Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 07:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является историческая реконструкция генезиса морали на материале мифосимволических систем народов Передней Азии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия «мораль», эксплицировать проблему генезиса морали;
2) Проанализировать соотношение между моралью и мифологией;
3) Выявить специфику мифологии народов Передней Азии;
4) Определить параметры генезиса морали у народов Передней Азии в период с VI тысячелетия до н. э. до первых веков нашей эры.
Введение ………………………………………………………………………4
1.Генезис морали как проблема..……………………………………...........8
2. Мифология народов Передней Азии как предпосылка зарождения морали………………………………………………………………………...16
2.1. Культура народов Передней Азии…………………………………………...16
2.2. Признаки формирования моральных представлений в мифологии стран
Двуречья………………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………….31
Главная проблема генезиса морали носит методологический характер. Она порождена плюрализмом в толковании термина «мораль» и заключается в множественности подходов к изучению морали и ее происхождения.
Выделение морали в период «осевого времени» из синкретичной целостности мифоритуальной культуры можно констатировать по следующим признакам: по оформлению представлений о специфической моральной ценности – добра (формирование элементарных понятий о морали); возникновению концепта «долг» и механизма долженствования; утверждению нормативно-ценностной регуляции в сфере профанных межчеловеческих отношений; по формированию идеальных норм поведения, противопоставленных реальным его образцам. Наконец, признаком появления морали являются жалоба общества на ее отсутствие, на то, что сущее поведение людей не соответствует должному представлению о нем.
Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в 8 в. до н.э. В развалинах дворца в Ниневии обнаружили библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Собиратель этой библиотеки ассирийский царь Ашшурбанипал вошел в историю как образованный и начитанный человек. Однако, эти черты были присущи не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами.
У
народов Двуречья присутствовали зачатки
нравственного миропонимания, но на уровне
недифференцированного сознания они были
слиты с ритуалом. Ни герои, ни боги мифов
Месопотамии не воплощают собой нравственного
идеала, ибо поступки их мотивированы
исключительно корыстными, прагматическими
устремлениями в противовес всяким моральным
нормам и понятию долга. В мифологическом
материале стран Передней Азии отсутствовали
какие-либо моральные предписания. В культурном
наследии Двуречья отсутствовала фиксация
обособленных понятий морали – все моральное
понимание жизни существовало лишь в мифосимволической
форме и было выражено в виде сакральных
закономерностей таких как закон «за голову
голову». Практически вся мифосимволическая
система стран Двуречья пронизана
идеей «равновесия», что свидетельствует
о наличии архетипа обмена, не свойственного
для морально развитых сообществ.
Список
использованной литературы
Информация о работе Проблема генезиса морали (на материале мифологии народов Передней Азии)