Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:44, контрольная работа
Цель нашей работы - дать характеристику управления и коррекции конфликтов. Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликте. Этот аспект носит исключительно психологический характер. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать психолог, лидер, посредник (медиатор) и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ.
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТА.
ГЛАВА III. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ.
ГЛАВА IV. ПЕРЕГОВОРЫ - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
При проведении диагностики конфликта достаточно сложным является выявление субъектов конфликта, их затронутых потребностей, интересов, опасений и т.д.
Для выявления причин
На первом этапе проблема
описывается в общих чертах, определяется
предмет конфликта. Если, например,
речь идет о несогласованности
в работе, в том, что кто-то
не "тянет лямку" вместе со
всеми, то проблему можно
На втором этапе выявляются
главные участники (субъекты) конфликта.
В список можно внести
Третий этап предполагает
перечисление основных
Графическое отображение
Примерная карта конфликта.
Участник № 1 Серов С.С.
Потребности: уважение, самореализация, получение должности.
Опасения: потеря интересной работы в данном коллективе, потеря возможности роста. Налаживание "нормальных отношений с коллегами". Участник № 2 Саблин Ю.Ю.
Потребности: сохранение уважения среди коллег, получение должности, сохранение хорошего климата в коллективе.
Опасения: потеря авторитета, перспектив роста, потеря работы. Взаимоотношения Участник № 4 Шомов В.С. (руководитель).
Потребности: сохранение власти, авторитета, дисциплины в фирме.
Опасения: уход квалифицированных специалистов из отдела, потеря управляемости в коллективе, ухудшение качества работы
Участник № 3 Коллектив отдела.
Потребности: нормальная работа, сохранение хорошего климата в коллективе.
Опасения: расширение конфликта, быть
втянутым в конфликт. Ухудшение социально-
Применение метода
Глава III. Методы управления конфликтами.
Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию.
Например, к ним всегда можно отнести: взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения конфликтной ситуации. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы:
* руководство организации;
* служба управления персоналом;
* отдел психолога и социолога;
* профсоюзный комитет и т.д.
Решение конфликта
Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие:
* по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт;
* по коррекции поведения
* по поддержанию необходимого уровня конфликтности, но не выходящего за контролируемые пределы.
Существует достаточно много
методов управления и
* внутриличностные методы - методы воздействия на отдельную личность.
* структурные методы - методы по
профилактике и устранению
* межличностные методы или
* персональные методы.
* переговоры.
* методы управления поведением
личности и приведение в
* методы, включающие ответные
Теперь необходимо перейти
к рассмотрению перечисленных
методов управления
1. Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовывать свое собственное поведение, высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.
Некоторые авторы предлагают использовать способ "Я - высказывания", т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение и не провоцировал конфликт.
Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. "Я - высказывание" может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это оказывается оправданным в дальнейшем. "Я - высказывание" построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свое пожелание. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринят это негативно и перешел бы в наступление.
Например, придя утром на
работу, вы обнаруживаете, что
кто-то передвинул все на
Событие. Создавшаяся ситуация с учетом применяемого метода требует краткого объективного описания без использования субъективных и эмоционально окрашенных выражений. Можно так начать фразу: "Когда на меня кричат...", "Когда на моем столе разбрасывают мои бумаги...", "Когда мне не говорят, что я был вызван к начальнику...".
Реакция индивида. Четкое высказывание,
почему вас раздражает именно
этот поступок окружающих, помогает
им понять вас, а когда вы
говорите от "Я", не нападая
на них, тот такая реакция
может подтолкнуть окружающих
на изменение своего поведения.
Предпочитаемый исход события.
2. Структурные методы, т.е. методы предупреждения или профилактики конфликтов, а также воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, существующей организации труда, принятой системы регулирования и стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, формирование координационных и интеграционных механизмов, общеорганизационных целей, использование систем вознаграждения.
Разъяснение требований к
работе является одним из
Координационные механизмы
могут быть реализованы при
использовании структурных
Кроме этого, эти методы
предполагают: установление иерархии
полномочий, системы передачи команд
и получения обратной связи;
реализацию принципа
Постановка
Например, если между отделами
одного управления возникают
раздоры и конфликты, то
Система вознаграждений. Стимулирование может быть использовано как метод управления конфликтной ситуацией, при грамотном оказании влияния на поведение людей можно избежать конфликтов.
Важно, чтобы система
Устранение реального предмета (объекта) конфликта - т.е. подведение одной из сторон под отказ от объекта конфликта в пользу другой стороны.
3. Межличностные методы (стили поведения) в конфликте.
При возникновении
а) активную борьбу за свои интересы, устранение или подавление любого сопротивления.
б) уход из конфликтного взаимодействия.
в) разработку
г) использование результатов конфликта в своих интересах.
Данные варианты поведения
были обобщены двумя
Авторы сконцентрировали
Для описания типов поведения
людей в конфликтной ситуации
К.Томас предложил
1) Степень реализации
2) Уровень кооперативности, учет интересов другой стороны;
Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса-Килмена.
Противоборство Сотрудничество Уклонение Уступчивость
Рассмотрим подробнее эти стили поведения.
1. Уклонение (избегание, уход). Данная
форма поведения
Этот предполагает тенденцию
ухода от ответственности за
решения. Такое поведение
* исход конфликта для индивида не особенно важен;
* ситуация слишком сложна и
разрешение конфликта