Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа
В основе синергетической теории лежит мотив повышения стоимости объединенных компаний за счет возможностей, возникающих в результате объединения (Р. Брейли, С. Майерс, Дж. К. Ван Хорн).33 В тоже время синергетические эффекты возникают и в результате дезинтеграционных процессов, после ликвидации неэффективных подразделений. При рассмотрении видов синергетических эффектов в рамках данной теории выделяют операционные и финансовые синергетические эффекты, также часть авторов (Н.Б. Рудык, Е.В. Семенкова) рассматривают и управленческую синергию.
1> вид рынка (монопольный, конкурентный); D» объем рынка;
Ь- важность для производства (стратегический вид продукции) или удельный вес в издержках (высокий удельный вес сырья и топлива в издержках предполагает наличие контроля за этими составляющими затрат);
> возможность синергетических эффектов при объединении.
Зависимость от этих факторов формирует вид цепочки ценностей.
Вертикальная интеграция является наиболее предпочтительной моделью только на данном этапе развития отрасли, чему способствуют следующие обстоятельства:
высокие цены на сырье
и топливо, ограниченность разработанных
месторождений природных
высокая конкуренция на рынке конечной продукции диктует желаемость гарантированных рынков сбыта, отсюда - диверсификация компаний путем включения в холдинги предприятий автопрома, трубных заводов;
монополизм на рынке
предоставления транспортных услуг
определил необходимость
компаний за счет минимизации ее рисков:
минимизация операционных рисков: защита от неблагоприятной конъюнктуры рынка и защита от монополии поставщиков сырья, транспортных услуг, т.д.
минимизация систематических рисков: защита от коррупции, административного давления путем построения крупных градообразующих компаний.
3) низкое качество менеджмента и неготовность к переменам.
43 Красникова M. Профильный передел. // Эксперт. -2004 . - № 16. - С.52-56, с.52.
Но построение крупных
вертикальных диверсифицированных
компаний не характерно для других
отраслей экономики. Тенденция мировой
экономики - специализированные компании,
имеющие преимущество, прежде всего
в качестве продукции. Опыт американской
экономики привел к выводу о неэффективности
конгломератов. Так, в 1979 г. в Америке
было 165 конгломератов. Уже в 1994 г. 33
% из них распродали непрофильные активы
сосредоточились на основном виде бизнеса.
Еще 35 % конгломератов были поглощены
или ликвидированы.43 Таким образом,
для повышения эффективности
бизнеса необходимо избавление от непрофильных
активов. Но решение о том, какие
активы являются непрофильными, принимается
исходя из общей стратегии бизнеса
и существующих рисков компании. Металлургические
компании России пока выбирают стратегию
не узкой диверсификации, а упорядочения
активов, приводящей к созданию практически
самостоятельных
Для выбора конфигурации цепочки ценностей была предложена следующая модель:
Объем рынка Высокий Горизонтальная интеграция Вертикальная интеграция Низкий Аутсорсинг Диверсификация Низкая Высокая Синергия
Рис. 1.3. Выбор конфигурации цепочки ценностей. Источник: Тащилин Д.В. Инструментарий стоимостно-ориентированной стратегии фирмы (на материалах черной металлургии) /Д.В. Тащилин. — Автореферат due. на соискинае уч. степени к.э.н., Волгоград, 2006. -28 с, с.22.
Недостатки вертикальной
интеграции связаны с недостаточной
прозрачностью для внешних
Изменение объемов рынка, появление конкурентов среди компаний, входящих в цепочку стоимости приведет к изменению конфигурации этой цепочки. Например, в последнее время развивается лизинг вагонов. Предоставление таких услуг становится конкурентным, это может привести к тому, что металлургические холдинги избавятся от транспортных компаний как непрофильных.
Конгломеративные слияния/поглощения вызывают неоднозначную реакцию исследователей. «Наследие конгломератов получило низкую или, по
44
44Гохан Патрик
А. Слияния, поглощения и
крайней мере, смешанную оценку», - отмечает Патрик А. Гохан. Многие конгломераты, образовавшиеся на волне слияний 1960-х гг., в 1970з80 гг. были реорганизованы путем дивестиций, отпочкований и др. техник сжатия бизнеса. Но, многие компании и выиграли от диверсификации своей деятельности. Например, Патрик А. Гохан как пример успешной диверсификации бизнеса называет компании General Electric, Allied Signal.45 Выгоды диверсификации можно измерить следующим образом:46
Cov(Ea,EB)<0; (1.6)
где:
Cov (Еа;Ев) - ковариация прибыли компаний А и В.
Если ковариация прибылей объединяющихся компаний меньше нуля, то появляется эффект взаимного страхования, риск объединенной компании уменьшается, что позволяет ей извлечь большее финансирование под более выгодные условия.
Рассмотрим более подробно выгоды и издержки конгломеративной формы бизнеса. Во многом оценка конгломератов зависит от вида рынка (совершенный/несовершенный), на котором они образуются и от того, является ли компания закрытой или открытой.
В условиях совершенного
рынка конгломеративные слияния/поглощения
с теоретической точки зрения
не имеют экономических выгод. Так,
эффект диверсификации (Cov (Еа> Ев) <
0), может быть достигнут и самими
акционерами, а менеджеры должны
сосредоточиться на эффективном
управлении специализированными
45 Там же, с. 164, 165.
46 Там же, с. 167.
На несовершенных
рынках индивидуальный инвестор может
не иметь возможности прямо
Но, если компания-покупатель
является закрытой, то диверсификация
становится теоретически оправданной:
число акционеров компаний закрытого
типа обычно достаточно ограничено, они
сами в типичном случае являются менеджерами,
свободная продажа акций
Еще одним мотивом для конгломеративных слияний, по мнению автора, может служить приобретение гудвилла компании-цели. Гудвилл компании - это неосязяемые активы, неотделимые от компании, основой которых является информация и знания.
47
Иноземцев, В.Л. За пределами экономического общества / В.Л. Иноземцев. — М.: Наука, 1998. — 638 е., с.341.
Информация и знания становятся в рамках корпораций интеллектуальным капиталом, который можно разделить на человеческий капитал (знания, навыки, способности работников, корпоративная культура и философия организации), и структурный капитал (патенты, лицензии, торговые марки, организационная структура, базы данных, электронные сети и т.д.).47 Структурный капитал может быть отчужден от компании - продан, подарен, передан в управление и т.д. Человеческий капитал неотделим от его носителей и не является собственностью компании, он как бы «арендуется» фирмой, поэтому часто не считается активом и не подлежит бухгалтерскому учету. Несмотря на это, именно «качество» человеческого капитала приносит реальные выгоды компании, в виде прямого увеличения дохода, уменьшения риска организации, стабильности получаемых доходов. Эти преимущества находят свое отражение в разрыве между оценками акций на фондовом рынке и бухгалтерскими оценками. Стоимость неосязаемых активов - это «добрая воля» (гудвилл) фирмы, которая определяется доверием акционеров к фирме. Стоимость неосязаемых активов, неотделимых от фирмы — это ее «гудвилл», в который входят: 1) «качество» человеческого капитала; 2) степень доверия акционеров, клиентов, работников фирме; 3) наличие оптимального сочетания всех факторов производства; 4) «качество» менеджмента; 5) наличие «сетевых характеристик» у компании, др.
В настоящее время
происходит интеграция различных форм
капитала. По мнению автора, на первый
план в характеристике капитала выходит
не только «производственное начало
и промышленный капитал», но и интеллектуальный
капитал, информационная инфраструктура,
и способ соединении функциональных
составляющих капитала (банковского, промышленного,
интеллектуального, информационного)
в единое целое. Новые формы интеграции
капитала приводят к сетевой структуре
организаций. Основное внимание в таких
организациях уделяется развитию кооперационных
и информационных сетей. Организация
в сети зависит от активов (материальных
и нематериальных), которые контролируются
другими организациями, а спецификация
активов приводит к тому, что они
имеют ценность только тогда, когда
используются в сети, при выходе
из нее они теряют ценность. Интеграция
организаций приводит к образованию
своего рода «виртуального» капитала,
который представляет собой сложную
интегрированную систему
«Сетевые» характеристики корпорации увеличивают их адаптационные возможности, но это увеличивается и трудность оценки выгод компании от проведения стратегии слияния/поглощения.
Осипов, Ю.М. Опыт философии хозяйства: хозяйство как феномен культуры и самоорганизующаяся система/Ю.М. Осипов. -М.: 1990, с.316.
Стоимость гудвилла
зависит как от объективных факторов,
отражающих реальное повышение
Все эти методы имеют определенные недостатки. Главный из них тот, что в методах используются субъективные оценки: либо экспертов, либо участников рынка. Автор считает, что для определения стоимости гудвилла возможно применения метода избыточных активов. Метод избыточных активов представляет собой модификацию одного из наиболее распространенных методов оценки гудвилла — метода избыточных прибылей. Для определения стоимости гудвилла предлагается рассчитать
общую величину активов, которую необходимо инвестировать в компанию
при условии долгосрочной среднеотраслевой оборачиваемости активов.
Разность между рассчитанной и балансовой стоимостью активов и
представляет собой стоимость гудвилла.
Метод избыточных активов включает в себя следующие этапы:
Иноземцев, В.Л. За пределами экономического общества / В.Л. Иноземцев. - М.: Наука, 1998. - 638 с, с.342.
определение стоимости активов, необходимых для их среднеотраслевой оборачиваемости;