Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:01, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является АО «Цеснабанк».
Предметом исследования явились активные операции АО «Цеснабанк».
В связи с этим в дипломной работе поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретические аспекты активных операций коммерческого банка;
определить классификацию активных операций АО «Цеснабанк» и их особенности;
провести анализ структуры и динамики активных операций коммерческого банка;
определить проблемы и пути совершенствования управления финансовыми активами коммерческого банка;
предложить пути совершенствования управления активами АО «Цеснабанк».
3.2
Совершенствование
управления активами
коммерческого банка
Главная задача управления банковскими рисками состоит в том, чтобы правильно оценивать возможность риска при проведении той или иной операции и свести его до минимального уровня. Данная работа постоянно требует совершенствования, в связи с этим в целях совершенствования и эффективной реализации стратегии банка в области кредитования и управления кредитными рисками в АО «Цеснабанк» предлагаем, по примеру АО «Народный банк Казахстана», разработать Положение «О внутренней кредитной политики АО «Цеснабанк» для дальнейшего совершенствования кредитного процесса путем достижения максимизации доходности и минимизации рисков», в котором указать ограничения по портфелю кредитов.
Валютные риски обычно управляются в банках различными методами.
Так, например,в мировой и отечественной банковской практике очень распространены следующие виды лимитов:
- лимиты на вадюты иностранных государств (устанавливается максимально возможные суммы для операций в течении дня с клиентами и контрпартнерами в сумме из каждой конкретной страны);
Первым шагом к минимизации валютных рисков внутри структуры АО «Цеснабанк» может явиться установление лимитов на валютные операции.
- лимиты на операции с контрпартнерами и клиентами (устанавливается максимально возможная сумма для операций на каждого контрпартнера, клиента или виды клиентов);
- лимит инструментария (установление ограничений по используемым инструментам и валютам с определением списка возможных к торговле валют и инструментов торговли);
- установление лимитов на каждый день и каждого дилера (обычно устанавливается размер максимально возможной открытой позиции по торгуемым иностранным валютам, возможный для переноса на следующий рабочий день для каждого конкретного дилера и каждого конкретного инструмента);
- лимит убытков (устанавливается максимально возможный размер убытков, после достижения которого все открытые позиции должны быть закрыты с убытками). В некоторых банках такой лимит устанавливается на каждый рабочий день или отдельный период (обычно один месяц), в некоторых банках он подразделяется на отдельные виды инструментов, а в некоторых банках может также устанавливаться на отдельных дилеров.
Кроме лимитов в мировой практике применяются следующие методы снижения валютных рисков: взаимный зачет покупки-продажи валюты по активу и пассиву, так называемый метод «мэтчинг», где с помощью вычета поступления валюты из величины ее оттока банк имеет возможность оказывать влияние на их размер и соответственно на свои риски; использование метода «неттинга», который заключается в максимальном сокращении количества валютных сделок с помощью их укрупнения. Для этой цели банки создают подразделения, которые координируют поступления заявок на покупку-продажу иностранной валюты; приобретение дополнительной информации путем приобретения информационных продуктов специализированных фирм в режиме реального времени отображающих движение валютных курсов и последнюю информацию; тщательное изучение и анализ валютных рынков на ежедневной основе.
Ну и конечно, для ограничения валютных рисков применяется хеджирование. Хеджирование - это процесс уменьшения риска возможных потерь. Фирма может принять решение хеджировать все риски, не хеджировать ничего или хеджировать что-то выборочно. Она также может спекулировать, будь то осознано или нет.
Отсутствие хеджирования может иметь две причины: во-первых, фирма может не знать о рисках или возможностях уменьшения этих рисков, во-вторых, она может считать, что обменные курсы или процентные ставки будут оставаться неизменными или изменяться в ее пользу. В результате фирма будет спекулировать: если ее ожидания окажутся правильными, она выиграет, если нет - она понесет убытки.
Хеджирование всех рисков - единственный способ их полностью избежать. Однако финансовые директора компаний отдают предпочтения выборочному хеджированию. Если они считают, что курсы валют или процентные ставки изменятся неблагополучно для них, то хеджируют риск, а если движение будет в их пользу - оставляют риск непокрытым. Это и есть, в сущности, спекуляция. Интересно заметить, что прогнозисты-профессионалы обычно ошибаются в своих оценках, однако сотрудники финансовых отделов компаний, являющиеся «любителями», продолжают верить в свой дар предвидения, который позволит им сделать точный прогноз. Одним из недостатков общего хеджирования (т. е. уменьшения всех рисков) является довольно существенные суммарные затраты на комиссионные и премии опционов. Выборочное хеджирование можно рассматривать как один из способов снижения общих затрат.
Другой способ - страховать риски только после того, как курсы или ставки изменились до определенного уровня. Можно считать, что в какой-то степени компания может выдержать неблагоприятные изменения, но когда они достигнут допустимого предела, позицию следует полностью хеджировать для предотвращения дальнейших убытков. Такой подход позволяет избежать затрат на страхование рисков в ситуациях, когда обменные курсы или процентные ставки остаются стабильными или изменяются в благоприятном направлении.
Риски, связанные со сделками, предполагающие обмен валют, могут управляться с помощью политики цен, включающей определение, как уровня назначаемых цен, так и валют, в которых выражается цена. Также существенное влияние на риск могут оказывать сроки получения и выплаты денег. Кроме вышеописанных действий по снижению операционного валютного риска также активно используется следующий прием: счет- фактура покупателю товара выписывается фирмой в валюте, в которой производилась оплата при импорте.
Также АО «Цеснабанк» необходимо и в дальнейшем уделять пристальное внимание управлению процентным риском(таблица 7), так как игнорирование им может негативно воздействовать на доходы и стоимость активов, пассивов и капитала.
Неоспоримое достояние бизнеса АО «Цеснабанк» это взаимовыгодное сотрудничество и деловые отношения с партнерами. В этой связи, в целях особый интерес представляет выработка банком маркетинговой стратегии Управление Корпоративного и инвестиционного Бизнеса (далее УКИБ) и стратегия Управление Малым и средним бизнесом (далее УМСБ) на 2010-2011 годы.
Рассмотрим основные цели банка в выработки и обеспечения маркетинговых стратегии Управления Корпоративного и инвестиционного Бизнеса (УКИБ):
Достигнуть системы единой точки контакта для всех клиентов корпоративного и инвестиционного бизнеса Банка.
Быть среди лидеров по качеству обслуживания (соглашения по качеству обслуживания (СКО), консультации, специалисты по секторам экономики).
Обеспечить корпоративных клиентов интегрированными продуктами и услугами, и индивидуальным решением к их индивидуальным требованиям.
Стать признанным банком за счет привлекательного брэнда для корпоративного бизнеса, так, чтобы клиенты могли рекомендовать нас другим.
Быть лидером по новшеству продуктов и услуг на рынке корпоративного бизнеса.
Рассмотрим
основные стратегические направления
УКИБ
АО «Цеснабанк» (таблица 8).
Основными задачами являются:
- увеличение ссудного портфеля без потери качества;
Таблица 7 - Способы управления уровнем процентного риска
Ситуации | Рекомендации |
1.
Ожидается рост достаточно |
Увеличить сроки
заемных средств;
Сократить кредиты с фиксированной процентной ставкой; Сократить сроки инвестиций; Продать часть инвестиций (в виде ценных бумаг); Получить долгосрочные займы; Закрыть некоторые рисковые кредитные линии. |
2. Процентные ставки растут, ожидается достижение их до максимума в ближайшее будущее | Начать сокращение
заемных средств;
Начать удлинение сроков инвестиций; Начать подготовку к увеличению доли кредитов с фиксированной ставкой; Подготовиться к увеличению доли инвестиций в ценные бумаги; Рассмотреть возможность досрочного погашения задолженности с фиксированной ставкой. |
3. Ожидается снижение достаточно высоких процентных ставок | Сократить срок
заемных средств;
Увеличить долю кредитов с фиксированной ставкой; Увеличить сроки и размер портфеля инвестиций; Открыть новые кредитные линии. |
4. Процентные ставки снижаются близки к минимуму | Начать удлинение
сроков заемных средств;
Начать сокращение сроков инвестиций; Увеличить удельный вес кредитов с плавающей ставкой; Сократить инвестиции в ценные бумаги; Выборочно продать активы с фиксированной ставкой. |
Таблица 8 - Основные стратегические направления Управления Корпоративного и инвестиционного Бизнеса (УКИБ) АО «Цеснабанк»
Задачи | Измерители | Результаты |
I. Понимание клиента, формирование знаний о клиенте | ||
а. Сегментация клиента | Полезность информации по клиентской базе, полученной за счет аудита. | Аудит существующей клиентской базы для дальнейшей разработки сегментации. Рыночное исследование для сегментации новых клиентов МСБ по секторам и профилю риска. |
II.
Совершенствование качества | ||
а. Контроль качества обслуживания. | Процент достижения или перевыполнения целей качества обслуживания подразделениями. | Разработка Кодекса Банка по качеству обслуживания (СКО), который пересматривается ежегодно; ежемесячный обзор выполнений по качеству обслуживания бизнес единиц. |
б. Разработка новых продуктов, в т.ч. пакетов продуктов. | Выполнение продаж по новым продуктам; эффект на степень удовлетворенности клиентов по сервису и продуктам. | Ежегодный план действий по новому продукту и поквартальный обзор эффективности стратегии нового продукта. |
III. Совершенствование бизнес - процессов | ||
a.
Корпоративное стратегическое |
Процент выполнения задач стратегического плана по расписанию и по требуемым стандартам | Ежегодный и поквартальный обзор выполнения корпоративной стратегии. |
б. Бизнес-планирование для подразделений и филиалов. | Процент выполнения задач филиалам стратегического плана по расписанию и по требуемым стандартам | Ежегодный и поквартальный обзор выполнения стратегии в филиалах. |
б. Разработка методов продаж (перекрестная продажа и др.). | Эффект на степень удовлетворенности клиентов по сервису | Ежегодный план действий по продажам и поквартальный обзор эффективности стратегии по продажам. |
В
области маркетинговой
По стратегии УМБС банк намерен революционизировать опыт работы с клиентами МСБ следующим образом:
Конкурировать не только по цене, но и по ценности - качество обслуживания и знание клиента.
Сделать МСБ банкинг различной от конкурентов – Мы делаем малый и средний бизнес простым.
Увеличить возможности перекрестных продаж клиентам МСБ.
При этом АО «Цеснабанк» ставит перед собой следующие цели:
Рыночное позиционирование МСБ предполагает в период среднесрочного плана, дифференцировать АО «Цеснабанк» в сегменте МСБ запуская серию продуктов и услуг, предлагающиеся наряду с консультациями для МСБ через персональных менеджеров. Охарактеризуем запускаемые продукты и услуги банка: