Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 05:52, автореферат
Актуальность темы исследования определяется необходимостью интеграции России в мировое экономическое сообщество, которая предопределяет совершенствование национального банковского бизнеса в ключе мировых тенденций с учетом истории, опыта и особенностей российской банковской сферы.
В действующей в настоящий момент стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2008 года, содержащейся в Заявлении Правительства РФ и ЦБР от 05 апреля 2005 года 983-п-П13, 01-01/1617, среди задач реформирования банковского сектора особое внимание уделено необходимости повышения устойчивости и эффективности банковской системы, а также совершенствованию систем корпоративного управления в кредитных организациях.1
При таком подходе сложность оценки деятельности кредитной организации обусловлена тем, что факторы повышения эффективности должны включать способность банка как хозяйствующего субъекта к саморазвитию, самоорганизации и достижению целей при изменении внешних условий, нацеленность на увязку собственных интересов с интересами партнеров по бизнесу, соответствие социально-культурной политики организации нормам и ценностям коллектива и общества в целом. Поскольку современным критерием эффективности выступает степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех заинтересованных групп, как внутренних, так и внешних, то оценка эффективности должна отражать оптимальное сочетание множества целей и интересов различных групп: собственников, инвесторов, кредиторов, вкладчиков, заемщиков, менеджеров, персонала, контрагентов организации.
Вместе с тем, следует учитывать присущую банку как организации коммерческого типа специфику, которая не может не отражаться на подходах к определению факторов повышения эффективности его деятельности. В диссертации обоснован подход к экономической трактовке сущности банковской деятельности на базе выделения особенностей функционирования банковского капитала и уточнения функционального назначения банков.
В частности, отмечено, что юридическая трактовка понятий «банк» и «кредитная организация», соответствующая установленным банковским законодательствам определениям и нормам, не дает глубокого представления как об объективных функциях и роли банков в воспроизводственном процессе, так и о сущности экономической эффективности банковской деятельности и резервах ее роста.
Анализ существующих в зарубежной и отечественной научной литературе концепций, отражающих функциональное назначение коммерческого банка, позволил прийти к выводу о том, что развитие микроэкономической теории банковской деятельности происходит в трех основных направлениях: рассмотрение банка с точки зрения выполнения функций финансового посредника, в рамках теории банковской фирмы и с позиций осуществления банком тройственной трансформации – капитала, сроков и рисков.
В диссертации аргументировано, что при всех очевидных достоинствах современных подходов к определению функционального назначения коммерческих банков они не в полной мере соответствуют пониманию основных целевых ориентиров банковской деятельности в виде обеспечения долгосрочного банковского предпринимательства и могут проявить слабую адаптационную способность при ухудшении внешних условий функционирования банков и активизации тенденции к снижению их роли в современных социально-экономических процессах.
Недостатки существующих подходов к определению сущности коммерческого банка и необходимость смещения стратегических ориентиров развития банков в направлении обеспечения их конкурентоспособности за счет использования маркетинговых и других видов нематериальных активов предопределяет изменение практики рассмотрения кредитной организации как «портфеля доходных активов» и информационного посредника на её концептуальное представление как предприятия, производящего специфические продукты, успешность деятельности которого зависит, прежде всего, от степени удовлетворения потребностей клиентов и общества в целом.
В диссертационной работе обосновано, что представление стратегии коммерческого банка в виде четкого плана действий, неизменных принципов поведения, однозначно занимаемой позиции или способа достижения определенного положения в будущем не позволяет отразить связь стратегии с экономическими результатами деятельности и ее эффективностью.
В
рамках проведенного в работе сравнительного
анализа влияния стратегий
В
диссертации обосновано, что в
ближайшей перспективе для
В контексте исследования стратегическое управление в современных кредитных организациях определено как проактивный стиль управления, основанный на видении будущего образа организации и на ее динамических организационных способностях. На основе проведенного в работе изучения схем взаимодействия отдельных аспектов формирования стратегии развития современного коммерческого банка последняя представлена в виде обозначающего приоритетные направления деятельности вектора развития, непрерывного инновационного процесса совершенствования функционирования банка, направленного на достижение стратегических целей, обеспечение конкурентных преимуществ и развитие банка за счет применения современных банковских и информационных технологий, повышения качества организации деятельности, банковских продуктов и менеджмента. По содержанию стратегия развития банка представляет собой описание обобщенной модели предстоящего функционирования банка, его долгосрочных целей, действий и способов адекватной реакции на постоянно меняющиеся условия внешней и внутренней среды.
В работе аргументировано, что в контексте занятия выгодных конкурентных позиций соединение внутренних возможностей коммерческого банка с положением на обслуживаемых им рынках возможно путем дополнения стратегии развития коммерческого банка прогнозируемой и желаемой бизнес-моделью банка (рис. 1). Модель ведения бизнеса коммерческого банка как совокупность организационной структуры, методик, процессов взаимодействия и ресурсов, направляемых на удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей банковских услуг, позволяет представить процессы совершенствования системы управления, производства банковских продуктов и осуществления стратегии развития не взаимоисключающими, а взаимосвязанными, то есть увязать развитие банка с одновременным и постоянным повышением качества оказываемых услуг. При таком подходе современные идеи стратегического управления состыковываются с концепцией инжиниринга банковского бизнеса и процессным подходом к управлению.
В диссертации эффективность деятельности банка рассмотрена во взаимосвязи, с одной стороны, с ее качеством, проявляющимся во внутренних и внешних взаимодействиях, осуществляемых в рамках содержащейся в стратегии развития модели ведения бизнеса, и определяющим результативность функционирования, а с другой стороны, с результативностью как с характеристикой степени достижения целей деятельности банка, определенных стратегией его развития. Соответственно, конкурентоспособное положение банка на рынке обеспечивается эффективностью деятельности, базирующейся на результативности, в основе которой лежит качество функционирования.
Аргументированное
в работе рассмотрение стратегического
целеполагания кредитной
Исследованные в работе подходы к решению проблемы управления эффективностью деятельности коммерческих организаций, концепции определения сущности и функционального назначения банка, теории стратегического управления, проведенный терминологический анализ понятий «итог», «результат», «эффект», «результативность», «эффективность» и родственных англоязычных терминов, а также обоснование многоцелевого характера деятельности коммерческого банка и многоаспектности ее конечных результатов позволили заключить, что современному пониманию термина «эффективность функционирования банка» в наибольшей степени соответствует английский термин «performance», подразумевающий многосторонность понятия, его ретроспективную и перспективную направленность и выражение в количественных и качественных характеристиках.
Экономическая эффективность деятельности коммерческого банка трактуется в диссертации как многокритериальное, многофакторное, относительное и вероятностное понятие, которое отражает количественно и качественно оцененное соотношение итога целенаправленно осуществляемой в соответствии со стратегией развития деятельности, определяющегося положительной динамикой стоимости банковского бизнеса с учетом издержек на капитал и возможного изменения ее в будущем, с использованными ресурсами и затратами на достижение этого итога с корректировкой на размер влияния банковских рисков. Оценка экономической эффективности деятельности банка призвана характеризовать текущие и перспективные уровни конкурентоспособности, результативности и качества функционирования, степень его воздействия на внутреннюю среду, внешнее окружение и их гармонизацию, а также соотношение фактических результатов банковской деятельности с ожиданиями различных групп заинтересованных экономических субъектов: клиентов, собственников, менеджмента, персонала, инвесторов, контрагентов, других участников финансового рынка, общества в целом. Определение экономической эффективности деятельности предусматривает ее понимание как в узком, так и в широком смысле – от отдельной операции или бизнес-процесса до функционирования банка в целом, а также по отношению к разным направлениям и сферам его деятельности. Изложенная трактовка понятия эффективности деятельности банка предопределила подход к обоснованию видов, составных элементов и критериев эффективности.
Место и роль анализа эффективности деятельности в системе управления коммерческим банком определяются одним из основных принципов управления – объективности и научной обоснованности принимаемых решений – и практически реализуются посредством оценки воздействия различных внешних и внутренних факторов на общие результаты деятельности банка.
Под процессом управления эффективностью деятельности понимается взаимодействие участников банковских бизнес-процессов в ходе осуществления воздействий на структурные элементы потенциала банка в соответствии со стратегией развития. При этом потенциал коммерческого банка определяется совокупной возможностью имеющихся финансовых, материально-технических, технологических, трудовых, информационных, интеллектуальных и других ресурсов обеспечить максимальное приближение фактических результатов оказания банковских услуг и реализации банковских продуктов к результатам, ожидаемым различными субъектами экономики, т.е. к их существующим и будущим потребностям. В связи с этим в работе предложены классификации видов эффективности по объектам управления, по структурным элементам потенциала и в разрезе выделения возможных источников недостижения банком эффективности.
Вторая группа проблем связана с необходимостью выработки практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности российских коммерческих банков на основе изучения опыта зарубежных банков в области реализации ими рыночных стратегий.
В диссертации вопросы практических действий зарубежных банков, направленных на повышение эффективности деятельности, в рамках реализации ими рыночных стратегий рассмотрены на примере розничного банковского бизнеса, поскольку предоставление банковских услуг физическим лицам является сегодня одним из наиболее динамично развивающихся направлений банковской деятельности во всем мире, и в частности, в России, этот сегмент является одним из наиболее привлекательных для банков с иностранным капиталом, восприимчивых к изменениям рыночной ситуации и динамике эффективности деятельности отдельных кредитных организаций.
В ключе таких мировых тенденций, оказывающих влияние на развитие банковского бизнеса в целом и на сегмент розничного обслуживания, в частности, как глобализация и объединение, либерализация регулирования банковской деятельности, демографические изменения и увеличение численности состоятельных людей рассмотрены тенденции развития и новшества в предоставлении банками отдельных видов услуг для физических лиц, включая расчетные продукты, вклады и депозиты, финансовые продукты, основанные на интеграции банковского и страхового бизнеса, инвестиционные продукты и услуги. Дана оценка возможностям и практические рекомендации по использованию отдельных продуктов в российской банковской практике. На основе схематичного описания в работе индивидуальных моделей ведения бизнеса при удовлетворении потребностей в банковских продуктах и услугах разных направленностей проведено разграничение особенностей составных элементов эффективности банков в условиях специализации, универсализации и персонализации обслуживания клиентов и их потребностей.
Информация о работе Анализ и управление эффективностью деятельности коммерческого банка