Анализ и оценка эффективности управления финансами предприятия (организации)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение финансового планирования в организациях.
Перед нами были поставлены следующие задачи:
Понятие финансового планирования, цель, задачи планирования;
Методы финансового планирования;
Экономическая характеристика деятельности предприятия;
Направления совершенствования финансового планирования.

Содержание

Введение 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФинансовоГО планированиЯ
и его роль в хозяйственной деятельности
предприятия 5
1.1.Процесс финансового планирования 5
1.2.Цели, задачи и методы финансового планирования 12
1.3.Основные показатели в финансовом планировании и методы
их исчисления 18
2. Анализ и оценка эффективности управления финансами предприятия (организации) 26
2.1. Общая характеристика предприятия 26
2.2. Характеристика системы управления финансами на предприятии 28
2.3Комплексная оценка финансового состояния предприятия 35
Экспресс-диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 35
2.3.2. Комплексная оценка финансовой устойчивости предприятия 41
2.3.3. Операционный анализ результатов деятельности предприятия 44
2.4 Анализ финансового планирования на предприятии 48
Заключение 58
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

3 КУРСАЧ ФИНАНСЫ ПЛЕС.doc

— 406.50 Кб (Скачать)
ign="justify">     Пользуясь показателем порогового значения выручки, можно определить ряд показателей, предназначенных для принятия различных управленческих решений.

     Точка закрытия организации (Тзакр) — такой  объем реализации, при котором выручка организации покрывает только переменные и постоянные затраты, и деятельность организации становится экономически неэффективной:

     

     Чем больше отличается от 100 % полученное при  расчете значение данного коэффициента, тем меньше риск для организации  стать экономически невыгодной.

     Кромка  безубыточности (Кбезуб) - это разность между фактическим (Вф) и пороговым объемом реализации (Вп), характеризующая риск получения организацией убытков. Чем меньше кромка безубыточности, тем выше риск получения убытков у организации:

     

     где Вф – фактический объем реализации (выручка) организации в денежных единицах; Вп – пороговый объем реализации (выручка) организации в денежных единицах (порог рентабельности).

     Отслеживание  показателя кромки безубыточности в  динамике позволит судить об изменении  уровня финансового риска получения  организацией убытков. Так, сокращение с течением времени данного показателя свидетельствует об увеличении риска получения убытков и наоборот.

     Запас финансовой прочности (ЗФП) — разница  между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности, рассчитанная в процентном отношении к фактической выручке. ЗФП показывает, на какую величину может снизиться выручка от реализации, прежде чем организация начнет работать убыточно:

     

     В рамках данного пункта курсовой работы студент должен произвести расчет представленных выше показателей для организации за три последних года (табл. 7) и охарактеризовать устойчивость финансового положения организации с точки зрения операционного анализа.

     Таблица 7

     Показатели  операционного анализа результатов  деятельности предприятия 

Показатели Единицы измерения 2008 2009 2010
1. Критическая  (пороговая) выручка  Тыс.руб. 8817/(41146/54314)

=11638,5

20399/(54188/84449)

=31789,5

32273/(66785/107231)

=51819,2

2. Маржинальный  доход Тыс.руб. 54314-13168=

41146

84449-30261

=54188

107231-40446

=66785

3. Уровень  операционного 

рычага (ЭПР)

Тыс.руб. 41146/474=86,81 54188/781=69,4 66785/1082=61,7
4. Точка  закрытия % 21985/54314*100

=40,5

50660/84449*100

=61,2

72719/107231*100

=67,8

5. Кромка  безубыточности Тыс.руб. 54314-11638,5=

42675,5

84449-31789,5

=52659,5

107231-51819,2

=55411,8

6. Запас  финансовой прочности % 78,6 62,4 51,7
 

     Как видно из таблицы ЭПР снижается  за рассматриваемый период времени, что свидетельствует о снижении уровня риска в деятельности организации.

     Чем больше отличается от 100 % полученное при  расчете значение точки закрытия, тем меньше риск для организации стать экономически невыгодной.

     Величина  кромки безубыточности значительна, следовательно риск получения убытков мал. Отслеживание показателя кромки безубыточности в динамике позволит судить об изменении уровня финансового риска получения организацией убытков. Так, сокращение с течением времени данного показателя свидетельствует об увеличении риска получения убытков и наоборот. В нашем случае данная величина увеличивается.

     С точки зрения операционного анализ финансовое положение организации  устойчивое.

     1. Необходимо стремиться к положению,  когда выручка превышает порог  рентабельности, и производить товаров в натуре больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли организации.

     2. Следует помнить, что сила воздействия  производственного рычага тем  больше, чем ближе производство  к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что существует некоторый предел превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен последовать скачок постоянных затрат (новые средства труда, новые помещения, увеличение издержек на управление организацией). 
 

2.4 Анализ финансового планирования на предприятии 

     Частота изменения планов негативно влияет на качество финансового планирования, поэтому основным мероприятием по совершенствованию  методов планирования является разработка платежного календаря, позволяющего контролировать состояние расчетов с покупателями и поставщиками. Расчеты с покупателями – важный фактор, влияющий на финансовый результат предприятия. В соответствии с законодательством, ООО «ПЛЁС» признает выручку по отгрузке (метод начислений). Это значит, что по факту оказания услуг они считаются реализованными, а значит, у предприятия возникает обязанность по уплате налогов. Но фактически при коммерческом кредитовании (т.е. допущении дебиторской задолженности) складывается такая ситуация, что доходы еще не получены, дебиторская задолженность растет, платежеспособность предприятия падает, а налоги предприятие выплачивает с еще не заработанных доходов. Поэтому для ООО «ПЛЁС» является важным планирование денежных поступлений от дебиторов, а также управление собственной задолженностью.

     Система планирования на предприятии не может  существовать без платежного календаря. Невозможно добиться высокого качества финансового планирования без возможности  ежедневного контроля притоков и  оттоков денежных средств. Платежный  календарь предприятия представляет собой инструмент оперативного управления и контроля за движением денежных средств, согласно утвержденных лимитов и приоритетов1.

     Информация, представленная в платежном календаре  предприятия, необходима его крупным  акционерам, руководителям центров финансовой ответственности (далее - ЦФО) и работникам финансово-экономического отдела2.

     С точки зрения бюджетирования платежный  календарь представляет собой систему  резервирования денежных средств из плана.

     Рационально построенные бизнес-процессы помогают минимизировать риск злоупотреблений со стороны сотрудников предприятия за счет разделения функций контроля выплат и их инициации. Например, руководитель подразделения акцептует все заявки на оплату по своему ЦФО и отвечает за выполнение бюджета, а сотрудник планово-экономического отдела контролирует соответствие заявок бюджетным лимитам и выполнение регламентных процедур платежной системы.

     Платежный календарь позволяет решить ряд  важнейших задач:

     1. Не допускать отрицательного  сальдо притоков и оттоков денежных средств и невыполнения обязательств компании перед контрагентами3. Основная цель разработки платежного календаря платежного календаря - борьба с дефицитом денежных средств, при котором отток денежных средств превышает приток. Являясь фактически плановым «расписанием» потока ДДС предприятия, платежный календарь позволяет прогнозировать дефицит денежных средств, заблаговременно принимать меры, чтобы исключить ситуации необходимости осуществления платежей при отсутствии достаточных средств на счете компании. Благодаря планированию притоков и оттоков денежных средств с помощью платежного календаря, можно оперативно изменить планы расходования ДС, тем самым, предотвратив кассовый разрыв.

     2. Не допускать расходов, превышающих  запланированный норматив. Даже если ООО «ПЛЁС» испытывает избыток денежных средств, это не значит, что они подлежат неограниченному расходованию. Расходы допустимы только в рамках установленных бюджетных смет. Непредвиденные ситуации, требующие превысить лимит бюджета, являются чрезвычайными расходами и исключениями из общего правила. «Платежный календарь позволяет контролировать, находится ли платеж в рамках бюджета»4.

     3. Управлять ликвидностью предприятия.  Одним из основных критериев  правильности управленческих решений, принимаемых в финансовой сфере, является положительное сальдо ДС в любой момент времени.

     4. Предоставлять достоверную информацию  в онлайн-режиме. Финансовую информацию  важно получать оперативно, поэтому  трудоемкие расчеты платежного  календаря должны быть автоматизированы. Тогда информация о притоках и оттоках денежных средств и их сальдо будет поступать немедленно.

     5. Обеспечить соответствующее соблюдение  процедур согласования оплаты  расходов. Процедура согласования  должна включать в себя определенное  делегирование ответственности, в зависимости от важности того или иного платежа.

     6. Максимально исключить человеческий  фактор за счет автоматизации  платежного календаря.

     Планирование  притоков и оттоков ДС предполагает возможность управления ликвидностью предприятия. В показателе ликвидности предприятия учтены как состояние и величина его текущих активов, так и обязательств.

     Платежный календарь представляет собой план движения денег в краткосрочной  перспективе, отражающий текущую, инвестиционную и финансовую деятельность компании, утвержденный руководством в рамках лимитов и возможностей предприятия

     Платежный календарь позволяет эффективно управлять кредиторской и дебиторской  задолженностями. Особенно это актуально  при возрастании числа контрагентов, поскольку появляется возможность четко определить даты выплат для своевременного получения топлива, ГСМ, услуг, обеспечения эффективности деятельности предприятия, предупреждения возникновения штрафных санкций.

     Управление  ДС, имеющими отношение к товарно-материальным запасам, сразу ставит задачу управления оборачиваемостью запасов. Чем выше показатель оборачиваемости запасов, чем меньше остатков запасов на складе, тем дешевле обходится предприятию их содержание, тем эффективнее используются ДС для приобретения необходимого сырья, материалов, топлива и ГСМ.

     При недостатке наиболее ликвидных активов  особо важна четкая работа предприятия  по согласованию плана платежей на всех уровнях управления и грамотная, продуманная расстановка приоритетов.

     В деятельности ООО «ПЛЁС» нередко возникает ситуация, когда план денежных поступлений не выполняется, а план расходования ДС исполняется в полном объеме, соответственно, общая сумма заявок на оплату превышает реальное поступление денег. Во избежание платежного дефицита целесообразно ранжировать все платежи по степени их приоритетности или значимости. Оплата по статьям с наиболее высоким приоритетом проводится в обязательном порядке, с более низким - при наличии дополнительных условий. Например, заявки на оплату задолженности перед основными поставщиками топлива, ГСМ, налогов, лицензий, телекоммуникационных услуг удовлетворяются в первую очередь, тогда как расходы на обучение, модернизацию оргтехники финансируются при выполнении плана по выручке не менее чем на 90 %.

     Поэтому очень полезен анализ так называемых постоянных платежей, к которым привыкли и не ставят под сомнение их целесообразность. Свежий взгляд на структуру платежей поможет определить, действительно ли эти расходы обязательны. Составление плана ДДС только тогда имеет смысл, когда можно быть уверенным, что все необходимые платежи учтены. План составляется для того, чтобы исключить необходимость «внезапного» финансирования каких-либо особо важных проектов. Продумывать направления расходования ДС необходимо заранее, в кризисной ситуации уместно введение более жестких сроков по согласованию плана платежей на всех уровнях управления предприятием.

     Что касается исполнения плана, то заслуживает  внимания практика ежедневной сверки сальдо денежных средств на счетах и в кассе, которая позволит исключить возможные злоупотребления, даст менеджерам достоверную информацию о текущем остатке средств на счетах и в кассе предприятия, что необходимо для принятия решений об осуществлении текущих платежей.

     При построении системы денежных платежей компании следует выделить два направления работы. Первое - формирование финансовых планов в среднесрочной перспективе, статей ДДС и иных статей анализа (организации, договоры, контрагенты), лимитирующих выплаты ДС Результатом является документ - «Платежный календарь». Второе - описание движения заявок (платежных реестров) в контексте участников процессов, временных рамок, что рассматривается как бизнес-процесс предприятия, направленный на реализацию документа «Платежный календарь» с точки зрения взаимодействия подразделений и менеджмента предприятия, требующий четкой координации и пристального внимания со стороны руководителей и исполняющего персонала.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности управления финансами предприятия (организации)