Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:28, дипломная работа
Цель исследования: провести анализ дебиторской задолженности предприятия, рассмотреть методы управления дебиторской задолженностью на примере МУ «ГСЕЗ».
Данная цель обусловила решение следующих задач:
1. Изучить понятие, сущность и виды дебиторской задолженности;
2. Рассмотреть технологию управления и методы реализации функций управления дебиторской задолженностью;
Этапы управления текущей дебиторской задолженностью.
- На первой стадии анализа с целью отражения реального состояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации выделяется чистая реализационная стоимость.
- На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующим периоде.
На третьей стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.
2.
Выбор типа кредитной политики
предприятия по отношению к
покупателям продукции. В
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.
Учитывая степень риска, финансовое состояние предприятия, а также цели его функционирования, различают три вида стратегии построения кредитной политики предприятия: консервативную, активную и умеренную.
При консервативной стратегии продавец (производитель) пытается практически исключить риск неплатежеспособности клиентов, что возможно при полном отказе от продажи в кредит. Дополнительно предусматривается материальное обеспечение кредита (например вексель, оплату которого гарантирует банк или страховая компания). Противоположностью консервативной является активная стратегия, которая расширяет возможности кредитования покупателей даже при неплатежеспособности. Она способствует увеличению круга дополнительных клиентов, реализации продукции, однако требует наличия значительных источников финансирования дебиторской задолженности для покрытия возрастающих финансовых затрат. В таких случаях неплатежеспособность одного покупателя может повлечь за собой ухудшение финансового состояния многих партнеров и привести к банкротству (эффект домино). В связи с этим многие предприятия выбирают умеренную стратегию, которая характеризуется гибкостью в предоставлении коммерческих кредитов. В зависимости от степени риска, финансового состояния предприятия, перспектив его развития дифференцируются объем, сроки и условия выдачи кредита предоставляется возможность отсрочки погашения задолженности постоянному клиенту, который переживает временные финансовые трудности, разумеется, при существовании шансов на их преодоление7.
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы: современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка; потенциальная способность предприятия наращивать объем; правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность; финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия.
3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направленного в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.
4.
Формирование системы
- срок предоставления кредита (кредитный период);
- размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
- стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
- система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому.
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
- объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществлений;
- репутация покупателя в деловом мире;
- платежеспособность покупателя;
- результативность хозяйственной деятельности покупателя;
- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:
- дееспособность покупателя;
- уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
- состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.
6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности.
7.
Обеспечение использования на
предприятии современных форм
финансирования текущей
8.
Построение эффективных систем
контроля за движением и
Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера текущей дебиторском задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает условие
,
где
ДЗо - оптимальный размер текущей
дебиторской задолженности
ОПдр - дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗдз - дополнительные операционные затраты предприятия по обслуживанию текущей дебиторской задолженности;
ПКдз
- размер потерь капитала, инвестированного
в текущую дебиторскую
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать рефинансирование дебиторской задолженности, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности – факторинг, учет векселей, форфейтинг, секъюритизация.
Факторинг — продажа дебиторской задолженности специализированному финансовому институту, факторинговой компании, обычно без права обратного требования. Факторинговая компания имеет кредитный отдел и проводит кредитные операции по счетам. Основываясь на своих данных кредитного анализа, факторинговая компания может отказаться от покупки счетов, которые она сочтет слишком ненадежными. При помощи факторинга фирма часто избегает расходов, связанных с поддержанием кредитного отдела и инкассированием средств. За несение риска и обслуживание дебиторской задолженности факторинговая компания получает комиссионные, которые обычно составляют около 1% номинальной стоимости дебиторской задолженности. Основные источники факторинга — коммерческие банки, факторинговые филиалы банковских холдинговых компаний и факторинговые компании со стажем. Основной недостаток этого метода состоит в том, что он может оказаться дорогим. Однако необходимо учитывать, что факторинговая компания зачастую освобождает фирму от учетных операций, связанных с коммерческим кредитом, издержек по обслуживанию дебиторской задолженности и расходов по инкассированию8.
Различают насколько разновидностей факторинга, например факторинг с регрессом, когда в случае невозврата дебиторами долгов в установленный срок факторинг- фирма востребует у предприятия ранее предоставленную авансовую сумму. В факторинге без регресса предприятие получает финансирование независимо от последующих платежей дебиторов. В частности, Банк «ВТБ-24» предоставляет услуги факторинга с правом регресса. Обоснование целесообразность факторинга должна строиться на тех же принципах, что и привлечение кредитов, но с учетом определенных выше особенностей факторинга. Например, целесообразность факторинга с регрессом для дебиторской задолженности в национальной валюте может быть определена по формулам (7) и (8).
ДЗ*ФК1+В*ФК2<ДЗ*
+ИЦ-1,
или
ФК1
+
<
+ИЦ-1,
где
ДЗ - среднегодовая сумма
В - выручка предприятия, руб.;
Пд, - переменные затраты в себестоимости реализации, руб.;
ОД - среднегодовая сумма оборотных активов, руб.;
ИЦ - среднегодовой индекс цен, долей;
ФК1 - часть факторинговой комиссии за пользование авансируемыми денежными средствами, долей к авансируемой сумме;
ФК2 - часть факторинговой комиссии за оказание услуг, далей к выручке;
Тдз - ожидаемый срок погашения дебиторской задолженности, лет.
Форфейтинг
представляет собой финансовую операцию
по рефинансированию дебиторской задолженности
по экспортному товарному (коммерческому)
кредиту путем передачи (индоссамента)
переводного векселя в пользу
банка (факторинговой компании) с
уплатой последнему комиссионного вознаграждения.
Банк (факторинговая компания) берет на
себя обязательство по финансированию
экспортной операции путем выплаты по
учтенному векселю, который гарантируется
предоставлением аваля банка страны импортера.
Форфейтинг используется при осуществлении
долгосрочных (многолетних) экспортных
поставок и позволяет экспортеру немедленно
получать денежные средства путем учета
векселей. Однако его недостатком является
высокая стоимость.
Рис. 1. Финансовый
механизм осуществления форфейтинговой
операции рассмотрим на следующей схеме
Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляют собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Данная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
Также обратим внимание на возможность передачи дебиторской задолженности налоговому органу в счет погашения задолженности по налоговым платежам. Для использования такой формы погашения дебиторской задолженности необходимо, чтобы ко дню уплаты налогов у самого кредитора не было на счету денежных средств, поскольку иначе взыскание будет обращено в первую очередь на его деньги.