Анализ финансового состояния предприятия индустрии гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ финансового состояния предприятия, как инструмента для проведения мероприятий по его улучшению. Чтобы достичь поставленной цели, в настоящей дипломной работе были рассмотрены наиболее важные моменты и направления в проведении финансового анализа, как теоретически, так и практически. Основные направления по улучшению финансового состояния предприятия аргументированы и подкреплены теоретическими выводами и практическими расчетами.

Содержание

Реферат…..………………………………………………………………………….2
Введение…………………………….…………………….….….……….….……..5
Глава I. Сущность и методика анализа финансового состояния предприятия:
Сущность финансового анализа ……..….......................…….………..9
Методика оценки финансового состояния предприятия …..……….12
Виды финансового анализа ………………….………………….…….16
Информационная основа финансового анализа..………………….....21
Классификация методов и приемов анализа. Основные типы моделей, используемых в финансовом анализе…………………..…….….……24
Формирование финансовых результатов предприятия……………....27
Глава II. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия индустрии гостеприимства:………….……………….…..……………..30
Показатели оценки имущественного положения……………..….…...31
Оценка ликвидности и платежеспособности……….…..………...…...32
Оценка финансовой устойчивости………..……………………………33
Оценка деловой активности………..…….………………….………….34
Оценка рентабельности…………………………………………………35
Анализ баланса предприятия и его структуры……………………..….36
Специфика проведения анализа финансового состояния в российских условиях…………………………………….………………………..…...41
Глава III. Анализ финансового состояния Общества с ограниченной ответственностью «НЧ АРТ»:
3.1. Краткая характеристика ООО «НЧ АРТ»…………..………..…….……49
3.2. Общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период………..………..……………………………………………..…..51
3.2.1. Анализ финансовой устойчивости…..………..……….……....57
3.2.2. Анализ ликвидности баланса……………………..…………....62
3.3. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия и анализ рентабельности……………..…………………………….….…………..69
Оценка деловой активности и эффективности использования оборотных средств……….…………..…………………………..………….…..73
Заключение………………………………………………………………………….83
- Основные выводы по анализу финансового состояния предприятия.......83
- Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «НЧ АРТ»……………………………..…………………………..……………86
Список использованной литературы…………..………………………………….93

Работа содержит 1 файл

28765.doc

— 672.50 Кб (Скачать)

 

2.7.Специфика проведения анализа финансового состояния

в российских условиях

 

Опыт проведения финансового  анализа российских компаний в различных видах и изучение попыток выполнения классических аналитических процедур позволяют выделить основные проблемы «российской специфики» в этой области исследований.

Во-первых, во многих случаях  на практике финансовый анализ сводится к расчетам структурных соотношений, темпов изменения показателей, значений финансовых коэффициентов. Глубина исследования ограничивается, в лучшем случае, констатацией тенденции «улучшения» или «ухудшения». Сделать выводы и тем более рекомендовать на основании исходного информационного массива – неразрешимая проблема для специалистов компаний, оснащенных специальными программными средствами, но не обладающих достаточной квалификацией, профессиональным опытом, творческим отношением к рутинным операциям расчета.

Во-вторых, зачастую результаты финансового анализа основываются на недостоверной информации, при  этом она может быть искажена как по субъективным, так и по объективным причинам. С одной стороны, правилом «умелого» российского менеджера считается занижение или сокрытие любыми ухищрениями полученных доходов (прибыли), поэтому для оценки достоверности исходной информации и, как следствие, получения реальных результатов требуется предварительное проведение независимого аудита для обнаружения преднамеренных и непреднамеренных ошибок. С другой стороны, по российским правилам бухгалтерского учета денежные и не денежные формы расчетов не разведены в отчетности (исключение составляет только форма №4 «Отчет о движении денежных средств», он она является годовой).

В результате превалирования бартерных расчетов создается и  культивируется иллюзия о поступательном развитии рыночных отношений в России, при которых предприятия реализуют свою продукцию якобы по рыночным ценам (на самом деле завышенных в силу консенсуса интересов участников бартерных сделок), получают за нее якобы фискальные обязательства в государственный бюджет.

В-третьих, стремление к детализации финансового анализа обусловило разработку, расчет и поверхностное использование явно избыточного количества финансовых коэффициентов, тем более что большинство из них находится в функциональной зависимости между собой (например, коэффициент маневренности собственных средств и индекс постоянного актива, коэффициент автономии и коэффициент соотношения заемных и собственных средств). Предметом особой гордости разработчиков новых программных средств по финансовому анализу является утверждение о том, что созданный инструмент дает возможность рассчитать 100 и более финансовых коэффициентов. Обычно бывает достаточным использовать не более 2-3 показателей по каждому аспекту финансовой деятельности.

В-четвертых, сравнительный  финансовый анализ российских компаний практически невозможен из-за отсутствия адекватной нормативной базы и доступных среднеотраслевых показателей (в зарубежных странах рейтинговые агентства типа «Dun & Brandstreet» производят и регулярно публикуют аналогичные нормативы).

Здесь уместно напомнить общепризнанные в мировой практике стандарты основных финансовых коэффициентов (таблица 2)

Но, как показали расчеты, российские компании, как правило, не отвечают многим из этих нормативных значений и могут быть отнесены в финансовом отношении к неблагополучным (на грани банкротства).

 Таблица  2

Стандарты основных финансовых коэффициентов

Показатель

Нормативное значение

Коэффициент автономии

0,5 – 0,7

Коэффициент маневренности

0,05 – 0,1

Коэффициент покрытия запасов

1,0 – 1,5

Коэффициент текущей ликвидности

1 – 2

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,1 – 0,2

Коэффициент быстрой  ликвидности

0,8 – 1,5

Соотношение дебиторской  и кредиторской задолженности

1

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками  финансирования

0,6 – 0,8

Рентабельность общая

0,05 – 0,15

Рентабельность оборота

0,05 – 0,15


 

Критерии оценки платежеспособности, которые официально использовались до введения в силу нового федерального закона № 6-ФЗ от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)»: коэффициент ликвидности в значении менее 2 и коэффициент обеспеченности собственными средствами значении менее 0,1, также приводили к неадекватным оценкам и могли в предвзятом исполнении привести к банкротству большинства компаний.

В-пятых, достаточно отдаленный от российской практики вид имеют западные интегральные показатели, которые используются многими отечественными аналитиками для оценки вероятности банкротства компаний.

Так, знаменитый Z – счет Альтмана представляет пятифакторную модель, рассчитанную по данным о банкротстве 33 американских компаний в 60-х. Возникает глубокое сомнение в правомерности прямого применения показателя, в российских условиях «эмбрионального» развития рыночных отношений и фондового рынка. В частности, один из факторов модели – отношение рыночной стоимости обычных и привилегированных акций к пассивам – может быть определен только для ограниченного числа российских компаний, имеющих официальные рыночные котировки.

Российские аналоги Z – счета Альтмана (модели рейтинговой оценки Р. Сайфулина и Г. Кадыковой) также основаны на эмпирически рассчитанных коэффициентах и не учитывают отраслевые особенности и реалии российских компаний. Хотя количество дел о банкротстве после введения в силу нового закона резко возросло, но их качественные аспекты заставляют крайне осторожно подходить к формулированию российского Z – счета Альтмана. Речь идет об инспирированном характере многих судебных дел, когда по сути перспективы компании умышленно банкротятся владельцами или заинтересованными крупнейшими кредиторами-монополистами. [4; 254]

В-шестых, особенности российской бухгалтерии заведомо искажают результаты финансовой деятельности. Необходимость учета курсовых разниц в бухгалтерском балансе привела к тому, что после девальвации рубля 17 августа 1998 г. долгосрочные иностранные кредиты были пересчитаны по текущему курсу Центробанка (примерно 24 рубля за 1 доллар) и обусловили значительные убытки многих российских компаний за 1997 г.

Наконец, исходная отчетность анализируемых компаний искажается из-за инфляционных процессов в российской экономике, которые главным образом влияют не на вертикальный (основные пропорции остаются неизменными), а на горизонтальный анализ. В связи с этими обстоятельным условием оценки тенденции изменения финансового состояния компании, является расчет сопоставимых цен на основе применения официальных показателей-дефляторов (индекса цен производителей промышленной продукции, индекса цен приобретения промышленными предприятиями материально-технических ресурсов, индекса цен в капитальном строительстве, индекса потребительских цен).

Все выше сказанное о  «российской специфики» нисколько не умаляет значения традиционного подхода,  отлаженного в странах с развитой рыночной экономикой, для финансового анализа современного состояния и перспектив развития отечественных компаний.

Наоборот, его ценность неизмеримо повысится для владельцев, менеджеров, кредиторов и инвесторов при учете в классических западных методиках условностей российской специфики переходного периода. Такая адаптация традиционного подхода позволит финансовому анализу не только оставаться неотъемлемым элементом финансового менеджмента, но и существенно улучшить обоснованность принимаемых решений.

Основные направления  адаптации традиционного подхода  связаны как с внешними, так  и с внутренними условиями  развития отечественных компаний.

Прежде всего снятию условностей российской специфики будут способствовать:

  • совершенствование правил бухгалтерского учета (в частности, при учете курсовых разниц);
  • совершенствование подходов и методов оценки рыночной стоимости акций компаний (необходимых, например, для оценки капитализации);
  • разработка и корректировка независимыми рейтинговыми агентствами нормативной базы значений финансовых коэффициентов (официальных, отраслевых и, возможно, региональных).

Однако главное внимание при адаптации традиционного  подхода должно быть сосредоточено на закрытии существующих лакун в вышеприведенном алгоритме финансового анализа.

Основные предложения  по дальнейшей разработке заключительных процедур финансового анализа сводятся к следующему:

  • расчету собственных нормативов или оптимальных уровней финансовых коэффициентов для анализируемой компании с помощью известных методических приемов (так, оптимальный уровень коэффициента текущей ликвидности определяется исходя из соотношения сумм дебиторской и кредиторской задолженности, величины оборотных активов, рентабельности продаж, сроков и ритмичности поступления средств покупателей, сроков и ритмичности погашения долгов поставщикам и другим кредиторам, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности);
  • выделению узкой выборки финансовых коэффициентов, состав которой может различаться для различных компаний (пример: для характеристики финансовой устойчивости – коэффициент автономии; платежеспособности – коэффициент текущей ликвидности; деловой активности – коэффициент оборачиваемости активов; рентабельность – коэффициент рентабельности продаж)
  • качественной оценке и определению весов индикаторных показателей исходя из сопоставления с расчетными оптимальными уровнями, тенденциями изменения, взаимного сравнения и принятия логических правил;
  • формулированию и анализу динамики интегрального показателя оценки финансовой деятельности компании исходя из расчетных результатов предшествующих процедур;

- разработке типового формата заключения о финансовой деятельности компании, в котором не только констатируются  проблемы анализируемой компании, но и указываются факторы происходящих и будущих изменений, а также вносятся рекомендации по их преодолению.

Таким образом, алгоритм адаптированного к российским условиям традиционного финансового анализа компании предложен в общем виде на рисунке 2.


Рис. 2. Алгоритм адаптированного  финансового анализа компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВАIII. Анализ финансового состояния Общества с ограниченной ответственностью «НЧ АРТ»

 

3.1. Краткая характеристика ООО «НЧ АРТ»

 

Общество с ограниченной ответственностью “НЧ АРТ” было создано на основе объединения средств его учредителей с целью ведения совместной торговой деятельности в соответствии с законами Татарстана и РФ. Организация была зарегистрирована в 17 ноября 2000 года, в Администрации г. Набережные Челны. Цель создания организации – осуществление рыночных взаимоотношений и получения прибыли на основе удовлетворения потребностей граждан, юридических лиц в выполняемых работах и оказываемых услугах в сферах, определяемых предметом деятельности. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В целом, организацию  можно представить следующим образом:

-   Содержание и эксплуатация автозаправочных станций и автостоянок;

  • Выполнение строительно-монтажных работ;
  • Содержание ресторанов, баров, кафе, клубов;
  • Производство работ и оказание платных услуг предприятиям и населению;
  • Организация общественного питания;
  • Производство продуктов питания;
  • Организация игорного бизнеса, в том числе игровыми автоматами;
  • Сдача в аренду движимого и недвижимого имущества;
  • Розничная и оптовая реализация продовольственных товаров и непродовольственных товаров народного потребления;

Имущество ООО “НЧ  АРТ” образуется за счет:

  • целевых вкладов и взносов, которые могут вноситься как денежными средствами, так и имуществом;
  • доходов от собственной деятельности;
  • других поступлений, не запрещенных законодательством.

ООО “НЧ АРТ” находится в отдельно стоящем стационарном здании. Обществу принадлежит территория за городом общей площадью 4,97 га, на которой находится база отдыха «Тонус». На данной территории расположено 4 летних домика, автостоянка, насаждения,  4 капитальных здания (где находятся: сауна, бассейн, бильярд, ресторан и т.д.). В данное время предприятие ведет строительство гостиницы.

Таблица 3

Основные показатели деятельности ООО «НЧ АРТ» в тыс. руб.

 

Наименование  показателя

2001

2002

Отклонение

2001 к 2002 в  тыс. руб.

  1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

в том числе:

  • Продаж товаров
  • услуг населению

3962

 

 

3095

867

4814,4

 

 

3714

1100,4

852,4

 

 

619

233,4

2. Себестоимость (работ,  услуг)

3230

3876

646

3. Валовая прибыль

732

938,4

146,4

4. Коммерческие расходы

657,5

789

131,5

5. Прибыль от продаж  и услуг

74,5

149,4

74,9

6. Рентабельность продукции

1,9

3,1

1,2

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия индустрии гостеприимства