Проблема генезиса морали (на материале мифологии народов Передней Азии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 07:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является историческая реконструкция генезиса морали на материале мифосимволических систем народов Передней Азии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия «мораль», эксплицировать проблему генезиса морали;
2) Проанализировать соотношение между моралью и мифологией;
3) Выявить специфику мифологии народов Передней Азии;
4) Определить параметры генезиса морали у народов Передней Азии в период с VI тысячелетия до н. э. до первых веков нашей эры.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………4
1.Генезис морали как проблема..……………………………………...........8
2. Мифология народов Передней Азии как предпосылка зарождения морали………………………………………………………………………...16
2.1. Культура народов Передней Азии…………………………………………...16
2.2. Признаки формирования моральных представлений в мифологии стран
Двуречья………………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Лепников4.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

       Главная проблема генезиса морали носит методологический характер. Она порождена плюрализмом в толковании термина «мораль» и заключается в множественности подходов к изучению морали и ее происхождения.

     Выделение морали в период «осевого времени» из синкретичной целостности мифоритуальной культуры можно констатировать по следующим признакам:  по оформлению представлений о специфической моральной ценности – добра (формирование элементарных понятий о морали);  возникновению концепта «долг» и механизма долженствования; утверждению нормативно-ценностной регуляции в сфере профанных межчеловеческих отношений; по формированию идеальных норм поведения, противопоставленных реальным его образцам. Наконец, признаком появления морали являются жалоба общества на ее отсутствие, на то, что сущее поведение людей не соответствует должному представлению о нем.

     Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в 8 в. до н.э. В развалинах дворца в Ниневии обнаружили библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Собиратель этой библиотеки ассирийский царь Ашшурбанипал вошел в историю как образованный и начитанный человек. Однако, эти черты были присущи не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами.

     У народов Двуречья присутствовали зачатки нравственного миропонимания, но на уровне недифференцированного сознания они были слиты с ритуалом. Ни герои, ни боги мифов Месопотамии не воплощают собой нравственного идеала, ибо поступки их мотивированы исключительно корыстными, прагматическими устремлениями в противовес всяким моральным нормам и понятию долга. В мифологическом материале стран Передней Азии отсутствовали какие-либо моральные предписания. В культурном наследии Двуречья отсутствовала фиксация обособленных понятий морали – все моральное понимание жизни существовало лишь в мифосимволической форме и было выражено в виде сакральных закономерностей таких как закон «за голову голову». Практически вся мифосимволическая система стран Двуречья  пронизана идеей «равновесия», что свидетельствует о наличии архетипа обмена, не свойственного для морально развитых сообществ.   
 

 

Список  использованной литературы 

      
  1. Акулич, М.М. Функционально-целевое согласие: становление и развитие // Социологические исследования. – 2002. – № 1. – С. 77–78.
  2. Беляева, Е.В. Метаморфозы нравственности: динамика исторических систем нравственности. – Мн.: Экономпресс, 2007. – 463 с.
  3. Брейкин, О.В. Мораль Древнего Рима (VIII-I вв. до н. э.). – Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. – 245 с. 
  4. Введенский, А.И. О видах веры в ее отношении к знанию // Введенский, А. И. Статьи по философии. СПб., 1996.
  5. Герасимова, И.А. Деонтическая логика и когнитивные установки // Логический анализ языка. Языки этики. М., 2000.
  6. Гуревич, А.Я. «Эдда» и сага. – М., 1979.
  7. Гусейнов, А.А. Мораль и цивилизация (От этики добродетелей к институциональной этике) // Философия культуры. – Самара, 1997.
  8. Гусейнов, А.А.  Мораль как сфера свободного выбора [Электронный  ресурс]. Режим доступа: ttp://religion.ng.ru/problems/2005-12-07/5_moral.html.
  9. Токарев, С.А. Религии в истории народов мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://religion.historic.ru/books/item/f00/z0000008/st019.shtml.
  10. Зеленкова, И.Л. Этика : Учебное пособие / И. Л. Зеленкова. – Минск :
  11. ТетраСистемс, 2008.
  12. Зеленкова, И.Л., Беляева Е. В. Этика: Учебное пособие для студентов вузов – 4-е изд., стереотип – Мн. : ТетраСистемс, 2001.
  13. Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию. – М.: АкадемПроект, 2000. – 316 с.
  14. Ковельман, А.Б. Риторика в тени пирамид: Массовое сознание римского Египта. – М.: Наука, 1988 – 190 с.
  15. Красухин, К.Г. Грамматическое выражение долженствования в древнейших индоевропейских законодательных текстах // Логический анализ языка. Языки этики. М., 2000.
  16. Кун,  Н.А., Циркин, Ю.Б., Петрухин, В.Я. и др. Мифы народов мира. – М. : АСТ : Астель, 2006 – 392 с.
  17. Мораль и рациональность. –  М. : ИФРАН, 1995. – 197 с.
  18. Пригожин, И., Стэнгерс И. Время, хаос, квант. – М. : Прогресс, 1994. – 240 с.
  19. Райт, Р. Моральное животное/Р. Райт//Форум досуга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/114646/read.
  20. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. – М. : АСТ, 2003. – 307 с. 
  21. Элиаде, М. Священные тексты народов мира. – М. : КРОН-ПРЕСС, 1998. – 624 с.
  22. Элиаде, М. Словарь религий, обрядов, верований. – М., СПб. : Рудомино : ВГБИЛ : Унив.кн., 1997. – 414 с.
  23. Энциклопедия социологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru
  24. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. – М. : Медиум, 1991. – 113 с.

Информация о работе Проблема генезиса морали (на материале мифологии народов Передней Азии)