Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:10, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее изучение ФПГ, закономерности и особенности их становления, функционирования и развития. В работе будет проведен анализ основных показателей их финансовой деятельности. Кроме того, будут рассмотрены особенности финансов агропромышленных финансовых групп.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика финансово-промышленных групп…………...6
1.1. Сущность и значение финансово-промышленных групп…………………..6
1.2. Особенности формирования и развития финансово-промышленных групп в России……………………………………………………………………………10
Глава 2. Финансовая деятельность финансово-промышленных групп……….17
2.1. Учет и отчетность в финансово-промышленных группах………………...17
2.2. Анализ финансовой деятельности финансово-промышленных групп…...21
Глава 3. Агропромышленные финансовые группы в РФ………………………28
3.1. Формирование и эффективное функционирование аграрных финансово-промышленных групп в РФ……………………………………………………...28
3.2. Особенности финансов аграрных финансово-промышленных групп……41
Заключение………………………………………………………………………..45
Список использованной литературы…………………………………………….49
1.2.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И
Регистрация ФПГ В Российской Федерации осуществляется с 1994 г. если в 1993 г. была только одна группа (к которую входило 20 промышленных предприятий и 1 кредитно-финансовое учреждение), то в 1994 г. их стало уже 7 (150 промышленных предприятий и 14 финансово-кредитных учреждений), в 1995 г. – 27 (соответственно 273 и 51), в 1996 г. – 46 (соответственно 710 и 95), в 1997 г. – 72 (соответственно1121 и 154). По состоянию на июнь 1999 г. официальный статус получили 84 группы. В их состав вошли на добровольной основе более 1600 промышленных предприятий и организаций, 146 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых в них превысила 3 млн. человек. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных ФПГ. Из 100 крупнейших банков России 48 вошли в состав ФПГ или сами создали такие группы. Среди наиболее крупных участников зарегистрированных ФПГ такие промышленные предприятия, как Магнитогорский, Западно-Сибирский, Орско-Халиловский, металлургические комбинаты, Красноярский алюминиевый завод, АО «АвтоВАЗ», «КамАЗ», Челябинский трубопрокатный завод.
В зависимости от центра формирования группы 90% составляют производственные группы (сформированные вокруг одного или группы промышленных предприятий) и 8% - банковские.
По виду организационного строения 36% - вертикально интегрированные группы, 53% - горизонтально интегрированные, 6% - конгломераты.
По территории деятельности 14% - транснациональные (межгосударственные), 40% - межрегиональные, 46% - региональные.
В зависимости от размеров 50% - группы малого размера, 40% - среднего размера, 10% - крупного размера.
В зависимости от способа и формы внутригруппового строения и управления деятельностью наиболее привлекательной формой интеграции являются «мягкие» ассоциативные структуры, основанные на развитии внутренних договорных отношений: союз, ассоциация, консорциум (95%), что касается организационных объединений типа холдинга, то их привлекательность пока невысока (5%).
В целом ФПГ охватывают более 100 направлений деятельности в самых разнообразных отраслях народного хозяйства. Большинство ФПГ созданы по отраслевому принципу и специализируются в конкретной отрасли. При этом они включают в свой состав организации, специализация которых не совпадает с основным направлением деятельности группы.
Российским ФПГ предстоит большая работа, прежде чем они будут отвечать возложенным на них задачам. Многие из сформированных ФПГ пока носят переходный характер и не могут устойчиво существовать в нынешней форме. Направление их развития главным образом будет зависеть от роли и места финансового института в деятельности группы. Поэтому финансово-промышленные группы трансформируются либо в «истинные» ФПГ, либо в крупные промышленные группы.
В первом случае в среднесрочной перспективе ФПГ будут носить четко выраженную промышленную направленность или стать «высокодиверсифицированным инвестиционным портфелем» крупного коммерческого банка. Во втором – это крупные промышленные группы с промышленно направленной стратегией или региональные конгломераты, направленные на развитие региональных рынков.
Все
банковские ФПГ представляют собой
высокодиверсифицированные
Все это говорит о том, что уже сейчас банковским ФПГ необходимо заняться выработкой стратегии развития, а следовательно, выбрать одно из возможных направлений деятельности по финансированию промышленности:
- чисто коммерческая банковская деятельность;
-
прямые инвестиции и
- портфельные инвестиции (инвестиционная банковская деятельность).
Что
касается промышленных ФПГ, можно предположить,
что финансово-промышленные группы,
сформированные на базе предприятий нефтегазовой,
химической, металлургической промышленности
(ядро данных групп составляют крупные
производственно-
Перерастание ФПГ в холдинговые компании сможет оказать благотворное воздействие на экономическую политику металлургии и связанных с ней отраслей: горнодобывающей, металлопотребляющей. Это в свою очередь приведет к снижению внутренних цен на металлопродукцию и к ускорения развития машиностроения. Ценовая политика металлургической отрасли облегчит продвижение металлообрабатывающей промышленности на мировой рынок, сделает ее конкурентоспособной.
Что
же касается ФПГ, у которых кооперационные
связи между предприятиями
Из
всех типов промышленных ФПГ в
наиболее тяжелом положении окажутся
ФПГ, включающие в свой состав предприятия
одного вида, обладающие уровнем рентабельности
недостаточным для
Для большинства промышленных групп наиболее важным становится вопрос о государственной поддержке. Некоторые из них уже сейчас активно и эффективно сотрудничают с местными органами исполнительной власти, что позволило им не только выжить, но и начать реструктуризацию.
В результате финансового кризиса большинство банков, составляющих основу российских ФПГ, столкнулись с колоссальными финансовыми проблемами и в ближайшее время будут вынуждены сбросить часть своих активов. Это в свою очередь привело или приведет к усилению внутритерриториальной кооперации предприятий, а следовательно, послужит новым стимулом к образованию ФПГ в рамках одного или нескольких соседних регионов.
Развитие региональных ФПГ, с одной стороны, можно рассматривать как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой – как средство решения региональных экономических и социальных задач. В настоящее время в работе ФПГ уже наметилась тенденция смещения акцентов с федерального на местный уровень.
Для
современной рыночной экономики
характерен переход к конкуренции
олигопольного типа, и в этом плане
формирование ФПГ соответствует
общемировым экономическим
ФПГ как «мягкая» ассоциативная структура, основанная на развитии внутренних договорных отношений, становится наиболее привлекательной формой интеграции промышленного и банковского капитала. В первую очередь, это связано с тем, что ФПГ рассматриваются как наиболее быстрый и дешевый способ апробации возможностей совместной деятельности, регулируемой специальным законодательством в этой сфере.
Однако процесс формирования и становления ФПГ, являющийся одним из ключевых направлений выведения российской экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах, идет в исключительно сложных и противоречивых условиях. Замедленными темпами происходит создание транснациональных ФПГ, которые могли бы способствовать промышленному сотрудничеству России и других стран СНГ. Недостаточно конкурирующих структур на местном уровне. На формировании ФПГ сказываются и проблемы общеэкономического характера, связанные с производственным, инвестиционным и финансовым кризисом в стране. Кроме того, формирование российских ФПГ осложняется рядом обстоятельств организационного, правового, конъюнктурного и концептуального характера.
Решающим фактором, тормозящим формирование и развитие корпоративных структур, является отсутствие адекватной государственной поддержки ФПГ на фоне общеэкономического кризиса.
Государственная
поддержка – основа становления
любой ФПГ – особенно необходима
после столь глубокого
Закон декларирует готовность властей передать Центральной компании ФПГ в доверительное управление госпакеты акций участников этой ФПГ. Госкомимущества прогнозировал данный пункт. Однако только четырем группам удалось получить их в доверительное управление.
ФПГ реально не участвуют в выработке федеральных программ, не получают в первую очередь заказы по целевым программам правительства.
ФПГ
не получили право самостоятельно определять
сроки амортизации и
Более того, анализирую деятельность российских ФПГ за последние годы, среди огромного количества внутренних проблем можно выделить следующие, наиболее присущие всем без исключения группам:
-
отсутствие реального
-
неадекватность
-
отсутствие единой стратегии
развития группы и слабый
В целом подводя итог формирования и развития российских ФПГ в последние годы, можно отметить, что это – один из наиболее важных моментов происходящей в России экономической реформы, реально существующий пример удачной трансплантации организационных механизмов рынка в нашем государстве. ФПГ представляют одно из немногих позитивных следствий реформ в стране, являются одним из реальных способов повышения эффективности предпринимательства, преодоления депрессивной фазы конъюнктуры в рыночной экономике. Они создают базу для будущей стабилизации и развития промышленности.
Процесс
интеграции финансового и промышленного
капиталов является естественным в
условиях формирования рыночной экономики.
Вместе с тем формирование ФПГ
– важный элемент структурной
перестройки отечественной
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП
2.1. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУППАХ
Консолидированный учет является неотъемлемой составной частью бухгалтерского учета в организациях корпоративной группы (которой являются ФПГ), то есть это составная часть упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения и представления определенной учетной информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах, их движении путем сплошного, непрерывного и документального всех операций между консолидирующей материнской, дочерними, ассоциированными и совместно контролируемыми организациями.