Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:10, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее изучение ФПГ, закономерности и особенности их становления, функционирования и развития. В работе будет проведен анализ основных показателей их финансовой деятельности. Кроме того, будут рассмотрены особенности финансов агропромышленных финансовых групп.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика финансово-промышленных групп…………...6
1.1. Сущность и значение финансово-промышленных групп…………………..6
1.2. Особенности формирования и развития финансово-промышленных групп в России……………………………………………………………………………10
Глава 2. Финансовая деятельность финансово-промышленных групп……….17
2.1. Учет и отчетность в финансово-промышленных группах………………...17
2.2. Анализ финансовой деятельности финансово-промышленных групп…...21
Глава 3. Агропромышленные финансовые группы в РФ………………………28
3.1. Формирование и эффективное функционирование аграрных финансово-промышленных групп в РФ……………………………………………………...28
3.2. Особенности финансов аграрных финансово-промышленных групп……41
Заключение………………………………………………………………………..45
Список использованной литературы…………………………………………….49
2. Максимальный объем вложений банка в одну компанию – 10% капитала банка.
3. Максимальный объем кредитов сроком выше одного года – 120% от заимствований сроком на один год.
Данные ограничения близки к западным аналогам, однако в наших условиях они существенно сокращают объем поддержки, которую финансовые институты могут оказать агропромышленным финансовым группам.
Переходя к рассмотрению четвертого проблемного блока, следует отметить, что в числе законодательно установленных мер государственной поддержки ФПГ в РФ значатся инвестиционное кредитование групп и предоставление гарантий. Однако в настоящее время данные меры не нашли своего практического воплощения.
3.2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ АГРАРНЫХ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП
Организация финансовой деятельности агропромышленных формирований строится на принципе взаимовыгодного сотрудничества и создания четкой сбалансированной технологической цепочки по производству конкурентоспособных видов продукции.
При этом немалое значение имеют формы финансовой поддержки, которые могут быть самыми различными. Одно из них – широкое использование механизма залоговых операций на сельскохозяйственную продукцию. В странах со стабильной экономикой производитель сельскохозяйственной продукции в случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры может сдать всю произведенную продукцию корпорации товарного кредита по гарантированным ею ценам. При этом корпорация, как правило, контролируемая государством, предоставляет сельскому товаропроизводителю кредит под продукцию с более низкой процентной ставкой, чем в коммерческих банках. Необходимые для нормальной деятельности суммы кредитов выдаются производителям под залог производимой продукции сроком от 9 до 12 месяцев. К тому же сельский товаропроизводитель имеет право выбора – в случае роста цен на произведенную продукцию он возвращает корпорации кредит и в дальнейшем самостоятельно реализует свою продукцию по более высокой цене, получая от такого рода сделки дополнительный доход.
Аналогичный
принцип поддержки
Кредитование аграрных финансово-промышленных групп в первую очередь должно быть направлено на реализацию перспективных программ и проектов внедрения новых технологий, реконструкции производства с использованием новейших достижений науки и техники, на охранно-экологические проекты. С повышением эффективности отрасли сеть банковских организаций, способных инвестировать сельских производителей под залог будущей продукции, может быть расширена за счет корпоративных банков, кредитных кооперативов, создаваемых на денежные средства сельских товаропроизводителей. В отличие от коммерческих банков такие финансовые структуры не будут ставить во главу своей деятельности получение максимальной прибыли, что положительно может сказаться на финансировании необходимых производственных затрат и реальном сохранении денежных средств в сфере агропромышленного производства.
Сельские
товаропроизводители могут
Механизм
финансового обеспечения
Необходима кредитно-финансовая система обслуживания сельских товаропроизводителей. В нее должны войти Россельхозбанк и другие устойчиво работающие коммерческие банки, кредитные, ссудо-сберегательные, финансово-кредитные союзы, кооперативы и товарищества. В крупных сельских населенных пунктах возможно создание кооперативных банков с дальнейшим их развития и расширения.
Некоторые банковские учреждения дают сельхозпредприятиям кредиты под урожай определенной возделываемой ими культуры с условием дальнейшей оплаты кредита или процентов по нему непосредственно продукцией, но по заведомо заниженным ценам. В таких случаях заемщик – агропромышленная финансовая группа или ее предприятие вправе отказаться от предлагаемых банком условий и выплатить кредит в установленные банком сроки в денежной форме.
Краткосрочный кредит, как правило, выдается на срок, необходимый для производства и реализации того или иного вида продукции, но не более чем на один год.
К
одному из направлений смягчения
сложившейся неблагоприятной
Агропромышленные финансовые группы и другие агропромышленные финансовые формирования к долгосрочным кредитам, которые даются на срок более трех лет, прибегают пока крайне редко. Для оформления долгосрочного кредита агропромышленной финансовой группе или ее предприятиям нужны дополнительные документы (если сравнивать с оформлением краткосрочного кредита).
В каждой отдельно взятой аграрной финансово-промышленной группе, прежде чем воспользоваться услугами кредитных организаций, должна быть разработана инвестиционная программа на один – пять лет, в которую входили бы следующие основные элементы: цели и направления совместной инвестиционной деятельности, перечень рекомендуемых советом управляющих инвестиционных проектов.
При этом заемные денежные средства должны направляться в первую очередь на реализацию самых перспективных проектов с гарантией окупаемости вложенных материальных и финансовых ресурсов в короткие сроки. Центральная компания агропромышленной финансовой группы по наиболее выгодным каналам закупает все необходимое оборудование и другие материально-технические средства, принимает активное участие в осуществлении проекта, а также осуществляет контроль за ходом строительства или модернизации, за целенаправленным и экономным расходованием инвестированных материальных и денежных ресурсов.
Создание агропромышленных формирований в зависимости от состава их участников приводит к двойному налогообложению, частичной потере налоговых льгот, предусмотренных для сельскохозяйственных предприятий Поэтому при различных формах взаимоотношений сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий важное значение имеет выбор вариантов налогообложения и бухгалтерского учета. Так, налоговое законодательство предусматривает льготы по целому ряду налогов в зависимости от вида деятельности юридического лица. Как свидетельствует анализ нормативных документов, регулирующих налогообложение, наибольшее количество льгот имеют организации, получающие не менее 70% выручки от реализации произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По
результатам проведенной работы
можно сделать следующие
Проблемы, с которыми сталкиваются финансово-промышленные группы, это проблемы не только внешнего, но и внутреннего характера, которые появляются как на стадии формирования группы, так и на протяжении всего ее развития.
К основным внешнем проблемам следует отнести проблемы общеэкономического, правового и концептуального характера.
Проблемы общеэкономического характера напрямую связаны в производственным, финансовым и инвестиционным кризисом в стране.
В последние годы экономическое развитие демонстрирует определенную устойчивость, экономисты, оперируя данными статистики, говорят об увеличении ВВП, но не стоит забывать, что рост ВВП еще не говорит о глобальном экономическом подъеме, а лишь свидетельствует о положительной динамике роста по отношению к изначально низкому уровню. Следовательно, остаются проблемы, связанные с сокращением платежеспособного спроса, которые, в свою очередь, негативно влияют на межкорпоративные отношения. Кроме того, слабость банковского сектора, слабая развитость фондового рынка способствуют формированию еще одной, не менее важной проблемы, несоответствия реальных инвестиций тому объему, который обеспечивал бы масштабную модернизацию российской экономики. Таким образом, налицо проблема недостатка инвестирования финансово-промышленных групп, что приводит к замедлению их развития. Слабость банковского сектора выражена в относительно малом количестве мощных кредитно-финансовых организаций, способных выступить в качестве источника серьезных инвестиций в промышленность России. Несмотря на то, что совокупный капитал российских банков значительно увеличился за последние годы, их капитализация, по отношению к банкам большинства развитых стран, остается весьма незначительной.
Что касается проблем концептуального характера, то они проявляются в отсутствии четко сформулированной стратегии государства по отношению к формированию и развитию финансово-промышленных групп.
С одной стороны, в России принято множество различных законодательных актов, направленных на поддержание и развитие финансово-промышленных групп, а с другой – реальная поддержка не обеспечивается исполнительной властью, в том числе вследствие ограниченности ресурсов, т.е. фактически остается «на бумаге». На практике для большинства групп оказывается практически невозможным получение положенных им льгот, лишь избранные финансово-промышленные группы в качестве исключения могут претендовать на некоторые из них.
С первыми проблемами финансово-промышленные группы сталкиваются еще на стадии регистрации, так как для регистрации группы необходимо иметь неординарный организационный план, который должен доказать, что деятельность вновь сформированной группы принесет больше пользы народному хозяйству, чем деятельность предприятий, финансово-кредитных и торговых организаций в отдельности. Прежде чем организационный план будет признан регистрирующим органом, необходимо будет пройти длинную цепочку согласований, в ходе которой придется наткнуться на немалое количество «подводных камней». Все это не способствует развитию финансово-промышленных групп, а только замедляет их создание.
Немаловажными являются и проблемы законодательного (правового) характера, негативно влияющие на деятельность российских финансово-промышленных групп. Несмотря на достаточно развитую правовую базу по регламентированию вопросов, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленных групп, она, в ряде случаев, противоречит другим нормативным правовым актам. Иными словами, отсутствует четкая согласованность между законодательством по финансово-промышленных группам и общим законодательством о предприятиях и предпринимательской деятельности. Таким образом, правовое несоответствие позволяет в каждом конкретном случае принимать различные решения.
В
внутренним проблемам развития финансово-промышленных
групп следует отнести
Таким образом, можно констатировать, что основной причиной проблем является отсутствие единой стратегии и цели объединения промышленных и финансовых предприятий в группу. Отсюда возникает целый ряд проблем, препятствующих эффективной и взаимовыгодной реализации потенциальных преимуществ финансово-промышленных групп, а недостаточная поддержка со стороны государства и отсутствие адекватной законодательной базы не способствует их эффективному развитию.
Обеспечить полноценную поддержку финансово-промышленных групп государству может мешать ограниченность в ресурсах и возможные ограничения со стороны антимонопольных органов.
Что касается первой проблемы, то относительно небольшие показатели ВВП в совокупности с недостаточно эффективной фискальной политикой государства приводят к недостаточному количеству финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на поддержку финансово-промышленных групп.
Говоря о возможных ограничениях со стороны антимонопольных органов, то в концентрации огромных производственных и финансовых ресурсов внутри одной группы государственные органы могут видеть попытку ограничения конкуренции, что, в свою очередь, негативно скажется на экономике в целом.
Решив
проблему государственной поддержки,
а также проблемы с законодательной базой,
можно вывести финансово-промышленные
группы на качественно новый уровень,
что положительно отразиться на улучшении
общего промышленного и финансового секторов
в России, а следовательно, и на всей российской
экономике.