - 224 с.
51 Williamson, О. Corporate Controlb and Business Behavior: An Enquiry into the Effects of Organizational Form of Enterprise Behavior. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall.
Следующий довод
в пользу конгломератов — создание
внутреннего рынка капиталов, который
позволяет более эффективно перераспределять
средства, чем внешний (О. Уильямсон51).
Эффективность внутреннего
быстрое финансирование
рискованных инновационных
- недопущение неэффективного
использования свободных
более полное использование компетенций менеджеров (т.к. в узкоспециализированных компаниях требуются только определенные навыки и компетенции).
Еще одно объяснение
большей эффективности
Итак, преимущества конгломеративной формы организации бизнеса могут быть представлены следующим образом:
Таблица 1.4
Исследования эффективности деятельности конгломератов
Но противников конгломератов гораздо больше. Их негативное отношение к конгломератам подкрепляется анализом реакции фондового рынка на объявления о конгломеративных слияниях/поглощениях и результатов работы конгломератов. Результаты исследований представлены в таблице.
и поглощения: Книга о пользе и вреде непрофильных активов: Учеб.-практич. пособие / Н.Б. Рудык. -М.:Дело, 2005. -224 с.
Хэйлн, Пэлепу, Рубэк,
1997г.) проводили анализ слияний/поглощений,
разделив их на два класса: стратегические
и финансовые. К стратегическим слияниям
они отнесли дружественные
Исследования эффективности деятельности конгломератов показали, что фондовый рынок часто негативно реагирует на решение о конгломеративном слиянии. Возможные причины этого ученые объясняют следующим образом:
Рудык, Н.Б. Конгломеративные слияния и поглощения: Книга о пользе и вреде непрофильных активов: Учеб.-практич. пособие / Н.Б. Рудык. - М.: Дело, 2005. —224 с, с.73. 56 Там же, с. 75.
Принимая решение
о конгломеративном слиянии, менеджеры
действуют, прежде всего, в собственных
интересах, а не в интересах акционеров.
Поэтому инвестиции направляются таким
образом, чтобы повысить компетенции
менеджеров, а не увеличить стоимость
компании. «Менеджер будет готов
приобрести компанию, о бизнесе которой
он имеет достаточно отдаленное представление.
Он готов начать управлять незнакомым
ему бизнесом - только бы сохранить
за собой рабочее место. Ведь при
условии успешного управления ему,
скорее всего, удастся это сделать.
При этом «успешное управление»
не означает, что менеджеру обязательно
нужно добиваться выдающихся результатов
в новом для себя бизнесе и
становиться звездой. Совсем нет. Для
него будет вполне приемлемым вариантом
достичь таких результатов
Размер компании
также имеет значение для компенсации
менеджера: чем больше размеры активов,
находящихся под контролем
С другой стороны, исследования
других ученых (Ферт; Аграваль и Уоклинг;
Абель, Самуэльс и Крана, 1994 г.)58, наоборот,
продемонстрировали рост размеров заработной
платы и компенсаций топ-
Таким образом, однозначных
выводов об обусловленности конгломератных
слияний только агентскими издержками
и эффективности или
По аналогии с преимуществами конгломеративных слияний представим и их недостатки (табл. 1.6).
Таблица 1.6
Противоречивость
теорий и эмпирических исследований
о деятельности конгломератов заставляет
предположить циклический характер
их эффективности/неэффективности: в
зависимости от неких условий, в
одни периоды времени
В настоящее время существует несколько теорий, объясняющих существование конгломератов с точки зрения максимизации стоимости компаний.59
1. Теория финансовой синергии (Флак, Линч, 1999 г.)
Создание конгломерата
вызвано желанием^ одно из компаний,
участвующей в объединении, получить
необходимые ей финансовые ресурсы
под выгодный инвестиционный проект,
который она не может профинансировать
другим способом (в помощью внешних
рынков, например, из-за высокого риска
инвестиционного проекта или
невозможности контроля денежных потоков).
После реализации инвестиционного
проекта компания улучшает свою инвестиционную
привлекательность и вновь
Рудык, Н.Б. Конгломеративные слияния и поглощения: Книга о пользе и вреде непрофильных активов: Учеб.-практич. пособие / Н.Б. Рудык. - M.: Дело, 2005. - 224 с, с.144-168.
Но, данная теория может объяснить только те сделки, в которых одна из компаний находится на стадии рождения или это зрелая компания, испытывающая финансовые затруднения.
Дисконт в стоимости конгломератов теория объясняет тем, что не конгломерат разрушает стоимость - стоимость была уже разрушена до объединения, но при объявлении о слиянии информация о разрушении становится известной рынку, который реагирует на нее снижением стоимости.
Эмпирические исследования Хаббарта, Палия (1999 г.) подтвердили данную теорию.